Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ОТ «ВЕНЧАНИЯ НА ЦАРСТВО» ДО «СВЯЩЕННОГО КОРОНОВАНИЯ»
25.08.2017 / Просмотров: 2676 / Комментариев: нет

 В музее-заповеднике «Александровская слобода» хранится уникальное издание, попавшее в фонды от известной в городе семьи Лавровских. Оно называется «Дни Священного Коронования», выпущено в 1896 году в связи с коронацией императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Официальное начало этой традиции было положено венчанием на царство первого русского царя Ивана IV. Создатели сборника и предполагать не могли, что соединят на его страницах начало и конец этого торжественного обряда. Он состоял из строго установленной церемониальной последовательности принятия монархом символов власти, официально закрепляя за ним права на царствование.

По замыслу организаторов, торжества 1896 года должны были превзойти все предыдущие. Для их описания и иллюстрирования сборника были привлечены крупнейшие официальные историки и виднейшие художники. Особенностью этой книги-альбома должно было стать включение разных исторических и описательных материалов, тогда как предыдущие аналоги посвящались, как правило, описанию конкретного торжества.

Сборник выходил частями, в феврале, марте и апреле 1896 года были освещены такие вопросы, как: «1) история возникновения Священного Коронования, 2) значение Священного Коронования, 3) описание венчаний на царство и предыдущих коронаций, 4) описание и значение Успенского Собора и других храмов в Москве, 5) описание и происхождение регалий и других предметов», использующихся при коронации. В последнем выпуске, который должен был состояться после коронации в мае, предполагалось обстоятельное описание, день за днем, всех событий, начиная с выезда царского двора из Санкт-Петербурга и заканчивая возвращением в него из Москвы. Все части и составили сборник «Дни Священного Коронования».

В первых его выпусках был дан подробный исторический очерк возникновения традиции вообще, начиная с библейских времен, показано византийское влияние на русский ритуал. Возникновение самой традиции связывали с появлением «сознания, что Русское царство есть прямой и законный преемник Византийской империи и что к нему перешло все, что составляло славу этой империи, что глава Русского царства есть именно Царь – Цезарь, равный греческим императорам».

Было учтено, что исторически первым «венчанием на царство» был обряд по указу Ивана III над его внуком Дмитрием, но этот акт не имел серьезных государственных последствий и был аннулирован еще при жизни великого князя. Создатели сборника подчеркнули, что венчание на царство Ивана Грозного – «было первое Царское венчание, и с этих именно пор государи наши стали везде уже именоваться Царями, сохраняя, только уже как добавление к главному титулу, титул великих князей, освященный древностью». Обряд этот описан обстоятельно, с указанием русской особенности - поучением царю от митрополита. 16 января 1547 года при венчании были использованы регалии: Шапка Мономаха, бармы, «Крест от Животворящего Древа», скипетр, золотая цепь. Держава, хотя и появилась в конце царствования Ивана IV (на ее существование указывает в своих записках Я. Ульфельдт в 1578 году), но впервые использовалась при венчании на царство Бориса Годунова. Все эти регалии вошли в состав церемоний «поставления на царство» последующих русских самодержцев. Для Ивана IV был установлен строго определенный «чин», послуживший прототипом всех последующих коронаций.

Существенные изменения в обряд внес Петр I, после принятия в 1721 году титула императора и провозглашения России империей. Церемония стала коронацией, ориентированной на европейские традиции, но с сохранением всех регалий (лишь шапку Мономаха заменили на корону).

В XVIII веке появилась традиция издавать коронационные альбомы, с описанием торжеств и гравюрами. Они выходили небольшими тиражами, в дорогих переплетах и на роскошной бумаге, не продавались. Их дарили членам царской семьи и высокопоставленным лицам. В XIX веке стали выходить не только «подарочные издания», но и более скромные в оформлении. Хранящийся в музее сборник «Дни Священного Коронования» как раз и предназначался для продажи по приемлемой цене, что позволило приобрести его уездным жителям Лавровским.

