7 октября в Зале под сводами Литературно-художественного музея Анастасии и Марины Цветаевой в рамках XXVIII Коршунковского сезона камерной музыки прошёл концерт шедевров для скрипки и клавесина. К нам в город приехали лауреаты международных конкурсов Роман Глухов (барочная скрипка) и Иван Лебедев (клавесин). В программе Иоганн Себастьян Бах, Арканджело Корелли, Франсуа Франкёр, Джованни Бассано.
Для справки: музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. В изобразительном искусстве и архитектуре этот период узнаваем по характерным и иногда весьма причудливым формам, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это слово стало применяться и к музыке того времени.
Произведения того времени широко исполняются и изучаются. Знаменитые фуги Иоганна Себастьяна Баха и «Времена года» Антонио Вивальди относятся именно к барокко.
Музыканты того времени сделала неплохой рывок: сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах, расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появилась опера. А большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.
Гостей цветаевского музея ждал не только прекрасный концерт от профессионалов своего дела с произведениями для дуэта барочной скрипки и клавесина, так и сольные для каждого из инструментов, но и сюрприз. Оказалось, что клавесин сделан с нуля Романом Глуховым. Это копия, выполненная с инструмента Йоханнеса Рюккерса (J. Ruckers) 1627 года.
– Идея создания клавесина возникла в Париже, когда я учился клавесиностроению у Марка Дюкорне. Я изучал исторические инструменты династии Рюккерс и труды им посвящённые. Реставрируя клавесины, я обнаружил, что так сейчас инструменты не делают. Сменилось несколько эпох и изменились принципы и требования к звуку. То, каким он должен быть. У нас в стране нигде не услышишь подлинный клавесин эпохи барокко.
Звукоизвлекающей частью в клавесине является дека. Она красиво украшена московской художнице Александрой Семёновой. Роспись выполнена в историческом стиле с элементами её личного. В клавесине 4 актавы, это связано с тем, что в то время не делали небольшой диапазон. На работу над клавесином ушёл год. В инструменте использованы груша, дуб, липа, тополь.
– Это связано с сезонами, климатом, переменой влажности. Всё это нужно учесть и сочетать при постройке клавесина, – поясняет Роман.
Рюккерс – династическая корпорация фламандских мастеров-производителей клавесинов в конце XVI и в XVII веках. По свидетельству современников «Рюккерсы» обладали примечательным и неповторимым звуком, который обеспечил им востребованность в среде музицирующих аристократов и профессиональных музыкантов, особенно в Нидерландах и Франции. Большое значение придавалось внешнему виду инструментов. Клавесины Рюккерс – это образец барочного клавесина и эталон «исторического» музыкального инструмента. На сегодняшний день сохранилось около 130 оригинальных клавесинов, построенных в период между 1580 и 1680 гг.
Концерт получился очень уютным и камерным. Неожиданно нежные звуки клавесина, чарующая скрипка, алый камзол артиста – всё это переносило в далёкое прошлое, в роскошную эпоху барокко.
А.КУЛЬКОВА.
Фото автора. |