Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
«КРЕПОСТЬ ПРОСТРАННАЯ, ВЕЛИКОЛЕПНАЯ…».
11.02.2019 / Просмотров: 251 / Комментариев: нет

 Музей - заповедник «Александровская слобода»- федеральный. Государство поставило перед ним непростую задачу - сохранять и представлять уникальный дворцовый ансамбль 16 века - фактически опричную столицу Россию. Гением этого места является царь Иоанн Грозный, и музей, показывая это место людям, стараемся достичь эффекта погружения в ту эпоху. Самое главное сокровище музея - это сохранившиеся памятники архитектуры 16 века. Уникальность Слободы в том, что здесь практически полностью сохранилась парадная часть дворца, то есть все окружающие нас памятники относятся к 16 - 17 векам. Больше ни один ансамбль кремля в России не может похвастаться целостной атмосферой кремля 16 века. И еще Александровская слобода - это единственная загородная резиденция русских правителей, которая была выстроена по евпропейскому образцу и музею есть чем гордиться, есть чем удивлять своих посетителей.

Многие александровцы считают, что они знают свой музей-заповедник «Александровская слобода». До недавнего времени я, кстати, тоже так думала. Ошибаетесь, господа хорошие, как и я. Наш музей неисчерпаем, потому что он каждый год обновляется и преображается. Когда нас, журналистов, на прошлой неделе пригласили на пресс - конференцию по поводу начала года 100-летия со времени образования музея не сомневалась, что буду в ней участвовать. Но сомневалась, стоит ли идти на экскурсию, которая по программе предваряла беседу с руководителями музей. Чего, мол, я там не видела. Как выяснилось, не видела, не знала очень многого, несмотря на то, что бывала в его стенах много раз. И к концу путешествия по экспозициям, интерактивным площадкам вдруг поняла, что полтора часа, отведенных нам на экскурсию, - это слишком мало.

Замечательному экскурсоводу Екатерине Николаевне Копейкиной, замечаю, тоже не хватает времени. Заслышав какой-то вопрос, увлекается ответом и, в конце концов, просит не задавать их, а то не успеем. А мне, чувствую, места в газете не хватит, чтобы рассказать обо всем, что увидела и услышала. Так что придется еще короче, акцентируя внимание на то, что в музее появилось нового.

Покровская церковь - небольшая часть музейного комплекса, но главная. Ее ядро - полностью сохранившийся личный домовый храм царя Иоанна Грозного со старинными фресками. Святая святых русского самодержца - гения этого места.

В этой церкви размещена выставка «Государев двор в Александровой слободе». В 16 веке именно здесь располагался большой тронный зал. На протяжении многих лет выставка дополняется новыми экспонатами. Наше внимание экскурсовод обратила на уникальный экспонат - бюст царя Иоанна Грозного - оригинальная работа мастера, антрополога Герасимова, на документальные экспонаты, в числе которых - летописный свод о венчании Иоанна на престол и ставшего первый русским царем, получившим этот титул.
Из недавних поступлений - шлем-мистюрка, каких на территории Российского государства сохранилось всего 5 экземпляров. Его уровень соответствует уровню государственного исторического музея Оружейной палаты Московского Кремля. Вместе с оригинальной кольчугой 16 века и другими экспонатами он говорит о военной реформе того времени, позволившей укрепить власть и расширить границы российского государства, установить самодержавие, на что и была направлена политика царя.

Одним из последних элементов перезагрузки музея стал новый контент - информационно значимое наполнение ресурса мультимедийными средствами, которые позволяют познакомиться со всей информацией об Александровской слободе. То есть каждый человек может подойти к этим мультимедийным экранам и прочитать информацию, своими глазами увидеть экспонаты, о которых идет речь, рассмотреть их со всех сторон. Собственно говоря, это экскурсовод и можно, не пользуясь услугами человека, познакомиться с эпохой царя Иоанна Грозного. Например, с помощью мультимедийной карты можно убедиться, как прирастала Русская земля при Иоанне Грозном. К концу его правления она увеличилась в два раза, и на карте видно, что она превзошла по площади всю Европу. Посетитель может также познакомиться по этой карте со старинными названиями городов, земель, морей.

Еще одно сокровище музея - подлинный поддон 17 века с изображением опричника. Экспонаты следующей витрины свидетельствуют о том, что Иоанн Грозный открыл Россию для иностранцев. Во время его правления был создан посольский приказ. Еще один уникальный экспонат - единственное изображение Александровой слободы 16 века - крепости «пространной и великолепной, глубокими рвами, высокими стенами окруженной, три богатых храма имеющей». Все это сохранились по сей день, в чем состоит еще одна уникальность нашего музея.

Еще одно новое приобретение - подлинный кувшин, выполненный из керамики, покрытой серебром и позолотой. Это работа английских мастеров.

Часовой механизм византийского счета - символ высокого статуса места. Царский трон (к сожалению, копия - подлинный находится в Оружейной палате Московского кремля). За его спиной оплот веры - личный храм царя, куда по следам царя мы проходим через арку, на которой сохранилась резьба 16 века - еще одно сокровище музея. Белокаменный портал очень редкой техники обработки, опирающийся на резные розетки с типичным итальянским орнаментом - работа итальянских мастеров, строивших Александровскую слободу. Сохранилась такая резьба только в Александровском и в Московском кремле. Портал нашел под толстым слоем штукатурки еще один гений этого места Вольфганг Кавельмахер в 90-е годы прошлого века, чем самым доказав, что он был построен именно в начале 16 века и именно итальянскими зодчими.

