Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ПЕРЕЗАГРУЗКА
11.02.2019 / Просмотров: 84 / Комментариев: нет

 Пресс-конференцию, конечно же, открыла Алла Сергеевна Петрухно. Во время путешествия по музею дважды слышала слова экскурсовода по отношению к самым значимым фигурам Слободы - «Гений места». Понятно, по отношению к Иоанну Грозному, так же был охарактеризован Вольфганг Кавельмахер, уже в 90-е годы прошлого века сделавший открытия, которым нет равных. И, продолжая этот ряд «Гениев места», на третье место в нем я бы поставила Аллу Сергеевну, уже почти 40 лет отдавшую музею и сделавшую его таким, каким он стал сегодня, - уникальным, крупным социокультурным центром региона, известным туристическим объектом России, занимающим особое место в музейном сообществе. Только за последние 15 лет ее усилиями, ее талантом в музее создан комплекс разноплановых экспозиций, ставший основой экскурсионной, просветительской деятельности. Это«Легенды и были Александровской слободы» в Распятской церкви-колокольне; «Александровская слобода XVII-XVIII вв» в Марфиных палатах; «Мир городской усадьбы» в Больничном корпусе, «Мир русской деревни» в Деревянной келье; «Купеческая лавка», «Царская квасная», «Последняя тайна Ивана Грозного» в Успенской церкви. Действуют 2 выставочных зала, «Царская мастерская».
100 летняя история музея отнюдь не проста и не безоблачна, а подчас даже трагична. Страницами этой истории и провела нас Алла Сергеевна.

Музей основан в августе 1919 года прежде всего для сохранения архитектурного наследия и назывался «Охрана памятников Александровкой слободы». Первым директором был С.С. Погодин, блестяще выполнивший эту миссию в тяжелейших условиях Гражданской войны, голода, разрухи.

Затем последовала работа по комплектованию фондов, созданию в 1923 году первой экспозиции «Палаты Ивана Грозного», проведение первых археологических раскопок.

В 1928, наряду с другими царскими резиденциями, музей стал филиалом Государственного исторического музея. В это время были проведены 1-ые научно-реставрационные работы на памятниках, которые возглавил выдающийся ученый П.Д. Барановский. Лучшими специалистами музейного дела страны были атрибутированы музейные коллекции, поставлены на учет музейные предметы. Увы, самые ценные из них были вывезены в Государственный исторический музей (ГИМ), а также в Кремль, музей Рублева, Госфонда и т.д. Но была построена 1-ая научно-проработанная экспозиция «История Александровского края», которая оставалась единственной на протяжении более 40 лет.

В 1939 году ГИМ предоставил своим филиалам самостоятельность. И в течение последующих 35 лет Александровский музей был краеведческим.

В 1974 году создается 1-ое музейное объединение (ВСМЗ), в состав которого вошел и Александровский музей с двумя экспозициями: «Художественные изделия из металла» и «Александров – город современной промышленности и науки». В результате централизации фондов из музея снова вывезены коллекции за исключением двух: тканей и радиоаппаратуры, а коллектив насчитывал всего 14 человек.

Сложно сказать, какой была бы дальнейшая история музея, если бы не два человека, кардинально изменивших его судьбу. Это – Р.С. Бобовиков – 1-ый секретарь Владимирского обкома партии. Посетив музей, он был поражен состоянием этого уникального исторического места. В памятниках архитектуры Слободы проживало более 200 семей, находились десятки организаций, территория была застроена сотнями деревянных построек, сараев, гаражей, курятников. Бобовиков сделал все, чтобы выселить людей с исторической территории. Вторым человеком, повлиявшим на историю музея, стал ученый, историк архитектуры, реставратор В.В. Кавельмахер. Более 25 лет он посвятил изучению памятников Слободы, доказав, что Александровский кремль занимает особое место среди кремлей России. Построенный лучшими русскими и итальянскими мастерами, он не имеет аналогов в русском зодчестве, а раскрытие портала было названо сенсацией ХХ века в области архитектуры. И это стало решающим фактором для принятия срочных мер по сохранению историко-культурного наследия Александровской слободы и придания ей федерального статуса.

В 1989 году музей был преобразован в федеральный. Крайне важным было придание его территории статуса заповедной, что случилось в феврале 1994.

За этим последовало создание научного коллектива, собрание полноценной коллекции, реставрация и музеефицироваие памятников, создание в царской резиденции комплекса экспозиций, отражающих Грозненскую эпоху.

- И всего за 15 лет нам удалось реализовать свои планы, и на карте России появился музей Ивана Грозного - интересный, востребованный и конкурентоспособный. Сегодня мы встречаем юбилей с обновленным музеем, осуществляя перезагрузку всех видов его деятельности, - завершила историческую часть Алла Сергеевна.

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

Заместитель директора музея по научно-просветительной работе Лариса Алексеевна Зарайская рассказала нам о том, чем конкретно музей - заповедник порадует посетителей в свой юбилейный год.

- В отличие от юбилеев прежних лет, нынешние торжества охватывают весь годовой цикл: с января по декабрь. Они будут масштабными и яркими
.
Ключевые мероприятия будут связаны с продвижением главного бренда музея – Ивана Грозного.

