В музее-заповеднике «Александровская слобода» работает мини-выставка «Молитвенное место путешественника», на которой представлены иконописные складни – миниатюрные иконостасы для дальней дороги – из фондов музея.
Сейчас главный объект показа – Покровская церковь – реставрируется, и часть экспозиций закрыта, поэтому музей предоставляет возможность своим посетителям увидеть большее количество предметов, которые сохранил музей, и устраивает небольшие выставки.
– Главная экспозиция музея «Государев двор» находится в Успенской церкви, здесь мы решили выставить предметы, связанные со средневековым человеком и раскрывающие одну из граней его жизни, – объясняет заместитель директора по науке музея-заповедника «Александровская слобода» Марина Константиновна Рыбакова. – Складень – это мини-иконостас, который могли использовать дома во время молитвы или брать в путешествия, военные походы. Александровская слобода находилась в середине пути между Троице-Сергиевой обителью и Переславль-Залесским, недалеко от главных духовных центров. Государи во время своих объездов всегда включали её в богомольные объезды, а переносные иконостасы были непременными их спутниками. Такие изысканные и богато украшенные складни могли позволить себе лишь очень состоятельные люди.
Складни имели разное количество створок. Особой любовью пользовался трёхстворчатый складень – триптих – со съёмной иконой в центральной части, двумя боковыми расписанными створами и навершием в виде кокошника. Прообразом подобной формы явились архитектура храмов и царские врата. Складни всегда были заказные. Их делали по особому случаю, и набор сюжетов не был случайным. Как правило, здесь находились святые соимённые заказчику.
В музее сохранились три живописные складни, они и представлены на выставке: «Спас Нерукотворный. Праздники. Избранные святые» (1650 – 1670 гг.), «Деисус. Избранные святые» (конец XVII – начало XVIII в.) и «Богоматерь Одигитрия. Избранные святые» (конец XVII – XVIII в.). Их дополняют итальянские парные подсвечники XVI века – новое приобретение музея, для которого представляет большой интерес всё, что связано со средневековьем.
За каждым предметом стоит своя интересная история, об этом нам и рассказала Марина Константиновна.
«Спас Нерукотворный. Праздники. Избранные святые» выполнен в манере миниатюрного письма строгановской школы. Когда Александровская слобода входила в состав Государственного исторического музея, многие предметы из неё были вывезены туда, как в головной музей. А после, когда музей вышел из состава, предметы стали возвращаться назад. Тогда был передан и этот складень. Произошла некая путаница, в слободе был другой складень, а этот был передан в ГИМ в составе Щукинского собрания. В основном братья Щукины известны как коллекционеры импрессионистов. Один из братьев, Пётр Иванович, занимался русским искусством и собрал огромную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства, которую потом завещал Государственному историческому музею. В неё входил и этот складень.
«Деисус. Избранные святые» поступил в слободу сразу. Он миниатюрный, предназначался для военных походов, об этом говорят изображённые на нём покровители воинства (Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Артемий Веркольский), скота (Флор и Лавр), целители (Козьма, Дамиан, Николай Чудотворец).
Третий складень «Богоматерь Одигитрия. Избранные святые» имеет наиболее интересную историю. Он изначально находился в Александровской слободе и вместе с другими предметами в 1920-е годы был оформлен в музей. Складень был в очень ветхом состоянии сохранности. В те годы музей активно сотрудничал с Центральными реставрационными мастерскими, которые возглавил И.Э. Грабарь. Они регулярно спасали предметы из собрания музея. Игорь Грабарь лично приезжал за предметами. В 1928 году он отобрал для реставрации этот складень и несколько икон и увёз в Москву, чтобы вдохнуть вторую жизнь. В стране начинаются трагические события: 30-е годы, начинаются репрессии, считается, что весь «романовский хлам», так тогда называли все предметы, не нужен, и сохранять его не надо. Центральные реставрационные мастерские закрываются. Наступают страшные годы Великой Отечественной войны. Казалось бы, следы предмета должны исчезнуть, но после войны этот складень возвращается обратно в музей.
Изначально в нём не было средника – центральной иконы, но среди икон была та, которая очень хорошо подходила по размеру. Скорее всего, при перемещении её положили внутрь, где она и осталась. Кстати, икона «Богоматерь Одигитрия» тоже из собрания музея, такой набор святых на полях очень редкий: Кирик и Иулитта и отшельник Онуфрий. В документах музея сохранялось точное описание этой иконы, по нему и было установлено, что речь идёт об одной и той же иконе.
Тогда складень не отреставрировали, всё что сделали – сняли серебряные накладные детали, они были отдельно. Шанс на второе рождение предмет получил в конце 1998 года, когда к работе приступили владимирские реставраторы. Процесс был сложным и длился почти десять лет. Так в течение двадцати лет предмет возвращался к жизни.
Выставка расположена в Успенской церкви в экспозиции «Государев двор» и будет работать до конца марта.