Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ДЕРЕВНЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
14.11.2017 / Просмотров: 69 / Комментариев: нет

 Деревню Следнево и Следневское сельское поселение по праву можно назвать самыми многонациональными в нашем районе среди сельских поселений. Только в самой деревне насчитывается 11 различных национальностей, а в целом по поселению около 20. С 2013 года в День России 12 июня здесь проводится Фестиваль национальных культур, который впоследствии был взят на вооружение и районом. Мы встретились с главой Следневского сельского поселения Варварой Алексеевной Кирютиной, чтобы узнать, чем обусловлено разнообразие народов в Следнево.

- Варвара Алексеевна, расскажите, как получилось, что в деревне и поселении живет так много различных народов?

- В 1960-е годы с развитием совхоза «Струнинский» в деревню Следнево стали приезжать по распределению специалисты села из разных уголков нашей страны. Совхоз разрастался и наращивал мощность. Началось строительство многоквартирных жилых домов. Люди, которые приезжали, стали приглашать родственников и знакомых. Первыми к нам приехали мордвины, затем чуваши и марийцы. Кто-то остался, кто-то потом уехал. Одним из оставшихся был Айвас Ибрагимович Оруджов - ветеринарный врач, ставший директором совхоза. К нему приехали азербайджанцы. Это были 1990-е годы, тогда они еще не только торговали, но и работали на ферме. Ближе к 2000-м годам у нас появились таджики.

Когда произошел конфликт на Украине, приехали беженцы - украинцы. Их тоже приняли. Не в совхоз, а уже в частное сельскохозяйственное предприятие. Им предоставили жилье, работу. Надо было видеть, как откликнулось на их приезд местное население! Никто не остался равнодушным! Кто-то приносил продукты, кто-то деньги, подушки, посуду. Их приняли со всем радушием. Но когда конфликт стал немного стихать, они все равно в большинстве своем уехали домой.

- А какие национальности преобладают?

- Если говорить о количественном составе, то 30-40% это мордва, их у нас немногим меньше, чем русских. Остальные – разных других национальностей. А вот коренных жителей Следнева можно пересчитать по пальцам рук. В трех населенных пунктах компактно живут цыгане (Арсаки, Татьянино и Темкино), в Бакшееве у нас проживают несколько национальностей: дагестанцы, чуваши. В Брыковых горах - дагестанцы и таджики.

- Возникают ли трудности из-за такой многонациональности?

- Деревня живет дружно, конфликтов не возникает. И я думаю, что это сложилось из-за особенностей сельского уклада жизни. Сами понимаете, мы живем в деревне, а «от людей на деревне не спрячешься». Все обо всех знают всю подноготную. И получается, что мы живем одной большой семьей. Когда в семью прибывает новый член, люди сначала присматриваются к человеку со стороны. А потом уже принимают в семью. Или не принимают, если человек не подошел нашей семье, такие как правило сами не выдерживают и уезжают.

- А что касается подрастающего поколения?

- Дети разных национальностей, которые родились в деревне Следнево, не воспринимаются чужаками. Они свои, растут вместе со всеми детьми. Если взять детский сад, то детишки там вообще по национальности себя никогда не делят. Причем дети разных национальностей, в отличие от их родителей, хорошо говорят по-русски. Такая среда располагает к дружбе. Некоторые родители, бывает, даже обеспокоены тем, что дети, живя в России, начинают утрачивать свою национальную культуру. И хотя многие общаются дома на родном языке, в целом русская культура преобладает. Поэтому папы и мамы стараются приобщать детей к своим национальным песням, чтобы не терять связь со своей культурой. Но, тем не менее, все эти культуры прекрасно уживаются. Конфликтов и дисгармонии нет.

- Деревня Следнево является зачинателем многих праздников, которые пошли в район: День сельского старосты, День работников сельского хозяйства, Фестиваль национальных культур. Можно о фестивале узнать подробнее?

- Я думаю, наш фестиваль зародился еще в советские времена, поскольку деревня была многонациональной уже тогда. Помню, шел 1982 год, мы отмечали 60-летие образования СССР, я училась в школе. Мы ходили в клуб, где занимались художественной самодеятельностью. И там у нас проходил праздник «Пятнадцать республик – одна семья». Мы готовились к празднику - шили костюмы, представляли разные народы, пели и танцевали. Тогда такого количества национальностей, как сейчас, все же еще не было. Но мы находили выходы. Одна моя одноклассница исполняла молдавский танец, потому что мама у нее была молдаванка. А я исполняла грузинский танец, хотя вовсе не грузинка. Уже тогда дружбе народов уделялось очень большое внимание.

С 2013 года мы возобновили традицию проведения фестивалей. Праздник отмечаем теперь 12 июня, в День России, и он всем нравится. В первый год праздник проводился только в деревне Следнево. А потом он вышел на уровень всего поселения, стали привлекать коллективы села Бакшеево. Из Арсак пытались привлечь к занятиям цыган, но барон спросил «А что нам за это будет?». Так что с ними не получилось. Зато к нам приезжают дагестанцы из Лизунова, татары из Струнина. Очень тесно сотрудничаем с армянской и таджикской диаспорами из района, с казаками.

