На прошлой неделе в г. Александрове произошло, может быть, и мало кем замеченное, но значимое, а главное, небывалое событие. Администрацией района были демонтированы две первые незаконно установленные уличные рекламные конструкции. Подчеркнем, первые в том смысле, что снесены они были администрацией, а не их владельцами, которые, получив предупреждения, не вняли им, видимо не поверив, что угроза убрать насильственно, будет осуществлена. Но подошел назначенный срок и конструкции «сложили головы».
В последнее время администрация всерьез взялась за наведение порядка в уличной рекламе, которая в Александрове по меткому выражению Губернатора напоминает ей папуасов.
За апрель и май всего в городе демонтировано 13 отдельно стоящих рекламных конструкций больших размеров (3 на 6 метров). Эти 13 демонтированы их собственниками почти в добровольном порядке – на основании письменного предупреждения администрации о демонтаже конструкций и освобождении земельного участка. Ну, а из тех двух, с которых мы начали разговор, владелец одной – ООО «Анфилада» - не отреагировал на предупреждение, найти другого не удалось. Есть надежда, что, убедившись в серьезности намерений администрации, теперь владельцы незаконных рекламных щитов, будут сами убирать их. Ведь в случае, если этим займется администрация, они получат счета на оплату демонтажа.
- Насколько много в городе и районе не оформленных по закону рекламных конструкций, - спрашиваю главного архитектора района Виталия Дмитриевича Степанова.
- Договоров аренды на использование земли нет почти ни у кого. Ни у кого не оформлены и разрешения на размещение рекламных конструкций, в которых должны быть согласованы их вид и размеры. А всего установлено только в городе Александрове около ста конструкций и столько же - на территории района, в основном вдоль дорог.
- Каковы Ваши действия по наведению порядка в этом деле?
- Первое, что было сделано - выявлены все рекламные щиты, размещенные в городе и районе. Затем ищем их собственников, выдаем им предписания о демонтаже конструкций и освобождении земельных участков под ними. Ждем месяц и, если предписание не выполнено, демонтируем силами администрации с возмещением затрат на эту работу владельцем конструкции.
По заказу администрации района сносом щитов занимается муниципальное предприятие «Горстройзаказчик». В городе Александрове уже выданы около 50 предписаний на незаконно размещенные рекламные конструкции. 15, как мы уже говорили, демонтированы, остальные – в стадии решения вопроса. Одни выполняют предписание в срок, другие дают гарантию, что демонтируют, но не успевают это сделать в назначенный срок и просят его продлить его. В ряде случаев найти собственников не представляется возможным, и конструкции сносятся. Демонтированные конструкции вывозятся на хранение, а собственникам их, если они известны, предъявляются санкции о возмещение затрат на их демонтаж. Процесс не легкий и не быстрый. Но работа будет продолжаться.
- Просто оформить, а не демонтировать нельзя?
- Нет. Во-первых, будет меняться формат рекламных конструкций. Его размер для городов, согласно новым правилам, уменьшается: не 3 на 6 метра, как раньше, а 2,6 на 4,6 метра. Это так называемый ситиборд, то есть городской формат – высокотехнологичная конструкция с внутренней подсветкой для размещения рекламы на городских улицах с высокой загруженностью движения. Во-вторых, мы направили на согласование схему размещения всех отдельно стоящих рекламных конструкций в г. Александрове, а значит, размещаться она будет не хаотично, не кто где сам найдет под нее место, как было раньше, а согласно схеме, на которой уже определены места для размещения. Они будут заявлены на торги, на основании результатов которых и будут сдаваться в аренду.
- Хотелось бы, но верится как-то с трудом…
- Глава администрации настроен очень серьезно и, я думаю, что в ближайшее время и собственники поймут, что угроза демонтировать рекламные щиты реальна, и дешевле это сделать самим. И спокойнее – без каких либо тяжб, в том числе судебных. Затем оформить договор аренды земли, сделать рекламную конструкцию, соответствующую утвержденной, получить разрешение на ее установку – и «спать спокойно». Главное, что процесс демонтажа рекламных конструкций администрацией запущен, и темпы ее, уверен, вырастут.
- Виталий Дмитриевич, хотелось бы еще услышать об уличная рекламе, размещаемой на стенах зданий. Уж очень она у нас в большинстве своем страшная.
- Работа по размещению такой рекламы у нас сейчас тоже ведется. Сегодня, чтобы получить разрешение на установку какого-то баннера на фасаде здания, необходимо сначала разработать проект размещения рекламы на всем фасаде - какие пятна будет заняты, каких размеров Просто взять рекламный плакат и произвольно, на что упадет взгляд, повесить его – нельзя. Затем необходимо предъявить макет архитектуре, которая его проверит - не будет ли фасад перегружен, как согласуются плакаты друг с другом и т.д. После такой проверки, корректировки (если требуется), можно получить разрешение на оформление фасада.
Если Вы заметили, у нас преобразился фасад Торгового центра «Царский двор». Он стал более строгим, более эстетичным, приобрел единый стиль. Это и есть результат того, что был сделан проект оформления фасада, размещения на нем рекламы. И в соответствии с ним фасад стал приобретать более гармоничный вид. Общественно–торговый центр без рекламы не может обойтись. Поэтому разрешения на размещение ее на фасадах выдаются, но только после предъявления и утверждения проекта.
- А ведь точно – заметила. Сначала даже не поняла, что там произошло, но отметила – как-то культурнее и эстетичнее стал выглядеть фасад 2Царского двора». А еще заметила, что исчезла реклама Ценопада, огромными плакатами которого был полностью закрыт забор вокруг магазина Кенгуру напротив вокзала, в котором, видимо, арендует помещение Ценопад. Страшнее их рекламы трудно что-то себе представить: башмак, кусок колбасы, какой-нибудь предмет женского туалета огромных размеров, намалеванные не иначе как Остапом Бендером из фильма «Двенадцать стульев». Увидишь такое – испугаешься.
– Мало того, разрешений размещать рекламу на ограждениях мы вообще не выдаем. Не для этих целей они сооружаются. Увы, далеко не все у нас законопослушны - вешают произвольно, куда вздумают и все, что придет в голову. Часто при этом со вкусом не в ладах. Все-таки это важное дело надо поручать профессионалам. Иначе у нас прямо на центральной улице изображены на большом плакате куски мяса, на другом - почти обнаженная, в купальнике, женщина. И это в историческом центре города. Пришлось направлять предписание с просьбой убрать.
- Словом, поле деятельности у вас огромное.
- Непочатый край. По части исторических зданий города нам хорошо помогает в наведении порядка с рекламой областной департамент культурного наследия, который участвует в согласовании рекламных проектов. Если речь идет об исторической части города, туда мы направляем проекты на согласование, так как это особая зона, подконтрольная департаменту. Кроме того, область периодически проверяет все исторические здания, в том числе на предмет рекламы. Неоднократно они наказывали, например, ресторан «Империя», занимающий историческое здание, внешняя реклама которого не была согласована.
- «Империя» да еще Новая аптека еще куда ни шло. Они неплохо вписались в стиль прошлого века, да и рекламой чрезмерно не увлекаются. Удручает большое количество новостроек в историческом центре, обшарпанный вид большинства старинных зданий. Впрочем, это уже другая история, о чем мы непременно поговорим отдельно.