Одной из самых основных тенденций последних лет стало привлечение медийных лиц для продвижения бренда.

29 января состоится Церемония открытия юбилейных торжеств. В ней примет участие один из лучших хоров России - Мужской Праздничный хор Свято-Данилова монастыря.

18 мая – в рамках акции «Европейская ночь музеев» оживет одна из самых известных страниц истории Александровской слободы - опера Римского-Корсакова «Царская невеста». Этот проект создан в партнерстве с ведущими мастерами оперной сцены из Большого театра, Новой оперы и центра Галины Вишневской.

24 августа мы приглашаем всех на «Иванов день» - царские именины в Александровской слободе. Это главный событийный праздник музея, одно из ключевых событий юбилейного года, единственное в стране торжество, посвященное дню рождения Иоанна Грозного.

18 марта гостем Александровской слободы станет заслуженный артист России Даниил Спиваковский. В его исполнении прозвучит известная поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Более 10 лет назад Александров стал участником такого известнейшего бренда как ежегодный Московский Пасхальный фестиваль классической музыки, основанный главным дирижером Мариинского театра Валерием Гергиевым. Для александровцев и гостей города это событие огромного значения, возможность услышать лучшие хоры мира. И в этом году 6 мая нас ждет нечто особенное.

В конце июня пройдут Межрегиональные шахматные турниры «Царские игры» на Кубок Ивана Грозного. В рамках шахматной программы этого года впервые в царской резиденции состоится этап кубка ЦФО по быстрым шахматам и блицу, пройдет Гандикап турнир с участием сильнейших шахматистов страны.

Главным участником Церемонии закрытия юбилейных торжеств, которые состоятся 3 декабря, станет оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова.

К юбилею музей подготовил цикл выставочных проектов «Шедевры музейного собрания». Мы презентуем лучшее, что музей сохранил, собрал и отреставрировал за свою 100-летнюю историю: это уникальная коллекция барановских ситцев, музейных предметов «Возвращенные шедевры», проект «Музею – 100. Перезагрузка».

Юбилейная дата музея будет обозначена и на почтовом блоке. Торжественная церемония гашения пройдет 18 мая. А к концу года, 3 декабря, музей презентует гостям юбилейное музейное издание «СТО доСТОйных иСТОрий». Книга будет очень необычная, креативно выстроенная. Главный герой этой книги - музейный предмет. Изображение каждого сопровождается маленьким текстом - его историей. 100 лет - это 100 предметов, 100 историй. Музей неисчерпаем и о нем можно говорить еще много. Но у нас впереди еще вопросы и ответы.

СМОТРЕТЬ НА ИСТОРИЮ ВЗВЕШЕННО И ОБЪЕКТИВНО

- В прошлом году на всю страну Министр культуры Мединский объявил, что будет помогать нашему музею, что он в результате «должен стать вторым Суздалем». Алла Сергеевна, он держит слово?

- Перезагрузка в части внедрения в предшествующем юбилею году мультимедийных инновационных дорогостоящих технологий, которые вы сегодня видели в деле, - это помощь Министерства в рамках федеральной целевой программы «Культура России». 14 миллионов рублей, выделенных на внедрение этих проектов, превративших главную историческую экспозицию из классической в современную - для нас сумма неподъемная. Так что помощь оказана реальная. Она помогла сделать экспозицию живой. У нас же помещение средневековое и нам важно, чтобы инновационные технологии не стали набором сенсорных панелей, нам надо, чтобы мультимедиа стала инструментом, который поможет создать больше информационно - познавательных и впечатляющих моментов. Люди у нас находятся в уникальном, не имеющем аналогов шатре, мы им говорим о средневековой живописи, которая находится на высоте 25 метров. И что разглядят? А на мультимедийном экране мы можем рассмотреть каждую деталь росписи купола. И экскурсовод может говорить не как прежде - представьте, а смело сказать – посмотрите.

А сейчас мы находимся в большом ожидании того, что в ближайшее время должен решиться вопрос о вхождении нашего музея в Федеральную целевую программу по культуре, которая предусматривает выделение еще больших средств на реставрацию памятников. У нас в тяжелейшем состоянии Покровская церковь, стыдно сказать, мы живем без водопровода, без канализации. По проекту на это нам нужно около 40 миллионов рублей. Конечно, не единовременно, а поэтапно, но мы надеемся их получить.

Вторая проблема связана с многострадальным объектом, находящемся на балансе музея – заповедника. Это так называемое здание бывшей прокуратуры у Советской площади. Мы надеемся открыть там музей нового типа с использованием современных мультимедийных технологий.

Проект реставрации этого здания не раз уже делался и переделывался в связи с изменением цен, требований пожарной безопасности, программы «Доступная среда». Сейчас уже вроде бы все учтено и проект готов. Стоимость реконструкции здания выросла за это время до 100 миллионов, но есть надежда, что будет решен и вопрос с финансированием.

- А область поможет музею, хотя бы в рамках юбилея? Фатьяновскому музею обещают 10 миллионов, а нашему?

