Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ
19.05.2020 / Просмотров: 175 / Комментариев: нет

Аристов. Эта фамилия давно встречалась мне в качестве подписей под фотографиями, которые иногда приносили в редакцию нашей газеты александровцы в качестве иллюстраций к семейным хроникам, которые они рассказывали или сами писали рукописные воспоминания о дедах и прадедах.

Аристов. Четко читаемая и очень красивая подпись под старыми снимками, собственное клеймо автора.

Аристов. Это история Александрова начала 19 века в лицах. И в каких лицах! Красивых, живых, характерных, одухотворенных, запечатленных не фотографом, а фотохудожником. Казалось бы, ателье. Казалось бы, что сложного посадить человека перед фотоаппаратом и щелкнуть затвором. Но искусство заключается в том, чтобы сделать портрет таким, глядя на который и его потомки увидели бы, какое у его прадеда было в тот момент настроение, и вообще каким характером он обладал, каким он был человеком.
В эти лица можно бесконечно глядеть и фантазировать о судьбе запечатленных на них людей. А вот узнать о мастере, создавшем эти живые портреты, о его жизни подробнее, все как-то не получалось.

 


Фотография семьи военного. 1905 год Автор Аристов Н.С.
Коллекция Александра Воробьева. Вологодская обл., п. Вожега.


Но недавно мне повезло. Сначала позвонила, а потом пришла в редакцию Луиза Валентиновна Еремина – учитель истории и обществознания школы №4. Принесла она мне, как и обещала, исследовательскую краеведческую работу своего ученика Владимира Петрова из 8 «А» класса. Её они подготовили на Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», выбрав номинацию «Земляки». Героем этого исследования как раз и стал фотограф Николай Степанович Аристов.
Исследовательская работа – вовсе не газетный жанр. В данном случае – это почти 60 страниц текста. Цели и задачи, методика исследования, базирующаяся на поиске источников и документов в фондах музеев, в государственных и личных архивах, опись, картотека, анализ, выводы, сравнения и обобщения полученных данных; классификация и систематизация собранного материала, таблицы, ссылки на источники…. Словом, все, что предписано быть в исследовательской работе.

Мне придется превратить ее в газетный жанр – короткий очерк о Н.С. Аристове, жизненный путь которого до настоящего времени полностью не был восстановлен и изучен, не собрано и не обобщено его наследие. К сожалению, многое для этого придется сократить в исследовании Владимира Петрова, многое коротко изложить.
Итак….

ЗАСТЫВШАЯ ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Фотография — это наша история.
Фотография — это увековеченный миг. Момент счастья, момент грусти, момент успеха, свидетель дружбы, любви или радости.

Семейная пара Максимовых.
Автор Аристов Н. С., 1905 год
Семейный архив Максимовой И.В.





Фотография – это язык, говорящий на уровне эмоций. Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества.

Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.

Групповой портрет братьев Новожиловых. Автор Аристов Н.С. 1916 год.
Семейный архив Новожиловых

Эти определения, сделанные юным автором исследования Владимиром Петровым, похожи на эпиграф ко всей его кропотливой работе, ко всему найденному им материалу «о человеке, который посвятил значительный отрезок своего жизненного пути художественной фотографии, прошел путь от ученика фотографа до открытия своего дела (фотомастерской сначала в городе Александрове, а затем — в Сергиевом Посаде) и добился в этом значительных успехов на нашей родной Александровской земле».

Выпускница женской гимназии Курочкина Александра Фотография 1913 г.      
Автор Аристов Н. С. Семейный архив Курочкиной МА 
 
     

Александров XIX века — тихий городок, где развита текстильная промышленность. Неспешно течет жизнь местных обывателей. Но вот в жизнь России, начиная с 1839 года, врывается новый вид искусства — искусство фотографии, которое развивается стремительными темпами. Изучив архивные документы и словарь-справочник Попова А.П. «Российские фотографы (1839-1930)» , автором исследования установлено 14 имен фотографов, которые работали в городе Александрове во второй половине XIX - начале ХХ века. Владельцем самого известного фотоателье в городе начала ХХ века стал Николай Степанович Аристов.

