Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
БАРАНОВСКАЯ АРКА И МЫСЛИ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
27.12.2019 / Просмотров: 1039 / Комментариев: нет

 «Любое упоминание в прессе, даже самое
негативное, кроме некролога, это реклама».
Марк Твен.


Федор Михайлович Достоевский в уста своего героя Алеши Карамазова вложил умнейшую фразу: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».

Карабаново никогда нельзя было сравнить со Смольным институтом благородных девиц. Контингент не тот, и нравы погрубее, но, тем не менее, из тех, кто жил на «спальнях» вышло немало заслуживающих уважения граждан: политиков, ученых, военных, педагогов, достойных людей рабочих профессий...

Пусть здесь спальней называлась не комната для сна, а целая казарма, а столовой - не отдельный кабинет для приема пищи, а учреждение общественного питания, но слова Достоевского в полной мере относятся и к ним, точнее к нам, первые почти пять лет вашего покорного слуги прошло на шестой казарме, наше окошко выходило на легендарную Карабановскую Тишинку. У всех есть святые воспоминания, сохраненные с детства.

И если цитировать что-то ценное из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, то пусть это будет такой спонтанный диалог:
- Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
- Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!

Для кого-то святой памятью детства был Троицкий храм, тот, первый, построенный в 1880 году. Их уже никого нет, давно ушло поколение крещеных в храме села Карабаново, что близь мануфактуры Барановых. У кого-то теплые чувства вызывают воспоминания о «Барановской трубе» и фабричном гудке, и он с грубоватой рабочей нежностью вспоминает песню на слова Михаила Матусовского:

Он звал меня издалека,
Когда порой бывало туго.
И голос этого гудка
Я узнавал, как голос друга.

Сейчас никто не ассоциирует комбинат имени III Интернационала с Товариществом на паях мануфактур Барановых, теперь нет ни того, ни другого. Мало что осталось неубитого, из уникального осталась арка, которой столько лет, что никто толком и не помнит с какого она года, помнят лишь, что она всегда была, и особого пиетета никогда не питали. Газовую трубу через нее протащили, когда газифицировали Карабаново, провода и кабели проложили, какие только сесть. Арка напоминает старенького дедушку, работающего пенсионера - крепкий старикан, служит и служит, и дальнобойные фуры его забижают, ничего, покряхтит-покряхтит, а все на боевом посту, а потом раз - и нет его, и как-то стало тоскливо, потому как «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Спохватились! Покрасили! Отстояли! Молодцы, умеем мы собраться, вот только с парковыми лосями такая же история была… красили-красили и… в один далеко не прекрасный день все закончилось.

МАЛУЮ РОДИНУ, КАК И РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ВЫБИРАЮТ

Первое письменное упоминание о здешних местах – купчая крепость на Арсаки и Карабаново, подписана дьяком Добрыней Семёновым и датирована 1630 годом. Это, конечно не «Повести временных лет» и не «Лаврентьевская летопись», но тоже достоверный исторический документ.

Если посмотреть на топографические карты разных лет, то большей частью «нас» или не замечали, или коверкали на все лады: Карабаново, Коробаново, была даже высказана такая мысль, что было самоназвание и официальное наименование. А вот какое попало в документы, а каким пользовались – вопрос. А между прочим так обстояли дела с фамилиями и уличными прозвищами фабричных рабочих, в паспорте так, а в цеху и повседневном общении так. Если это касалось фамилий, почему бы не быть такой традиции и с топонимами. Для тех, кто не учился в Советской школе, но читал или смотрел «Хоббита», то хоббиты – это самоназвание, а полурослики – это термин Средиземья. И уж если заговорили о молодых, то в Костромской области есть село Карабаново и некоторые продвинутые в кавычках блогеры используют снимок их белокаменного храма в качестве иллюстрации памятников экс-текстильного города. Почему вспомнил об этом, просто недавно спросили в какой части города у нас белокаменный храм, и в качестве «доказательства» - фото, правда, Костромское село селообразующий храм получило раньше нас - в 1833 году. Внимательнее, пожалуйста!