- Областная структура не имеет права финансировать федеральные учреждения. За фатьяновсвский мы рады. А вот с Суздалем мы на одной ступени - там музей тоже федеральный. Но на праздник огурца, медовухи туда идут десятки миллионов. Мы можем с ними конкурировать, если бюджет событийных мероприятий там составляет цифру со многими нулями, а у нас 300 - 400 тысяч в год. Очень сложно при таком маленьком бюджете сделать качественный продукт. Но любопытный факт – нас в прошлом году буквально заставили выйти на конкурс, учрежденный национальной ассоциацией специалистов событийного туризма в рамках проекта «Гостеприимная Россия», с событийным мероприятием «Иванов день». И среди музеев - миллионщиков России числом около 500, с нашим малюсеньким бюджетиком, мы получили третье место. Для нас это было счастьем. Потому что «Иванов день» - это наша гордость.

Кстати, в этом году к 100-летию музея область тоже обещала нам сделать подарок – на царские именины бесплатно привезти яркие коллективы.

- Алла Сергеевна, есть у вас, как у хозяйки музея, свой любимый уголок в нем?

- За 40 лет было сделано много разных экспозиций и каждая - это твое дитя, каждое рождалось с трудом. Попробуй построить Государев двор, когда у нас было по 16 веку 5 экспонатов… Огромную работу пришлось провести научному отделу - Марине Константиновне и Елене Владимировне, чтобы найти уникальные предметы. Сколько выслушала я в Министерстве культуры сомнений – абсурдная, говорят, идея. Но получилось, и я люблю эту экспозицию.

Но скоро поняла - чтобы завоевать посетителя, мало экспозиций, музей должен идти другим путем. Судьба распорядилась так, что я встретила представителя русско-швейцарской фирмы, который привез туристов в Сергиев Посад. Хоть бы, говорю, к нам привезли. У нас история, 16 век, Иван Грозный. А он в ответ: - ваши музеи скучные, одинаковые. Я и сама давно думала, как и куда идти дальше. В западной Европе приезжаешь во дворец, и чувствуешь, что это дворец: интерьер, предметы, атмосфера времени, а у вас витрины, витрины …. Сажусь я в александровскую электричку с этими мыслями, и вдруг меня озарило. Я нашла, что надо делать! А утром собрала ученый совет, и распорядилась разобрать экспозицию «Слов драгоценные клады», которую мы только месяц назад открыли в теперешней трапезной.

И так у нас появилась первая живая экспозиция «Столовая палата». Сочетая какой есть музейный предмет, использовали музыку, освещение, рассказ экскурсовода не у витрины, а за столами…. И турист оценил. Он действительно погрузился в историю, почувствовал эпоху. Для меня это был самый первый и самый важный шаг. За ним последовали «Сенник постельный», средневековые подвалы, выбор царской невесты и так далее. Мы сумели ввести в оборот подлинные памятники, которыми вправе гордиться. Можно создать музей мышки и люди в него пойдут, а здесь была задача гораздо сложнее – совместить науку, достоверность и интерес к этому людей за счет атмосферы, которая затронет человека, соблюсти золотую середину между театрализованным подходом, эмоциональным воздействием и заложить в это хорошую научно проработанную основу.

- Какое Ваше личное отношение к истории с памятником Ивану Грозному в Александрове?

- Года два назад мы начали активно работать в соцсетях. И в музей стали обращаться десятки людей со всех концов страны о памятнике Ивану Грозному. Они же не знали, что музей никакого отношения к установке того скандального памятника не имел. И в октябре мы запустили Интернет - дискуссию, которая называется «А памятник воздвигнут мне?». Его цель - вынести вопрос на всеобщее обсуждение, соблюсти процедуру установки памятника, что не было сделано. Есть определенные итоги, есть анализ, который мы официальным письмом направили руководителям нашего города и района. Вывод - люди за то, чтобы был объявлен конкурс, проведено общественное обсуждение, утверждено художественное решение памятника.
Наше отношение к данному историческому персонажу? Если бы оно было отрицательным, неужели была бы создана эта экспозиция, неужели в экскурсиях мы говорили бы о нем на основании стереотипа, выработавшего в массах. Нет, мы говорим о нем объективно - не с подачи зарубежных историков, а на основании документов. Да, были казни, но их масштаб не сравним с некоторыми европейскими. А то, что произошло в культуре при Иване Грозном - монументальное строительство, книгопечатание и многое, многое другое, - разве это не положительные моменты? А зарождение самодержавия, государственности… Давайте смотреть на свою историю взвешенно, объективно.

В. ТИХОНОВА.
Фото автора.

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • «ИСКУССТВО КАРИКАТУРЫ ВОСТРЕБОВАНО ВСЕГДА» ( 390 )
  • ТЫ НЕ ПРОЙДЕШЬ! ( 340 )
  • ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ГОСПОДА ОЧЕРЕДНИКИ ( 276 )
  • ИМЯ В ИСТОРИИ КРАЯ В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ ( 264 )
  • НИЛУСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ( 254 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2019 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 3.9236 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------