Николай Степанович был представителем 10 поколения Аристовых. Он родился 25 мая 1872 году в с. Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии. Семья Аристовых была многодетной. Кроме Николая (младшего), в семье было еще семь детей.

Выпускница женской гимназии Соколова  Александра Фотография 1913 г.
Автор Аристов Н. С. Свято-Успенский женский монастырь

С юных лет Николай Аристов был увлечен художественной фотографией, которая во второй половине XIX века стала незаменимой частью жизни людей. Но сначала Николай Степанович окончил гимназию и в течение двух лет (1885 - 1896 гг.) работал управляющим в имении Алябьева в Тульском уезде. В 1896 году Аристов живет уже в г. Сергиевом Посаде, где работал известный фотограф — А.П. Платонов. С 1896 по 1900 годы Аристов учится у талантливого мастера, который за свои работы получил несколько медалей на международных выставках.

Но Николаю Степановичу хочется открыть свое дело. Место нашлось в городе Александрове.
В 1917 году Аристов с дочерьми переезжает снова в Сергиев-Посад и открывает там новое фотоателье, которое просуществовало до 1929 года.

Остаток своей жизни Аристов целиком посвятил служению церкви.

В июле 1930 года Николая Степановича рукополагают в сан диакона. С июля 1930 по апрель 1931 года он служит в церкви святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде.

5 апреля 1931 года диакон Николай Аристов был арестован. Его обвинили в том, что он являлся членом Загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской агитацией. В следственном деле можно прочитать следующие слова: «Против власти ничего не говорил, и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живем и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, – в частности, я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу».

Этого оказалось достаточно для вынесения сурового приговора. 6 июня 1931 года коллегия ОГПУ СССР приговорила его к расстрелу. 10 июня 1931 года приговор был приведен в исполнение. Отца Николая с другими обвиняемыми расстреляли на Ваганьковском кладбище г. Москвы и похоронили в общей безвестной могиле. В 1958 году Николай Степанович был реабилитирован и все обвинения с него сняты..27 декабря 2005 года определением Священного Синода Аристов был причислен к лику новомучеников.
Третья часть своей работы автор Владимир Петров посвятил исследованию фотографий, сделанных Н. С. Аристовым в период работы в Александрове.

«На данный момент мной найдено более 100 фотографий: 34 фотографии хранятся в фондах музея Александровская слобода, 9 - в фондах Александровского художественно-краеведческого музея, 20 фотографий предоставила монахиня Сергия из Свято-Успенского женского монастыря 52 фотографии из семейных архивов и личных коллекций».

Тематика фотографий разнообразна. Большинство сделано в помещении ателье на фоне пейзажа, есть снимки - визитки, несколько найденных фотографий сделаны на фоне природы.

С фотографий, выполненных Аристовым, на нас глядят дети и старики, гимназистки и курсанты, миловидные барышни и галантные кавалеры, супружеские пары и целые семейства, священнослужители и военные.

Хотя в конце XIX - начале ХХ века выход к профессиональному фотографу оставался достаточно дорогим удовольствием, но фотографировались многие, хотя делалось это нечасто. Для крестьянина поход к фотографу всей семьей считался целым событием, для этого нужен был особый повод: свадьба, рождение детей, служба в армии ....

Для меня важно было не только найти фотографии, но и проследить, какие исторические события происходили в это время, и, по возможности, восстановить имена людей и их судьбы».

На 30 фотографиях проставлены даты. Самая ранняя — 1900 г., самая поздняя - 1916 г. Есть фотографии, на которых проставлен 1905 год, связанный с Русско-Японской войной (1904-1905 гг.) и первой русской революцией (1905-1907 гг.). На одной фотографии, относящейся в 1905 году, семья военного, на второй — Максимов Сергей Иванович с женой. Сергей Иванович был участником революционных событий в Александрове и Струнино, которые вошли в историю как «Александровская республика». Несколько фотографий относятся к периоду Первой мировой войны (1914-1918 гг.), и почти на всех снимках изображены военные. На самой поздней фотографии 1916 года - мы видим четырех братьев Новожиловых. Один из них одет в военную форму — это Александр Иванович, который был участником Первой мировой войны, служил фельдшером.

