Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ЧЕЛОВЕК, НЕ СЛУЧАЙНЫЙ В ОБРАЗОВАНИИ
14.09.2021 / Просмотров: 863 / Комментариев: нет

 Общеизвестно, что школа достигает определенных результатов не сама по себе, а при хорошем руководстве. Директор школы – это одновременно и управленец, и генератор идей, он подбирает коллектив единомышленников и руководит благоустройством школы. Директор должен уметь всё: решать тактические сиюминутные задачи и просчитывать стратегию на перспективу. Руководитель школы всегда на виду, все интересуются его мнением, творческими планами. Одним словом, этот человек всегда вызывает любопытство – у школьников, их родителей, да и у педагогов тоже.

Пока я не познакомилась с директором школы №1 А.В. Ваняткиной, она представлялась мне человеком строгим, принципиальным, недоступным – именно такими, по-моему, должны быть все руководители образовательных организаций. Однако уже первое общение с Анной Валерьевной убедило меня в обратном – конечно, она строга, – но в меру, и тогда, когда это нужно. На самом деле, это добрый, отзывчивый, открытый человек, и, что очень приятно, с хорошим чувством юмора. А если учесть, что эта женщина – ещё и замечательный педагог, которого любят дети, уважают учителя и родители, то как не узнать, почему она выбрала эту профессию, и что сегодня значит для неё школа?

Итак, знакомьтесь: А.В. Ваняткина родилась в Александрове, училась в родной школе №5 с углублённым изучением ряда предметов на английском языке (именно она находилась в нынешнем центре «Дар» и потом стала школой №1). Если учесть, что в семье Анны Валерьевны более 100 лет общего педагогического стажа (сюда входят и её годы работы), – педагогом была мама Валентина Евгеньевна, то у неё, пожалуй, выбора не оставалось – только в школу. Однако у девушки были другие предпочтения: любила танцевать в ансамбле «Радость» под руководством В.Б. Зябриковой, с удовольствием участвовала в уроках школьного самоуправления, не боялась брать на себя ответственность и принимать серьёзные решения. И сегодня, спустя 33 года после окончания Ярославского университета, Анна Валерьевна преподаёт историю и вот уже 12 лет руководит школой.

И вот мы беседуем с Почётным работником общего образования Российской Федерации о планах и идеях по предмету «школоведение», интересуемся её мнением по отношению к различным школьным событиям… О чём ещё? – узнаете, если перевернёте страницу и дочитаете интервью до конца.

ДЕВЯТНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ


Когда шла в школу, в которой давно не была (нет, училась я в другой, тоже Александровской, а эту посещала по работе – приводили журналистские тропы), думала, что заблужусь. Ещё бы, площадь 7,5 тыс. кв. метров, 63 кабинета, в которых обучаются 1057 человек и работают 58 учителей… Так вот, спустя годы всегда интересно посмотреть на школу изнутри. Всё – как и было, никакого «дорого-богато», никакой позолоты – минимализм и технологии.

А.В. Ваняткина только что провела педсовет, обозначив на нём задачи на новый учебный год, и была готова ответить на вопросы редакции. Беседа заняла 45 минут, ровно столько, сколько длится школьный урок. Итак, полетели… Не поехали, не помчались, а именно полетели, потому что учителю без крыльев нечего делать в профессии – так считает Анна Валерьевна, и коллеги с ней солидарны.

– Вы когда-либо представляли, что будете директором? Как Вы к этому пришли?
– Когда в 2009-ом узнала, что мне предстоит стать директором, стало страшно. Я считала, что это вовсе не та работа, которая мне нужна. С моей стороны не было большого желания занять эту должность. Так вышло – заболела всеми нами уважаемая Римма Арсеньевна Макарова (вечная и добрая ей память). Выручили две универсальные формулы: «дорогу осилит идущий» и «глаза боятся, а руки делают». В нашей жизни ничего не бывает случайно – если что-то даётся, то не просто так. Случается какой-то поворот судьбы, – значит это неспроста, и у всего есть смысл, который нам и предстоит узнать. Мне сказали, что ты выпускница этой школы, кому как не тебе продолжать традиции, делать для школы, которую ты любишь, что-то хорошее. И когда видишь, что делать что-то хорошее есть немало желающих, которые тебя поддерживают, тут уже не откажешься. Мою кандидатуру одобрили В.К. Голованова – заместитель главы администрации Александровского района по социальным вопросам и И.К. Сергеева – начальник управления образования администрации Александровского района, весь коллектив. Это здорово, когда собирается команда единомышленников, интересных людей, которые приходят со своими идеями, радуются тому, что удаётся. И это не значит, что у нас всегда всё получается. Это значит, что мы идём, пробуем. У нас есть силы понять, что не получилось, тогда будем пробовать по-другому.

