Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ДОМ МЕХАНИКА И НЕВЕСЕЛЫЕ МЫСЛИ
28.10.2019 / Просмотров: 817 / Комментариев: нет

 В бытность, когда усердно боролись с религией сметая храмы, не очень напрягаясь на тему относится здание к шестнадцатому или девятнадцатому веку, в те самые времена и родилась веселенькая по первому восприятию, но грустная по сути, шуточка: «Почему памятники старины с табличкой «охраняется государством» разваливаются в первую очередь». Тогда начинаем задумываться, а кто их порушил. Да мы и порушили, мы с вам, мы вчерашние, позавчерашние и сегодняшние. Это наша общая история, от которой не откажешься и не открестишься.

Три раза в 1938 году под Троицкий храм в Карабаново закладывали взрывчатку, под храм, благодаря которому не самая крупная деревенька стала называться селом со всей вытекающей статусностью. Кто закладывал?, мы и закладывали – мы вчерашние. Не «гербертоуэллсовские» марсиане же нас посетили. Потом кусали локти и растирали «сопли» от уха до уха. Какой был храм, какой был храм…. Историю о том, как и за что мы стали городом, пересказывать в сотый раз не хочу. Сегодня о другом.

Когда что-то остается – это можно отреставрировать, а когда уже голое место… какая уж тут реставрация. Тогда мы поймем, что других памятников старины у нас уже не будет.

Хорошо, когда появляется что-то новое. Открыли недавно поклонный крест авторской работы, не просто автора, а известного скульптора, заслуженного художника России Юрия Павловича Хмелевского. Это счастливое культурное приобретение. Это можно только приветствовать.

Теряют облик и исчезают старые центры городов. Хочется спросить старшего плотника. Какого? – любого. Старший плотник, если в переводе с древнегреческого, нам более привычно называть архитектор. Вопрос: почему, глядя на наши малые города, создается ощущение, что это латанные-перелатанные стеганые телогрейки с заплатками из парчи, вельвета, брезента, меха, гипюра и кримплена со вставками застежки-молнии - железной дороги. Почему?

Встречаются попытки как-то удержать уходящее. Те, кому повезло гулять по достопримечательностям других стран или даже просто, как и мне, пересматривать открытки или видеоотчеты от друзей, заметили, что такое место как старый город как-то сберегается для потомков. Даже на законодательном уровне.

Под одну такую «перепись оставшегося» попали и мы. «Владимирская область. Том 1. Часть 2. Москва «Наука» 2004 год. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.

«Дом механика красильно-набивной фабрики (1870-е - 80-е гг., ул. Карпова, 6) - одно из небольших жилых зданий, возведенных для фабричных служащих в традициях позднего классицизма. Стены рублены из бревен с остатком и обшиты калеванным тесом, кирпичный цоколь покрыт известковой обмазкой. Одноэтажный объем под вальмовой кровлей вытянут по красной линии улицы. Прямоугольный план усложнен выступами входов на торцах. Упрощенные пилястры с высокими постаментами прикрывают выпуски бревен на углах и в местах перерубов, делящих главный южный фасад на три одинаковых прясла с тремя прямоугольными окнами в каждом. Наличники имеют вид простых рамок. Скупо профилированный карниз дополнен широким гладким фризом».

Не знаю, как вам, любезный читатель, а мне понадобилась помощь специалистов, благо в моем окружении еще есть экс-студенты МИСИ советского периода. Вальмовая крыша - вид крыши с четырьмя скатами, торцовые скаты имеют треугольную форму, они называются «вальмы», от них крыша и получила такое название, простираются они от конька до карниза, два других ската трапецеидальной формы. Калеванный тес – это просто струганный. Прясло - участок стены между двумя пилястрами. Пилястра - вертикальный выступ стены. Вот теперь разночтений у нас не будет.

Время его постройки, видимо, определяли по фотографиям. Вот это здание на кирпичных столбиках, сруб бревенчатый, не обшитый тесом, крыльцо, выходит, практически на мостовую, тротуар угадывается, но еще никак не обозначен, нет и зеленых насаждений, изолирующих дом от проезжей части, ракурс съемки не позволяет определить, ни чем крыто здание, ни количество труб печного отопления и кухни. Окна стандартные, как и в деревянных казармах того времени. Возможно, что сруб сюда был перевезен откуда-то. Это практиковалось в здешних местах, не скажу про все, но многие дома на поселках были привезены в Карабаново из покидаемых деревень, к примеру, дом Колесниковых был привезен из Снятиново в тридцатые годы (рассказано ныне покойным участником Великой Отечественной войны Николаем Константиновичем Колесниковым), сруб до сих пор существует как летняя комната. Следующее фото скорее можно отнести ко времени съемок для юбилейного альбома, выпущенного в 1896 году. Дом уже на кирпичном цоколе, стены обшиты калеванным тесом. Крыльцо перенесено в торец дома, ступени выходят на тротуар, обозначенный «дорожным отбойником» и изолирован от мостовой зелеными насаждениями. Теперь только по фотографиям можно понять, когда печное отопление сменилось на паровое.

