Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
МУЗЫКА В ПЛОМБИРОВАННОМ ВАГОНЕ
03.12.2017 / Просмотров: 73 / Комментариев: нет

 «Зал под сводами» Литературно-художественного Музея Марины и Анастасии Цветаевых полон. Приглушенный свет, голубой экран. Директор Музея Л.К. Готгельф рассказывает о новом уникальном российско-швейцарском проекте и о том, как в Александрове долгое время жила ссыльная Эльза Рутгерс, дочь и жена основателей компартий Швейцарии и Голландии. Вот откуда начинаются культурные связи Александрова со Швейцарией! Прямо из Швейцарии к нам приехал композитор, саксофонист, импровизатор Томас Майер, а из Москвы – Московский ансамбль современной музыки («МАСМ»). Вот сейчас музыканты займут свои места, экран засветится, и начнется уникальное мультимедийное действо…

Что это за действо? Впервые в России – фрагменты швейцарского фильма «Red Friz» («Красный Фриц»), озвученные «живой» музыкой: произведениями Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Фриц Платтен – это тот самый швейцарский коммунист, который прислал в Россию «чуму в пломбированном вагоне» - Ленина и прочих товарищей…
После концерта удалось побеседовать с одним из музыкантов, кларнетистом Олегом Танцовым.
 
- Олег Игоревич, скажите, пожалуйста, как давно существует ваш ансамбль?
- С января 1990 года.
 
- У вас ансамбль современной музыки. Я не музыковед, поэтому спрошу: современная музыка – это в каких временных рамках?
- С создания в 1906 году Арнольдом Шенбергом «Камерной симфонии». Одновременно Пикассо написал «Виньонских девушек». С этого времени пошел модернизм.
 
- То есть, с 1906 года вся музыка – современная?
- Да.
 
- А как часто вам приходится озвучивать немые фильмы?
- Редко. За всю историю существования ансамбля это было раза 3-4.
 
- И какие это были фильмы?
- Немые фильмы 20-х годов: Дзиги Вертова, Козинцева. Это интересная работа, и она встречалась в нашей практике.
 
- Мне интересно, проявляет ли музыкант свою позицию – может быть, даже гражданскую – по отношению к тому, что происходит на экране? Допустим, сегодняшний фильм все-таки посвящен 100-летию Октябрьского переворота, и у каждого россиянина какая-то своя гражданская позиция по этому поводу.
- Конечно, у каждого есть, но он держит ее в себе.
 
- И никак не проявляет?
- Абсолютно никак.
 
- И даже выбор произведений не исходит из вашей гражданской позиции? Мне показалось, что музыка, которая сопровождала видеоряд, была немного зловещей.
- Ну, конечно, поскольку событие было зловещее, и вся история ХХ-го века в России – зловещая, поэтому никакого оптимизма здесь не было.
 
- Это все-таки Ваше отношение и Ваша гражданская позиция.
- Пожалуй, что да. Ситуация складывалась так, что музыка, которая в Советском Союзе была официальной, постепенно отмирает вообще. Остается та, которая не была признана официально: андеграунд, авангард 20-х годов, авторы-эмигранты. Они нужны, они востребованы, они создали хорошую музыку. А официоз мы не исполняем.
 
- То есть, опять же проявляете гражданскую позицию.
- Что-то в этом роде.
 
- Что у вас в планах на будущее?
- Планов у нас - громадье. Мы же играем 80 концертов!
 
- Ну, а проекты с видеорядом? С артистами, может быть?
- Вы знаете, нужно заглянуть в расписание. Живу сегодняшним днем. Впереди выезд в Санкт-Петербург, там замечательный фестиваль «Звуковые пути». Дальше Пермь, Казань, Екатеринбург…
 
- Как Вам кажется, это направление и дальше будет развиваться? Когда музыка включает в себя видеоряд и спектакль…
- Конечно. Это достижение ХХI-го века: синтез искусств. Это перспективно и интересно. И в «чистом» виде музыку в концертном зале мы тоже исполняем. А здесь музыка – часть проекта, поскольку проект носит какой-то историко-идеологический характер.
 
- Я бы сказала – гражданский…
- Ну, и это есть. А наш швейцарский друг от этого совершенно далек: ему все равно, коммунист Платтен или кто-то еще.
 
- Это понятно: он швейцарец, а эти события все же связаны с нашей национальной трагедией. Этот «чумной» вагон, в котором приехал Ленин, - это была «чума» конкретно для России, и Швейцарию это почти никак не затронуло…
- Тем не менее, в 20-30-е годы все-таки сюда приехало больше ста швейцарцев: это были крестьяне, которые хотели создать здесь хозяйство социалистическое. Потом все они погибли в лагерях.
 
- В их числе и Фриц Платтен, тот самый Красный Фриц! Ну, отдельные граждане Швейцарии, так скажем. А в целом Швейцарию это не затронуло.
- Там было активное коммунистическое движение в начале ХХ-го века: устраивали забастовки, но никогда не стремились к насильственному свержению власти. Наоборот, они ратовали за революцию, но, чтобы она была «лицом к народу», шли на какие-то реформы демократические. О пролетарской диктатуре речи не было.
 
- Швейцария устояла…
-Да и вся Европа устояла! Всех смутьянов либо посадили, либо выслали. Когда эти швейцарцы поехали в Россию – газеты писали, что все счастливы: наконец-то они уехали от нас. Пусть там, в России, копошатся, а мы тут спокойненько без них проживем. И во всех странах так. Из Германии выставили вагон с нашими – и довольны, что эти революционеры уехали к себе, у нас тут воду не мутят…
 
«Под занавес» нашего разговора мой собеседник обратил внимание на фотографии репрессированных, которые всюду напоминали о том, что «Зал под сводами» - это музейная экспозиция «Александров – столица 101-го километра». Он вспомнил, как однажды ансамбль играл в Музее ГУЛАГа в Москве: нигде музыка не звучала ТАК, как в этих мрачных стенах! Пробирало до дрожи…
 
Интересно, почему в памяти музыканта всплыл этот эпизод? Возможно, экспозиция «Зала под сводами» имеет похожую энергетику. Но наш гость в этом не признался…
 
Лариса ЮРЬЕВА. 
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • Александровской городской прокуратурой в одном из магазинов выявлена санкционная продукция ( 959 )
  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ В ДЕЛЕ ( 410 )
  • Местный депутат и его знакомый осуждены к реальному лишению свободы за похищение мужчины ( 384 )
  • СЕВЕРНОМУ ОБХОДУ ГОРОДА АЛЕКСАНДРОВА БЫТЬ ( 347 )
  • НА ЗАДВОРКАХ БОЛЬШОГО «ХОЛДИНГА» ( 337 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2017 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 2.7956 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------