Кто-то из коллег сказал тогда, что трудно будет только первый год, дальше… Пошёл 13-й, тяжело до сих пор. Сначала психологически, потому что под твоим директорством оказались твои учителя, но они настолько умны и мудры, что всё поняли и приняли. Нелегко было разбираться с хозяйством, экономикой учреждения (это, признаюсь, непросто до сих пор, так как всё очень быстро меняется). Так что директорство – тяжёлый труд, а что касается статусности, её практически не осталось. Это раньше директор был человеком с большой буквы, которого все уважали. Сейчас в образовании отношение к педагогам кардинально поменялось не в лучшую сторону, и это огорчает.

ХОРОШЕГО ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ

– Анна Валерьевна, хотелось всё бросить, уйти на покой – по крайней мере от хозяйственных забот и проблем?
– Честно? – хотелось. Но верх одержало мнение коллектива, людей, с которыми я в одной лодке. Мы, повторюсь, единомышленники, у нас хорошее советское воспитание, хорошая советская школа, и то, что в нас заложено, мы требуем от детей: быть аккуратными, вежливыми, трудолюбивыми. Мы требуем знаний, а значит подготовки к урокам. Всего того, что спрашивали с учеников наши педагоги-ветераны – В.Б. Лузинов, И.Б. Платонова, И.И. Лапина, В.А. Панфилова, Р.И. Гусева, Л.П. Мельникова, Г.А. Теперёнкова, Р.А. Макарова и другие. Эти люди – цвет районного образования, их имена на слуху. Мы всего лишь продолжаем традиции, заложенные этими людьми. У нас в школе, например, обязательна темно-синяя форма одежды. Понятно, кому-то из родителей это не нравится, но предоставленная обществу свобода сегодня проявляется, к сожалению, не всегда со знаком плюс, приходится преодолевать сопротивление и доказывать, убеждать в том, что хорошо, а что плохо. Помню, при посещении школы И.А. Першиным, который был главой администрации района, он отметил внешний вид учащихся – подтянутых, воспитанных, серьёзных. А ведь и правда – пиджак, согласитесь, обязывает, держит осанку, заставляет чувствовать деловой стиль. И когда наши выпускники потом приходят в различные учреждения для трудоустройства, они знают, что идти на собеседование нужно в костюме, а не в джинсах или спортивных штанах. Тот же самый дресс-код обязателен в нашей школе и для учителей – соответствующая одежда, красивые причёски, туфли, никакой «боевой раскраски». Всё это называется одним словом – культура. Кому и когда она мешала?

– Вы «играющий тренер», то есть преподаёте историю и обществоведение, хотя директорских забот полно. Зачем Вам это нужно – не потерять квалификацию, важно общение с детьми?
– В работе учителя есть огромное преимущество перед административной работой – видишь перед собой детские глаза, слышишь их мысли, и это доставляет огромное удовольствие. Помните кинофильм «Доживём до понедельника»? – в нём главный герой Вячеслава Тихонова (учитель истории) говорит о том, что история делает человека гражданином. Когда мне это удаётся, радуюсь за ребят. Да и из профессии важно не выпасть: чтобы оставаться педагогом, необходимо самосовершенствоваться, а чтобы этот процесс происходил постоянно, нужно учить других и учиться самой. Поскольку сегодня много всякого нового, вокруг всё меняется, это и интересно. То же самое могу сказать про своих коллег: они разные по возрасту, но смотрю на них, а ведь они молоды – саморазвитие делает своё доброе дело. И это не великолепно ли?

– Как Вы считаете, школа должна давать только знания, или ещё и воспитывать? Какими инструментами это делается?
– Полагаю, во многом здесь помогает пример учителя, который правильно говорит, правильно поступает, правильно общается с детьми. И, слава Богу, у нас такие учителя есть, их много. Конечно, воспитание – это такая система, которую чётко прописать и запланировать нельзя. Процесс этот каждодневный и ежеминутный. Да, сейчас издаются различные программы по воспитанию, но они в полной мере реализуются тогда, когда система воспитания будет единой на государственном уровне, когда дети будут слышать от родителей, по телевизору и в школе одно и то же. При оторванности школьной программы воспитания от отношений в семье и обществе ожидания результата затянутся.

– Родители часто стремятся определить своего ребёнка в сильную школу. Что такое сильная школа, Ваша – такая?
– Да, наша школа сильная и, прежде всего, она сильна учителями – не устаю об этом говорить, и от слов перейду к фактам. На последнем педсовете проанализировали квалификационный уровень педагогов, и картина следующая: 75% учителей школы №1 имеют высшую и первую категорию, среди них 5 победителей нацпроектов, столько же (5 человек) являются экспертами государственной экзаменационной комиссии по проверке работ ЕГЭ. Подведены итоги работы педагогов, которые должны стать методистами-кураторами федерального уровня. Одна наша коллега из четырёх уже получила подтверждение этого статуса – О.В. Мареева, учитель литературы, которая будет оказывать методическую помощь пока во Владимирской области, а потом, возможно, и школам России. Среди экспертов ГЭК 3 учителя английского языка – Е.И. Акимова, Т.А. Никитина, Н.А. Сергеева, учитель русского языка и литературы, заместитель директора Г.М. Медведева и я – по обществоведению.