Почти треть собранных фотографий - это ученицы женской гимназии. Кроме этих фотографий, в городских музеях, в Свято-Успенском женском монастыре г. Александрова хранятся альбомы выпускных классов женской гимназии за 1909, 1910, 1913 года.

«Имя фотографа на снимках в альбомах не указано, но мне удалось определить, что они были сделаны Аристовым, я сравнил найденные мной фотографии с фотографиями в альбомах. Так в альбоме за 1913 год, который хранится в Свято-Успенском женском монастыре, я увидел фотографию выпускницы Курочкиной Александры Васильевна. Такая же фотография хранится в семейном архиве Курочкиной Маргариты Александровны. Фотография приклеена на паспарту, на котором указано имя фотографа и место, где сделана фотография. Таким образом, альбом выпуска 1913 г. был выполнен Н.С.Аристовым».

Владимиром был атрибутирован еще один альбом 1910 года, который находится в фондах музея - заповедника «Александровская слобода». В коллекции монахини Сергии имеется фотография священника Виноградова Сергея Александровича - законоучителя женской гимназии, сделанная в фотоателье Аристова. Сопоставив данные, автор исследования пришел к выводу, что альбом 1910 года, который хранится в музее Александровская слобода, также был сделан Н.С. Аристовым.

Обращает на себя внимание художественное оформление фотографий: все они приклеены на паспарту с подписью «Н.С. Аристовъ г. Александровъ», «Фотография Н.С. Аристова г. Александров». На обратной стороне 16 паспарту, есть клеймо. Поражают надписи на обратной стороне фотографий. Вот несколько из них. На фотографии Тихонравова, участника революционного движения в Александрове, написано «Между двух революций». На другом снимке: «Моей ненормальной подруге часто хандрящей от взбалмошной Любы».
 

Фотография Тихонравова Николая Михайловича, участника революционных событий 1905-1907 гг., 1917 г., первого директора АПУ. Фотография 1912 г
автор Аристов Н.С. Музей — заповедник Александровская Слобода. 

«Со снимков вековой давности смотрят на меня серьезные и мудрые глаза стариков, озорные взоры детей, лучистые и шаловливые взгляды девушек, наполненные тоской расставания глаза военных и их спутниц. Смотрю на фотографии, и предо мной предстает история моего города, моей страны».

В своем заключении Владимир Петров подвел итоги кропотливой работы по изучению огромного количества литературы, по крохам собирались сведения о фотохудожнике земли александровской, его фотографии. Но, увлекшись жизнью и деятельностью человека, внесшего неоценимый вклад в развитие и становление художественной фотографии в нашем городе и районе, Владимир говорит, что это только первый шаг. Работа продолжается: отправлены запросы в архивы Тульской и Московской областей с целью получения данных о семье Н.С. Аристова; продолжен поиск и сбор фотографий, сделанных Аристовым; сбор информации о людях, которые изображены на фотографиях. Кроме того, идут переговоры с Александровским художественно-краеведческим музеем о проведении в 2021 году выставки, посвященной 90-летию со дня гибели Аристова.

Свою работу Владимир закончил словами, которые написаны на одной из фотографий неизвестного автора: «Сколько могучей благодати в травах, растениях, камнях. Все существующее на земле приносит пользу. Не требуй слишком много от людей, если хочешь их любить».

А я свой скромный труд заканчиваю огромной благодарностью юному краеведу Владимиру Петрову за его любовь к родному краю и его выдающимся людям, за его увлеченность восстановлением и увековечением памяти. И, наконец, за то, что удовлетворил мое давнее желание познакомиться с фотохудожником Николаем Степановичем Аристовым.

Материал подготовила В.ТИХОНОВА.

 


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • УТВЕРЖДЁН ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПРОПУСКОВ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ОБЛАСТИ ( 384 )
  • КАК ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТ КОРОНАВИРУСА АЛЕКСАДРОВСКИЙ РАЙОН ( 314 )
  • Новый указ губернатора Сипягина: кому можно, а кому нельзя работать во Владимирской области с 13 мая ( 301 )
  • ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО ( 282 )
  • ДЕТСТВО, РАСТОПТАННОЕ ВОЙНОЙ ( 279 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2020 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 8.3072 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------