Нам повезло - одними из первых мы вошли в домовых храм царя после его перезагрузки. В чем она состоит? Остановившись, слышим под его высоким сводом с первозданной фресковой росписью негромкую музыку. Это звучат стихиры, созданные музыкально одаренным правителем, создающие еще большее погружение в 16 век. В них заложена идея божественного происхождения царской власти. С помощью специальной технологии можно также поближе рассмотреть уникальные, не имеющие аналогов в России фрески, созданные русскими мастерами 60-х годов 16 века, прочитать информацию о них. Самое интересное - эти росписи на протяжении веков не поновлялись, не дописывались и остались в своем первозданном виде. Они на протяжении трех столетий были закрыты еще одним сводом, разобрав который в 20 веке, исследователи сделали это сенсационное открытие.

В Александровской слободе произошло одно из важнейших культурных событий - по приказу Иоанна Грозного Андроником Невежей здесь была открыта первая книгопечатня. Здесь в 1577 году была напечатана книга «Псалтирь Слободская». Сохранилось их в мире всего 24 экземпляра. Но недавно был найдет 25-ый, ранее неизвестный экземпляр. И музей при поддержке Министерства культуры РФ приобрел его. Вот он - в витрине музея. Ее прежний обладатель сказал, что он счастлив передать его не в частную коллекцию, а туда, где она когда-то родилась. А наш музей совсем недавно приобрел еще одну книгу, напечатанную здесь. Это «Часовник», которых сохранилось в мире всего 3 экземпляра.

- Туроператоры отмечают, что мы хорошо умеем переключать внимание наших посетителей, не давая им уставать. О серьезных вещах поговорили, а теперь поиграем и отдохнем, - предлагает Екатерина.

Сначала поиграли в новую игру для детей «Оживи персонажи государева двора». «Оживили» боярыню, выбрав ей соответствующий наряд, и идем выбирать царю невесту, как это делал Иоанн Грозный в Александровской слободе дважды. Интерактивная игра давняя, но неизменно привлекает посетителей. Где еще можно примерить наряды царя и его потенциальных невест.

А теперь отправляемся в дворцовые палаты 16 века - одними из немногих, сохранившихся в России.

Познакомились со знаменитыми подвалами с первозданной кладкой стен и пола, с окнами в форме скатов, редкостью того времени. Все это практически не подвергалось реставрации и можно быть уверенным, что по этим высоким каменным ступеням поднимался сам царь. Вот где в полной мере можно ощутить дух Средневековья.

- Когда-то в этих подвалах хранили припасы для царских пиров. А вот узников здесь не было. Но мы создали в одном из подвалов интерьер застенка 16 века, чтобы познакомить их с мировоззрением человека той эпохи. Мрачный сценарный свет, музыка, звуки капающей воды, удаляющихся шагов, хлопающих дверей, открывающихся и закрывающихся засовов... - это тоже появилось здесь недавно в рамках перезагрузки, - открывает секреты подвалов экскурсовод.

Мы в самом настоящем застенке 16 века, когда пытки проводились не для потех и причинения боли, а для того, чтобы спасти грешную душу провинившегося. А получить это от помазанника божья - высшая благодать.

Сенник постельный - такое название можно услышать только в Александровкой слободе и нигде больше. И побывать в нем. Все здесь воссоздано на основе документов. Иконы, зерно, кровать с балдахином, ложе на снопах - все символично. Узнали, почему месяц после свадьбы и сейчас называют медовым. Оказывается, месяц этот молодожены должны были пить мед, чтобы родить здорового наследника престола.

Еще одна новая экспозиция позволила заглянуть в «Окно в прошлое» с помощью созданной на федеральные средства Министерства культуры интерактивной экспозиции и позволившуя увидеть, как в Слободе встречали иностранных гостей.

В одном из подвалов нас познакомили с особенно любопытной, технологически насыщенной экспозицией европейского уровня - еще одним средством общения посетителей с историей музея - заповедника. Почти в темноте с неяркой нижней подсветкой спускаемся под тихий звук стихир по каменным ступеням. На интерактивной стене видим изображение слободы 16 века, затем портал домового храма и других самых ярких экспонатов музея. Голос за кадром рассказывает о них. Затем проходим вдоль стен редчайшего памятника средневекового строительства и нижняя подсветка демонстрирует элементы этой застройки - фрагменты плиточного пола, изразцы, розетки, черепица, которой были покрыты крыши Александровского кремля, образцы уникальных фрагментов белокаменного дворца Василия 3, найденные во время археологических раскопок и подтвердившие версию об участии в строительстве итальянских мастеров, прочие элементы декора, которые украшали только Московский и Александровский Кремли. Эти уникальные находки шаг за шагом приближают к разгадке первозданного облика Александровской слободы, его дворцово-храмового ансамбля. И все больше убеждает в том, насколько роскошно выглядела царская резиденция с ее дворцовыми палатами, декорированными сохранившимися узорными плитками. Недаром эта экспозиция называется «Крепость пространная, великолепная…».

В. ТИХОНОВА
Фото автора.

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • НеваТорг ( 97 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2019 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 5.16 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------