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА

Прежде чем дерзнуть что-то говорить о железной дороге, прочитал по диагонали труд Петербургского государственного университета путей сообщения, «История железнодорожного транспорта России, том 1. 1836-1917», СПб, издательство «Иван Фёдоров», 1994, и построчно все, что касается наших мест. Северные направления: Алесандров - Карабаново, год ввода в эксплуатацию 1871, длина 16 км. Для сравнения Карабаново - Киржач была проложена только в 1893 и составляла 21 км. Только через почти двадцать лет! Поэтому закономерно сомнение, а планировалась ли эта ветка вообще. Пока ищем письма и документы, касающиеся договоров между фабрикантами и советом директоров. Ветку Москва - Ярославль, протяженностью 282 километра, проходившую через Александров сдали в эксплуатацию в 1870 году. Дорога открывала большие перспективы, как показала история, но Барановы увидели ее раньше многих. Не буду вдаваться в подробности толщины шейки рельса, расстояния между шпалами, длины рельсов, тем более что железная дорога будет достаточно неторопясь приходить к стандартам.

1885 - Введён Общий устав российских железных дорог.
1889 - Принят Закон об общем пользовании вагонов в масштабе сети.
1898 - Утверждены первые Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования.

Основные значимые документы только еще принимаются, а у нас… у нас уже дорога! В 1871 году Карабаново с Александровом связала железнодорожная колея. Вся нагрузка по перевозкам ляжет на нее, но первоначально вагоны передвигались по железной дороге на конной тяге. Об этом мы еще поговорим. Первый пассажирский поезд через станцию Карабаново прошёл 3 мая 1893 года до станции Киржач. На городском сайте Карабаново указывается, что поезда шли в сторону Орехово-Зуево, но на тот момент село Орехово Покровского уезда Владимирской губернии и село Зуево Богородского уезда Московской губернии еще не были единым целым, хотя две попытки объединения были предприняты в 1889 и 1901 годах, но ни к чему не привели, аж до 1918 года.

На фотографиях к пятидесятилетнему юбилею мануфактуры есть фото баков и паровоза, датировка снимков 1895-96 г.г. В издании, посвященном юбилею мануфактуры, в разделе «Топливо и леса», указана цифра - миллион пудов нефтяных остатков. Скорее всего. на нее перешли после 1877 года. Потому что с 1872 по 1877 г. существовал акциз на добычу и реализацию нефти. После его отмены нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на нефть упали. Появился реальный смысл перехода на данный вид топлива. Если посмотреть по выпуску кусков, то доакцизный 1871 год был несколько успешнее. Не могу утверждать, что только это повлияло на производительность, но и данный факт со счетов снимать нельзя.

Налог на соль был отменен в 1881 году. Его отмена повела к большому удешевлению соли, и потребляться ее стало значительно больше. Например, в бывшей Херсонской губернии цена на соль после отмены налога понизилась за десять лет почти в три раза, а потребление соли в деревне выросло в пять раз. Это я к тому, что ткань высаливали, для закрепления красителей. Но есть еще предположение, что солили для веса, ткань какое-то время продавали не на метры или аршины, а на вес.

ЭХ, ДОРОГИ…

Что самое забавное, что дорог-то в девятнадцатом веке здесь и не было. Пересмотрел практически все топографические карты различного назначения с конца XVIII до начала XX века. И военного ведомства, и почтового больше дюжины, попалась даже карта, похоже, что допетровская. Нет значимых дорог от слова – совсем. Все более-менее серьезные транспортные артерии проходили вокруг, но не через Карабаново. Обидно осознавать, что на каком-то этапе исчезнувшие с сегодняшних карт деревни и села были крупнее и многолюднее, чем наша Малая Родина. А почему именно здесь в 1845 году, Иван Федорович начал ставить первую красильню. Почему именно здесь? Наверное не последнюю роль сыграла цена. Голод 1840 года, прошедшие эпидемии, низина у самой реки, ни дорог, и как бы сейчас сказали ни инфраструктуры, если верить документам Барановы тоже девятнадцатый век начали совсем не в плюсах, честные люди на Отечественных войнах не наживаются, только трудолюбие и смекалка в очередной раз спасла семейное дело.
Дорог не было. Хотя надо отдать должное, в войну в Загорск (сейчас снова Сергиев-Посад) из Карабаново ходили за солью пешком напрямик через деревни.

АРОЧНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЕПРОВОД ИЛИ ВЕРХНИЕ ВОРОТА

Тоннелем наша арка быть не может, потому как тоннель определяется как - горизонтальное или наклонное подземное сооружение, длина которого значительно превосходит по размерам ширину и высоту. Если верить архитектурному справочнику, то это арочный железнодорожный путепровод, то есть сверху железнодорожные пути, снизу проезд, и все это арочной формы. То, что я вам, дорогие наши читатели, расскажу, нисколько не умаляет исторической значимости и уникальности. Для железной дороги характерны все-таки мосты. Так почему же не балочный мост, а именно арка. Створчатые ворота можно было бы навесить и на мостовые быки на тех же петлях. Однако же арка пропускает габариты ни больше ни меньше, чтобы мог проходить воз с сеном. Нам сейчас не понять, а сено было необходимо в больших количествах и для лошадей, весь транспорт был на конной тяге. И еще вспоминали старожилы одиннадцатой казармы, что летом в самую жару спали уже в советское послевоенное время на улице, на сене, и было это почти до того момента, когда начали сносить деревянные казармы. А шла эта традиция из более старых времен.

Почему же арка? Купец, промышленник – это, прежде всего, хозяин, Барановы не исключение, хозяин никогда не будет приобретать то, что может быть выполнено на его мощностях. Вне всякого сомнения арка строится в то самое время, когда запас красной коровинской глины еще не иссяк и было из чего делать кирпич. За эту же хозяйскую жилку в Советскую эпоху любили и уважали Сергея Тимофеевича Карпова. Он никогда не приобретал то, что могли изготовить его мастера и их рабочие коллективы.

А вот то, что архитектурное авторство арки принадлежит Николаю Андреевичу Артлебену – вызывает большие сомнения. Судя по работам архитектора и сохранившимся строениям, смею предположить, что он бы украсил арку, хотя бы имитацией замкового камня. Николай Андреевич Артлебен (1827-1882) – архитектор и археолог, более того - Владимирский епархиальный архитектор. Храмы, церковные постройки, анализ реставрационных работ, теоретические выкладки по тому, как надо и как не надо восстанавливать здания, имеющие большую историческую ценность – это его. А простое в архитектурном плане сооружение… Это большой вопрос. А вот во что я поверю больше, так в то, что это строение наших Левшей, способных подковать любую блоху. Некоторые десятники и мастера мануфактуры в лучшем случае умели только расписываться в документах, но в строительстве толк знали и строили на совесть. Есть у меня в арсенале несколько таких историй, рассказанных людьми, которые успели застать живыми этих уникумов.

Доставка грузов по железнодорожной ветке была на конной тяге, причина проста – рельсы – не самое дешевое, но если вложиться в них, можно на долгосрочный период решить вопрос с завозом миткаля на крашение из сторонних фабрик и без задержек на осеннюю и весеннюю распутицу отгружать товар. Удобство конной тяги – не нужно сортировочной горки, достаточно перепрячь лошадей и вагон или состав меняет направление. Это потом все будет - и стрелки, и запасные пути, и тупики, и паровозы, и цистерны для мазута, и баки (почему-то в слове баки ударение делали на и – пойти за баки). А на первых порах были лошади. Не знаю, использовали ли здесь тяжеловозов - представителей именитых клейдесдалей, першеронов и шайров. А может быть обходились местным «конным парком» без особого происхождения. Но факт остается фактом – груженый воз с сеном свободно проходил под арку. А еще одно уточнение: село, станция и мануфактура – очень разделялись и даже при переписи населения считались отдельно даже в советское время, во всяком случае до 1926 года абсолютно точно.

У НАС ЕСТЬ ТАКИЕ ТОЧКИ…

«У нас есть такие точки, о которых за столом говорить не принято» - дословная фраза из кинокомедии 1962 года «Как рождаются тосты».