Ещё сила школы в том, что мы заставляем детей учить уроки. Некоторым родителям такой подход к получению знаний не нравится, они возмущаются, что столько выучить невозможно, да и зачем? Но подвижники этого дела стоят на своём – это Ю.К. Богомазова, С.Е. Чуканова (учителя химии), Е.А. Зиновчик (учитель математики) и другие. Они, не считаясь со своим временем, приглашают детей прийти до занятий, оставляют после уроков, встречаются с ними по субботам – лишь бы объяснить ученикам материал и дать им знания. Кто учился в советской школе, помнят, что именно так и было раньше.

– Все ли выдерживают требования, предъявляемые сильной школой?
– Не все. Некоторые уходят – не скажу, что нас покидают стройными рядами, но несколько случаев переводов в другие образовательные организации за год бывает. Мы понимаем это и не удерживаем – зачем, если ребёнку очень трудно учиться.
И снова обращусь к фактам: по итогам прошлого года уровень качества образования в нашей школе составил 56,6%. То есть более половины учащихся учатся на 4 и 5. В этом году по разным предметам 15 выпускников набрали при сдаче ЕГЭ свыше 90 баллов. Как всегда, есть 100-бальники, сдавшие ЕГЭ на самую высокую оценку: в этом году по истории Рита Баллес, Ваня Мельников по информатике, в 2020 г. – Маша Каленова и Даша Гамова набрали 100 баллов по химии.

– А куда чаще поступают?
– Те знания, которые дети получают в стенах нашей школы, дают им возможность быть конкурентоспособными при поступлении в вузы страны. Наши выпускники становятся студентами Московского государственного университета им. Ломоносова, Высшей школы экономики, Лингвистического университета, МГИМО, Московских инженерно-физического и физико-технического институтов, МИСИС, МГЮА им. Кутафина, медицинских вузов… Причём, большинство поступает на бюджетные места – особенно много их занято нашими выпускниками на физико-математических и химико-биологических факультетах. Традиционно в школе много победителей олимпиад разного уровня – вплоть до Всероссийского.

– По-вашему, ЕГЭ – благо или зло? Существует распространённое мнение: «Детей только и делали, что натаскивали на эти тесты. Значит, у них нет базовых академических знаний». Так это или нет?
– Всё достаточно индивидуально. Но точно могу сказать, что единственная для нас работающая стратегия – просто учить детей предметам. До того, как появился ЕГЭ, после того, как он появился – в школе у нас мало что изменилось. Мы используем практически те же самые учебники, изучаем те же самые темы.

УЧЁБА В «БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ»

– На передовой борьбы с коронавирусом прежде всего оказались медики, но ведь и педагогам пришлось нелегко в исключительно непростых условиях, когда нужно было в экстренном порядке перейти на дистанционное обучение. Чему научил ковид?
– Работать на дистанте, считаю, примерно раза в три сложнее, чем очно. При первой же возможности мы вернулись в классы, начали проводить занятия, они эффективнее. В ситуации, когда все на месте, проще управлять всей школой, потому что всё на виду. Коммуникация на дистанте – самое слабое звено. Единственный плюс от учёбы с применением ограничительных мер, на мой взгляд, – больше стало дисциплины: нужно вовремя прийти в школу, по расписанию сходить в столовую, чтобы не пересекались потоки учащихся. Меньше, как показала практика, происходит ситуаций, при которых учащиеся могут получить какие-то ушибы, мини-травмы. То есть ребята выходят на перемены по графику, у них убавилось возможности разбежаться по длинным коридорам, так же как столкнуться друг с другом или скатиться с лестницы. Но учителям сложнее: кабинетной системы не стало, при которой к ним в классы приходили дети, теперь им приходится с учебным материалом, наглядными пособиями перемещаться по этажам.

– Казалось бы, радоваться надо онлайн формату, ведь будущее же за этим?
– Будущее не за этим. Для работы учителю с детьми нужен эффект присутствия. Если его нет, как в онлайне, многие вещи просто не работают. Образование – это обучение и воспитание. Онлайн-обучение – не проблема, оно возможно. Онлайн-воспитание – нереально.

БЛИЦ – ТО ЕСТЬ КОРОТКО

– Что бы хотелось сделать для школы?