Место всегда было довольно бойким. На моей памяти напротив был магазин № 1, а на втором этаже размещалась контора Карабановского торга.

На углу стоял киоск с загадочным название «Когиз», а расшифровывается аббревиатура достаточно просто - книготорговое объединение государственных издательств или кооперативное государственное издательство. Так что на послевоенных фотографиях здание попадает в кадр достаточно часто, в этом районе на демонстрациях Первого мая и Октябрьскую был «последний инструктаж» колоннам, которые будут проходить мимо «правительственной трибуны», функцию которой исполнял парадный балкон Дома культуры.

На одной из фотографий театрализованного шествия видно слуховое окно – люкарну, сегодняшние специалисты мне определили его как «бычий глаз». Печные трубы еще на месте, еще жив и бодрствует каменный забор с чугунными решетками, как и у дома культуры, подтверждающий единство проекта. Кто не знает, что ДК и столовая строились как единый архитектурный ансамбль. Снимок сделан в октябре 1967 года.

Авторы энциклопедии воспользовались в качестве «контрольного» снимка фото 2002 года. Уже не самое лучшее для здания время, но не идущее ни в какое сравнении с сегодняшним днем…

Теряют облик и исчезают старые центры городов… Мы тут немножко погордились тем, что в наших краях снимали фильмы, а в чем гордость, в том, что натуральные съемки дна проходили у нас на живой натуре и художникам-декораторам не пришлось включать «ухудшайзер»?

Отсюда и невеселые мысли. Еще остались дома, записанные как «памятники прошлого», которые теперь не узнать. И если уж заговорили о современном кинематографе, то в голове играет тема из «Бандитского Петербурга»:
Может быть за порогом растраченных лет
Я найду этот город, которого нет.

Судя по количеству звонков и писем, тема беспокоит не меня одного. А дом механика на таком хорошем месте… все, что было по дороге в город, все воспринимается как визитная карточка. А если она такова, как теперь, то почему же мы удивлены, что из всех производств, какие можно было бы открыть, нам предлагается стать свалкой. Посмотрите на открытки 1904 года, на Карповские агитки, с которыми ездили «вербовать» девчонок из соседних областей и союзных республик для учебы в школе ФЗО и работы на комбинате. Конечно, гармония на фото и гармония в жизни – это разные вещи, но задавалась планка и к ней как-то стремились.

На мои просьбы к художникам запечатлеть Карабаново уходящее, отозвалось не так много авторов: Эдуард Валентинович Косарев, Алла Адольфовна Воронина и Николай Михайлович Забиронин – теперь уже, увы, покойный.

Может быть вы, друзья мои, подскажете, как назвать такую рубрику, как сейчас: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем!» или «Прощание с архитектурой», а может быть по строкам песни Булата Окуджавы: «А все-таки жаль…» или «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем...» - песня одна, а позиции разные: от «фиг с ним» до «давайте сохраним».

Что-то забывается… Очень быстро забылись санпропускники, где жителей периферии, едущих в столицу Родины в прямом смысле проверяли «на вшивость». Много чего быстро забылось, потому что больно вспоминать. А вот многое из того, что надо помнить, отражено в старинном анекдоте:
- Золотая рыбка сделай так, чтобы у меня все было! – Мужик, у тебя все было…. Неужели у нас тоже все было.

Кратким курсом - история дороги Александров-Карабаново. Начиналась она на выезде из Александрова свалкой и на въезде в Карабаново ждала тоже свалка. Вспомнили? История, которую мы забываем – способна повториться, если не учить уроки. Иногда горожане напоминают старика Хоттабыча, который чуть не сотворил авиакатастрофу, три волоска из бороды и замолчали отключенные реактивные двигатели и не гудят. А вот какой Хоттабыч дергал волоски, чтобы замолчал комбинат. Вот уж воистину: Мы рождены, чтоб сказку сделать былью… Какая-то страшная сказка получилась. Не находите?

И это тоже прошлое, а вот что брать и от чего отказываться - надо думать, думать вообще надо. Это не самое вредное занятие.

В. КУЛЬКОВ
Фото из архива автора и В. Ковалева.
1. Дом механика красильной фабрики - где-то 1880-е.
2. 1896 год – снимок из альбома к юбилею мануфактуры.
3. 1967 год – Октябрьская, дом механика на заднем плане.
4. 2011 год – кажется это последнее приличное фото
5. 2019 - день сегодняшний.
6. Алла Воронина «Дом на углу».

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • В КАРАБАНОВЕ - НОВЫЙ ГЛАВА ГОРОДА ( 974 )
  • ДОМ МЕХАНИКА И НЕВЕСЕЛЫЕ МЫСЛИ ( 818 )
  • С 1 ДЕКАБРЯ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ СТАРТУЕТ МУСОРНАЯ РЕФОРМА ( 635 )
  • «ПРОШЛОЕ СОКРОВЕННО ЖИВЕТ В НАСТОЯЩЕМ» ( 532 )
  • ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА ( 501 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2019 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 10.0882 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------