Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
От звука к слову, от слова - к предложению
10.01.2022 / Просмотров: 913 / Комментариев: нет

 Уважаемые родители, в рубрике «Советы логопеда», мы продолжаем размещать полезные рекомендации практикующего учителя-логопеда, работающего в детском саду №27. Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 4-5 лет. Специалист расскажу вам о формировании правильного звукопроизношения у ребёнка, а так же о том, как пополнять словарный запас и развивать связную речь малыша дома.

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребёнок сначала усваивает те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляции появляются позднее. К двум годам малыш должен освоить и чётко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [г], [м], [п], [б], [т], [д], [н].

К трём годам ребёнок осваивает звуки [в], [ф], [ы], [э], [х], [сь], [зь], [ль]. До трёх лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твёрдых согласных звуков (в норме в этот период ребёнок перестает говорить «дём» и произносит чётко – «дом»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [рь]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [ть] или [сь]; [р] на [й] или [ль]. К четырём годам большинство детей правильно произносят свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь] и хорошо различают их в свободной речи.

После 4 лет ребёнок правильно произносит в речи и различает между собой уже все свистящие звуки без исключения [с], [сь], [з], [з’] и [ц]. В этом возрасте ещё возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [рь].

В возрасте 5 лет, как правило, шипящие звуки [ш], [ж], [щ], [ч] произносятся ребёнком верно и различаются им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [рь] либо заменяются на [л], [ль], [й], либо не произносятся вообще (это считается физиологической нормой).

В самую последнюю очередь (к 6 годам) детский речевой аппарат становится способен воспроизводить звуки [р], [рь] - они самые сложные в произношении. В этом возрасте ребёнок правильно говорит и различает на слух все звуки родного языка. Может определять начальный и конечный звуки в словах, количество звуков в слове, может подобрать слово на заданный звук.

Одной из главных сторон речевого развития является формирование словарного запаса ребёнка. У детей 4 -5 лет объём словаря составляет 2500-3000 слов. Связная речь пока развита недостаточно. При пересказе событий он может допускать непоследовательность событий, переставлять слова в предложении. В этот период ребёнку очень необходимо общение со взрослыми. Дети любят делиться своими впечатлениями, задавать вопросы. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами.

Хочу поделиться с вами играми на развитие словарного запаса у детей 4-5 лет. Поиграйте с ними в следующие игры: «Назови ласково» (взрослый называет животного, а ребёнок называет его ласково. Белка – белочка, ёж – ёжик, заяц – зайчики т.д.). «Скажи наоборот» (взрослый кидает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и говорит слово с противоположным значением: длинный - короткий, глубокий - мелкий, мягкий - твёрдый, лёгкий – тяжёлый и т.д.). «Опиши» (взрослый просит описать членов семьи. Например, мама (какая?) - весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает. И так про всех членов семьи.). «Кто или что лишнее?» (взрослый называет ряд предметов и просит ребёнка выбрать - какой «лишний» и объяснить, почему. Например: «Собака, корова, волк, коза. Лишний волк, т. к. собака, корова, коза – это домашние животные, а волк - дикое животное.). «Я собрал в огороде…» (взрослый начинает игру, произнося предложение, а ребёнок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща. Потом предложение меняется по содержанию: «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живёт….» и т.д.). «Подбери действия к предметам» (вместе с ребёнком подберите как можно больше действий к предметам: ветер - дует, воет, свистит, ревёт; снег - падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится; собака - лает, рычит, догоняет).

Уважаемые родители, в следующей статье мы поговорим о речевом развитии детей 5-6 лет. Я расскажу вам об играх и упражнениях по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

С. Ульяновская,
учитель-логопед детского сада №27.


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 



Самые читаемые новости за месяц
  • Внедрите в работу Битрикс24 ( 19 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 1.016 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------