В первый год обновленного фестиваля мы стали собирать семьи, чтобы показать разнообразие культур. Национальные танцы и национальная кухня, презентации семей - все это очень интересно и в культурном плане обогатило и наших коренных жителей, не отстающих в мастерстве исполнения русских песен, танцев. В составе ансамбля «Деревенька» у нас пели 4 участницы, которые выделялись из коллектива. Они в 80-е годы приехали к нам из Мордовии. И на первом же деревенском фестивале они выступили в новом качестве, объединившись в ансамбль «Мокшень стирнят» (Мордовские девчата), которые пришли на праздник в уникальных национальных платьях.

«МОКШЕНЬ СТИРНЯТ»

Итак, этот коллектив образовался в 2013 году в составе вокальной группы «Деревенька» Следневского Дома культуры, когда проходил первый фестиваль национальных культур. Теперь группа «Мокшень стирнят» (Мордовские девчата) известна на весь Александровский район не только прекрасными и необычными мордовскими песнями, но и сохранением традиций старых русских песен. А благодаря тому, что коллектив завоевал Гран-при на Областном конкурсе хоров «Хрустальный лебедь-2016», о них узнала вся область.

В группу входит четыре участницы: три сестры - Марина Васильевна Эрзина, Валентина Васильевна Пакштяева, Татьяна Васильевна Кабанова (поселок Носакино, Торбеевский район, Республика Мордовия) и Нина Петровна Кабанова (село Варжеляй, Тарбеевский район, Республика Мордовия).

Участницы группы приехали в Следнево в разное время. К примеру, в 1982 году приехала Нина Петровна, до выхода на пенсию была учителем биологии и химии. А двое из сестер сейчас работают в школе поварами.

Песни в их семьях передавались из поколения в поколение. В детстве слышали их от родителей, бабушек. И решили продолжать традиции на своем родном языке, основали группу и теперь делятся культурными особенностями с жителями Александровского района.

Мордва – очень дружный, добродушный и гостеприимный народ. Рады гостям всегда. Устраивают застолья, поют мордовские песни. В любое время тебя всегда с распростертыми объятиями встретят, и напоят и накормят и споют с тобой.

Угощают блинами (пачат – они толще, чем привычные наши)- это национальное блюдо. Сами делают квас (поза - напиток похожий на квас из сахарной свеклы) и холодец.

Из традиций – каждый год на Троицу они ездят в родные места, в Мордовию. «Приезжают все, кто уехал после школы. У нас будто огромный город собирается. Раньше поселок был большой – в школе училось 800 человек, а сейчас и школу закрыли. А детей возят на автобусе в райцентр, - рассказывает Марина Васильевна. - Мы на улицу выносим стол, и давай гулять до утра. Гармонисты приезжают. В Мордовии наш пятистенный дом пустует, целый год ждет нас. Это наше родное гнездо».

Оторванными от Родины они себя не чувствуют, потому что их семья здесь. «У нас мужья тоже мордва. И дома на мордовском языке общаемся. И дети наши говорят и все понимают».

Кстати, в мордовском языке тринадцать падежей. А в школе они, кроме родного, изучали русский и иностранный язык.

У коллектива есть редкая особенность, платьям, в которых они выступают, по 150 лет! И они уникальные. «Их ткали еще наши прапрабабушки. Они хранятся и передаются из поколения в поколение. Привезли их с Мордовии. Мы бережем их».

Отдельно стоит сказать о фольклоре. Во многих коллективах поются частушки на разные темы: гармонь, Масленица, деревня. Но мордовские частушки уникальны. У них в частушках идет живое общение, диалог. Они не прекращаются, и между ними нет пауз.

Поясняет Нина Петровна: «У нас почему много частушек. Раньше выходили два человека и друг перед другом частушки читали, а потом менялись. Такой как бы парный танец. В основном называется «Страдание».

«Мы очень любим петь частушки. Наверное, их у нас за тысячу. Все запоминали за родителями. Наши мамы пели много частушек. И в основном мордовские. Они редко выезжали в район и мало знали русский язык. А бабушки вообще не знали русский. Раньше, помню, приходили свет проверять из района. А бабушка на мордовском: «Дома никого нет, а я ничего не скажу».

В мордовских песнях прослеживается любовь к родным местам и дому, проявляется чувство самоуважения, а одним из важнейших качеств для мордвы является трудолюбие.

Кстати, этнопсихологи отмечают, что мордва обладают хорошей памятью. Может быть в этом и скрыт секрет того, что их фольклор не записывается, а передается из уст в уста.

А.КУЛЬКОВА.
Фото из архива коллектива и с сайта следнево.рф.

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • ЮБИЛЕЙ КРАЕВЕДА. ЮБИЛЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ ( 412 )
  • ОТКРЫТИЯ РЯДОМ С НАМИ ( 334 )
  • А СВЕТ СТИРАЕТ ГРАНЬ… ( 325 )
  • ВОЗМОЖНОСТИ КАЖДОГО БЕЗГРАНИЧНЫ ( 321 )
  • РЕЗОНАНС: «АГТ», №39 ОТ 27.09.2017, «СТЫДНО!» ( 317 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2017 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 3.1986 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------