Почему начал с этой фразы. Прежде чем писать о «делах давно минувших дней», встретился с человеком, который десять лет прожил возле этой арки. Коченков Владимир Данилович – мой добровольный помощник и живой свидетель многих событий, произошедших в Карабаново. Мы уже отметились с ним в этом году материалом «Цех, который мог бы быть заводом»: «Отца взяли на фронт и мы с частной квартиры на Церковной горе в 1941 году перебрались в дом Строителей, 13, построенный в 1939 году, частично из кирпича от разрушенной церкви. Дом тесно соседствовал с Барановской аркой, в мою бытность ее именовали, извините за не совсем литературное слово «посирные ворота». То есть ворота стоково-канализационные. (примечание автора: В мое детство такого топонима как «посирные» ворота уже не было, но было такое присловие «дышите глубже, проезжаем Сочи». Арка входила в маршрут кольцевого автобуса). По ту сторону арки от нашего дома была еще одна кирпичная довольно просторная труба из красного кирпича – канализационный коллектор, когда они были построены – не скажу, но, если первые многоэтажная застройка начались в тридцатых годах, а до революции, по рассказам старшего поколения, в теперешней новой части города ничего не было, кроме выкопанных ям, которые назывались сливами и куда вывозилось содержимое выгребных ям казарм. У самой арки была деревянная сторожка, не сохранилась, при которой жили и несли службу смотрители, в бытность моего рассказчика состояли при сторожке братья Анисимовы. Но при арке они состояли, или при лошадях - уже не скажу. В любом случае - это отдельная история. А еще где-то году в сорок шестом или сорок седьмом мы нашли там с мальчишками чемодан с краденным и сдали в милицию. Не знаю как до революции, но после войны вороватый город был. Так и говорили: Станция Карабаново – берегите свои чемоданы! Очень вероятно, что до революции при арке состоял смотритель ворот. Все мало-мальски значимые транспортные сооружения были под присмотром и охраной. На ночь фабричная часть вместе с казармами запиралась, праздношатающихся не было, Барановы плату за проживание в казармах не взимали, но требовали порядка и дисциплины – невыспавшийся ткач или красильщик – работник некудышный».

В соседстве с аркой Владимир Данилович жил с 1941 до 1951 годы. Так уж «повезло» в жизни, что довелось ему лежать с брюшным тифом в больнице в том самом «Барановском родильном приюте», который был еще и детским отделением. И похоронку на отца получили в доме у арки. Из немногочисленных развлечений детства – выходили смотреть, как паровозик тащит вагончики.

НТВ - СОРОК ЧЕЛОВЕК ИЛИ ВОСЕМЬ ЛОШАДЕЙ

НТВ – нет это не пресловутый телеканал, эта аббревиатура когда-то переводилась как – нормальный товарный вагон. Он был разработан в 1875 году на базе своего предшественника изделия Ковровских мастерских Московско-Нижегородской железной дороги 1872 года и под названием «товарный вагон правительственного типа 1875 года» был принят за основу вагонного парка Министерства путей сообщения Российской империи. Удивительно, но вагон без каких-либо совершенствований успешно выпускался практически шестьдесят лет! Использоваля для перевозки солдат начиная с войны на Балканах 1877-78 и до Великой Отечественной войны включительно. Захочется посмотреть, как выглядит, как ездит, как шумит -посмотрите фильм «Офицеры» 1971 года, есть в сети в хорошем качестве, а с 2011 года и в цветной версии.

Марина Ивановна Цветаева в стихотворении «Рассвет на рельсах» (по первой строке «Покамест день не встал...»), написанном 12 октября 1922 года упомянет исторический вагончик: «Знак: сорок человек И восемь лошадей».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Уникальная арка – ровесница железнодорожного транспорта в России. Не крупноблочная, а кирпичная. В любом случае – это наша история. А человека можно раздавить, забрав у него эту историю, и город можно раздавить, лишив его истории, то есть всего, что можно вспоминать, набираясь жизненных сил. Да что я вам рассказываю, в девяностые мы все это уже проходили. Может быть, когда-нибудь дозреем, и будет над старой аркой в качестве памятника стоять блестящий черным лаком паровозик со свежеокрашенным зеленым вагоном НТВ. Скажете, мечтатель! А мечтать не вредно, вредно не мечтать!

В. КУЛЬКОВ
Фото из архива автора 1. Верхние ворота или арка, фото 1896 года.
2. Открытка начала двадцатого века «Привет из Карабаново», возможно 1904 год. 3. Вагончик НТВ и вид на Троицкую церковь. 4. Паровоз и те самые баки, фото 1896 года. 5-7. Так выглядела арка еще каких-нибудь восемь лет назад.

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • Власти Владимирской области призывают людей, блокирующих въезд на Александровскую свалку мусора, взять временный мораторий, чтобы не осложнять ситуацию ( 54 )
  • Компания «ЭкоЛайн», эксплуатирующая Александровскую свалку, грозит судом активистам, перекрывавшим въезд на мусорный полигон ( 49 )
  • Мусоровозы спровоцировали транспортный коллапс у александровского мусорного полигона ( 41 )
  • Александровский райсовет проголосовал за проведение референдума о мусорных проектах ( 28 )
  • О ВЫПЛАТАХ К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ( 20 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2020 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 27.9038 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------