Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ПАТРИОТ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
11.09.2017 / Просмотров: 138 / Комментариев: нет

  «Однако есть кое-что, что принадлежит только мне
и останется у меня навсегда. Это – мои воспоминания»

С. Ахерн.

Бывая на станции Александров, люди читают объявление: «Билеты на поезд «Федор Чижов» продаются во второй кассе».

Вот и возник вопрос: «Кто такой Федор Чижов? Почему раньше мы о нем не слышали и не знали его». Стала выяснять.

И выяснила. Оказывается, когда наша семья в 1947 году уехала из Александрова в Костромскую область, чтобы пережить тяжелое голодное послевоенное время, мы обосновались там в селе Анфимово Чухломского района. Отец стал работать преподавателем в Анфимовском зооветеринарном техникуме (так он тогда назывался), который расположен в трех километрах к юго-востоку от Чухломы.

Теперь техникум стал называться Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей N23 им. Ф.В.Чижова». Но сначала это было училище.

Почему училище (техникум, лицей) носит это имя?

Оно, как выяснилось, было построено на средства, оставленные по завещанию от 14 октября 1877 года известным промышленником и общественным деятелем Федором Васильевичем Чижовым. Открыто 7 октября 1896 года. И было не единственным, а последним в ряду аналогичных учебных заведений, сооруженных согласно завещанию в Костроме, Макарьеве, Кологриве и Чухломе.

Училище готовило низших служащих по сельскому хозяйству, старост, конторщиков, приказчиков, управляющих небольшими имениями и других специалистов, обладающих знаниями, необходимыми для сельского хозяйства.

Вот что читаем в книге краеведа В. Галкина «Чухлома» (1992 г.).
Федор Васильевич Чижов (1811-1877) родился в семье учителя Костромской губернской гимназии. Отец его преподавал историю, географию, логику и ряд других предметов. Он был бедным чухломским дворянином. Детство свое Федор провел счастливо, проживая летом в небольшой усадьбе родителей в Чухломском уезде.

В Костроме Ф.В. Чижов получил среднее образование, а в 1832 году блестяще закончил Петербургский университет, хотя за все годы учебы, чтобы пополнить свои скудные средства, давал частные уроки. От небогатого отцовского имения после смерти отца он отказался в пользу трех сестер и рано начал жить, зарабатывая своим трудом.

В 22-летнем возрасте Ф.В. Чижов приступил к преподавательской работе в университете. На свою первую лекцию он пришел в студенческом мундире, так как не имел средств купить новый. Профессора сочли это неудобным и собрали деньги на приобретение нового обмундирования.

Вскоре Чижов получил степень магистра. В 1838 г. он издал первое русское сочинение о паровых машинах, которое получило хорошие отзывы. Тогдашнее светило математики академик Остроградский пророчил молодому ученому блестящее будущее.

В университете Чижов познакомился с Гоголем, но близко сошелся с ним позднее, только в Риме. В 1840 г. Чижов подал прошение об отпуске по болезни на три года и на службу в университет уже не вернулся. Побывал на немецких водах в Мариенбаде, в Богемии и в Италии. За границей прожил семь лет.

Сначала он выступает больше как идеолог, издатель журнала «Вестник промышленности» и газеты «Акционер». Но, убедившись в косности и инертности русских капиталистов, сам принимается за практические дела.

Под его руководством группа русских капиталистов впервые берется за строительство железной дороги Москва – Вологда, чем и объясняется присвоение его имени поезду, который и поныне курсирует по маршруту Москва - Александров. Ведь это как раз часть того пути, который в то далекое время был построен промышленниками во главе с Федором Васильевичем Чижовым.

Позднее Чижов организует товарищество Архангельско-Мурманского пароходства, что привело к оживлению северного края. Он же становится во главе предпринимателей, купивших у иностранцев Московско-Курскую железную дорогу.

Все эти предприятия приносили Чижову немалый доход. Но коммерция не заслоняла той идеи, которая владела Ф.В. Чижовым, это накладывало отпечаток вдохновения на любое дело, за которое он брался.

Одним из последних его дел было составление проекта технических училищ, которые должны были готовить для России знающих современных специалистов. Свои 7 миллионов Чижов завещал на строительство и содержание училищ в Костромской губернии. В числе их и Чухломское училище в Анфимове, которое должно было готовить низших служащих по сельскому хозяйству, и где работал мой отец. Учащихся знакомили со столярным, слесарным, кузнечным и токарным делом, что было необходимо знать при ремонте сельхозмашин и орудий. Возраст учащихся от 12 до 18 лет. Основные здания – учебный корпус, дома для учителей и мастеров, больница, баня, прачечная, конный и скотный двор были вчерне выстроены к концу 1895 года. Остальные сооружения – дом для инспектора, мастерские, пожарное депо появились, вероятно, в 1896 году.

Создано училище было для того, чтобы привлечь местное население к сельскохозяйственному образованию и отвлечь его от отхожего промысла, развить местное земледелие. До 1932 г. был организован культурно-мелиоративный техникум. С 1932 по 1975 гг. здесь готовили ветеринарных специалистов и зоотехников со средним образованием. С сентября 1975 г. на базе зооветтехникума создано сельское профтехучилище, готовившее шоферов, трактористов-машинистов широкого профиля.
В Анфимово наша семья приехала поздней осенью 1947 г. До сих пор я помню огромное, во всю стену, зеркало венецианского стекла, которое было установлено в главном учебном корпусе техникума.

Так переплелась жизнь нашей семьи с наследием Ф.В. Чижова, которое открылось для меня совершенно неожиданно.

Можно только радоваться тому, что, наконец, стали вспоминать русских меценатов, которые свои сбережения и дела посвятили во благо людям.
Таких людей надо знать и помнить.

Н. САРАНКОВА (Фомина).

КСТАТИ:
Поезд «Федор Чижов», курсирующий по маршруту Москва – Александров – это не просто пригородная электричка. Это фирменный поезд - экспресс, повышенной комфортности: мягкие кресла с подголовниками, в головном вагоне есть туалет, места в вагонах резервированные, работают проводники и т.д.
О самом промышленнике, меценате, издателе, ученом, организаторе железнодорожного строительства Ф.В. Чижове издана книга в популярной серии «Жизнь замечательных людей».
А автору статьи Н. Саранковой, которая предоставила нам для публикации такую интересную статью, напомнившую о замечательном человеке, имя которого подзабыто, а молодым и вовсе неизвестно, скажем спасибо.
«АГТ».

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • ЮБИЛЕЙ КРАЕВЕДА. ЮБИЛЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ ( 429 )
  • ОТКРЫТИЯ РЯДОМ С НАМИ ( 350 )
  • А СВЕТ СТИРАЕТ ГРАНЬ… ( 336 )
  • Александровской городской прокуратурой в одном из магазинов выявлена санкционная продукция ( 262 )
  • ДЕРЕВНЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ ( 88 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2017 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 2.7092 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------