– Все желания связаны с ремонтами. Хотелось бы, в первую очередь, привести в порядок спортзал – он не ремонтировался с 1985 года, с того времени, когда была построена школа №1 взамен №5. Необходим ремонт кровли над спортивным залом и зеркальной рекреацией. Не лишней бы стала и модернизация в оформлении школы.

– Вы радуетесь переменам – любым?
– Лучше бы их не было, потому что образование – это консервативная система, и чем она стабильнее, тем очевиднее результаты качества образования. Можно радоваться центрам «Точка роста», цифровой образовательной среде, но ведь за всем этим опять же стоит учитель. Чтобы эта система заработала, чтобы в неё ученик вошёл, рядом должен находиться наставник. Поэтому, чем стабильнее будет педагогический коллектив, тем качественнее процесс обучения и тем быстрее сработает модернизация.

– Директор школы – это руководитель большого коллектива. Как Вам удаётся сплотить сотрудников, ведь помимо совещаний и собраний есть обычные человеческие отношения между людьми?
– Уверена, и никто меня не переубедит, что в коллективе нужно уважать друг друга, внимательно относиться к коллегам, заботиться о них. Представьте утро: учителя идут на работу, мне важно кто в каком настроении. Если замечаю что-то неладное, подойду подбодрить, поднять настроение. Успешен коллектив и каждый педагог тогда, когда у человека дома всё в порядке – имея за спиной крепкий тыл, учитель будет воплощать свои идеи на работе и относиться к делу творчески.

– У Вас есть проблема с кадрами?
– К счастью, нас отток учителей, который в этом году затронул другие школы района, не коснулся. Ушли всего 2 человека, из которых, о чем очень сожалею, прекрасный преподаватель английского языка Е.Р. Сибирина. На прошедшей августовской коллегии, которую в Струнино провело управление образования, она была награждена Золотым знаком Министерства просвещения России «Отличник просвещения РФ».

– Как объяснить детям, что обучение – удовольствие и приносит радость?
– Когда они приходят в школу, видят, что все вокруг учатся. У нас требования высокие, и когда случаются двойки, конечно, плачут, переживают, но потом «заражаются» получением знаний, понимают, как нужно действовать – и вот уже радость и удовольствие. Ну и, конечно, опять же важна роль учителя: если он через силу стоит у доски, ему не нравится его работа, то полюбить предмет очень трудно. Если же у педагога глаза светятся, он получает удовольствие от того, что мы сейчас вот эту задачу решим, а потом ещё другую, то и ребёнок будет вдохновлён.

– Есть что сказать родителям?
– Дорогие мамы и папы, вы – основа основ, вы держите на своих плечах судьбу ребёнка, в некоторых семьях не одного. От вашего решения порой зависит, какой будет жизнь дочери или сына. Недавний пример: мама, забирая ребёнка на семейное обучение, сказала о том, что школа отнимает слишком много времени. То есть для неё не важно общение ребенка со сверстниками. И теперь представьте, каким может стать такой взрослый человек, если в детстве его отрезали от мира… Сейчас, к сожалению, наблюдается полный индивидуализм, и родителям всё равно, что их ребёнок удалён из социума. Поэтому обращаюсь именно к ним, чтобы они серьезно задумались над будущим своих детей и ценили учителей за знания, которые они несут их чадам.

– Что для Вас школа?
– Я не могу сказать, что школа – это второй дом, нет. Дом у всех один. Но школа – это место, куда стремлюсь, в котором я нужна, куда иду с улыбкой, приношу туда положительные эмоции.

– У Вас недавно был юбилей. С высоты прожитого как бы Вы оценили свою жизнь – в правильном направлении идёте, своим ли делом занимаетесь?
– Направление, думаю, верное – люблю детей, люблю свою работу, люблю свой предмет. При таком раскладе, что ещё можно желать? Я, наверное, всё-таки счастливый человек.

– Завершая нашу беседу, с какими словами Вам хотелось бы обратиться к педагогам и учащимся вашей школы? А может быть и всему сообществу преподавателей района?
– Конечно, всех поздравляю с наступившим новым учебным годом. Коллеги, главное в нашей профессии – быть Учителем. Это понятие очень ёмкое, многогранное. Быть Учителем – счастье, радость, творчество, инноватика, достоинство… Мы не обслуживающий персонал, мы с вами те люди, которые обеспечивают будущее. У нас высокая миссия – давать знания, просвещать, вдохновлять. Желаю, чтобы в нашем труде чаще встречались отзывчивость и понимание, учебный процесс шёл легко, каждый день радовал успехами и достижениями – как собственными, так и наших подопечных. Детям пожелаю любви к такой трудной работе под названием учёба, без этого стать человеком, личностью – невозможно. Знаний не бывает слишком много, они делают человека сильнее, умнее, добрее. Хороших оценок, и пусть раскроются ваши новые таланты.

Вопросы задавала О. КОШЕЛЕВА


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.7608 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------