А в 1899 году Министерство императорского двора выпустило «Коронационный сборник» в двух томах. «Отнюдь не предчувствуя крушение Российской империи, его составители во главе с В.С. Кривенко, невольно подвели своеобразный итог истории возведения на престол. В сборнике содержались подробные тексты, хромолитографии, рисунки, фотографии, множество документов. Помимо церемонии коронации Николая II и Александры Федоровны, имелись подробные описания шествий, приемов, обедов, балов, фейерверков. Баварский посланник в своем отчете назвал эту коронацию «ошеломляющим зрелищем мощи и величия России».

Текст и материалы в значительной степени идентичны с «Днями Священного Коронования». В «Днях…» отсутствует дата публикации ( на корешке переплета – 1896 год – вероятно, проставлен владельцами при переплетении частей в единый том). Поэтому трудно сказать, выдержано ли было обещание публикаторов о выходе последней части «по горячим следам» события. Но известно, что к работе над текстами были привлечены известные историки, публицисты и библиографы: Е.В. Барсов, С.А. Белокуров и другие. К оформлению привлекли лучших художников: И.Е. Репина, В.В. Мате, А.П. Рябушкина, А.П. Соколова, К.В. Лебедева, Н.С. Самокиша, В.А. Серова, В.М. Васнецова.

Между художниками заранее распределили основные моменты торжественной церемонии, закрепив за каждым по 3-4 сюжета. О значении запечатлеть богатство и красочность статусного события говорит назначенный гонорар: тысяча рублей за акварель и пятьсот за рисунок карандашом или пером. Но в разгар торжеств 18 мая 1896 года произошла трагедия на Ходынском поле, и многие художники покинули Москву в знак протеста против безответственного поведения царской власти. Поэтому количество полученных в итоге иллюстраций значительно сократилось. В «народном издании», каковым, несомненно, является сборник «Дни Священного Коронования» были использованы гравюры, часть которых производит впечатление сделанных наспех (что все-таки дает возможность предположить - все выпуски появились в 1896 году).

Но текстовой материал свидетельствует о серьезном подходе составителей. «Дни Священного Коронования», наряду с «Коронационным сборником», и по сей день используются в качестве исторического источника. (Возможно, что создатели фильма «Иван Грозный» и С. Эйзенштейн избежали бы исторических ошибок в съемках сцены венчания на царство, если бы внимательно ознакомились с текстами этих изданий).

Остались в прошлом великолепные царские коронации, но не исчезло стремление торжественно «вручать власть» «главному лицу России», о чем свидетельствуют инаугурации президентов в последние годы. И не надо думать, что мы подражаем странам Западной Европы и США, у нашей страны есть свои богатые традиции, а эти церемонии вновь демонстрируют «величие и мощь» России.

Сейчас старые издания коронационных альбомов стали большой библиографической редкостью. В 1975 году по инициативе Русской Православной Церкви заграницей было предпринято издание сборника «Царские Коронации», но в СССР оно было недоступно. В 2011 году осуществил свой проект Государственный Исторический музей: в диск «Коронационные альбомы» вошли хранящиеся в его фондах описания венчания на царство Михаила Федоровича, коронаций императриц XVIII века Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, императоров и императриц XIX века - Николая I, Александра II, Александра III, Николая II и их супруг. Но на диск вошли только богатые «подарочные» издания, «народного издания» «Дни Священного Коронования» на нем нет.

В 2013 году (400-летие Дома Романовых) издательство «Вече» сделало доступным и «Царские Коронации» 1975 года. «Дни Священного Коронования» же не потеряли исторической ценности, которая увеличивается еще и тем, что данный экземпляр бытовал в Александрове. А ведь старшее поколение еще помнит времена, когда хранение таких вещей было небезопасно. Но сборник не уничтожили в угоду политической конъюнктуре, что и обеспечило его попадание в музейную коллекцию.

И.А.ОРЛОВА,
музей-заповедник.


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.7204 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------