Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ГЛАВНОЕ - ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ И УЧЕНИКАМ
01.11.2017 / Просмотров: 80 / Комментариев: нет

 …об этом писал Лев Николаевич Толстой: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». В преддверии профессионального праздника об учителе, современном образовании, воспитании детей мы поговорили с Заслуженным учителем Российской Федерации, завучем Балакиревской школы N36, учителем математики, отдавшем своей профессии полвека, Антониной Сергеевной Симоновой.

 
***- Антонина Сергеевна, расскажите о своем первом выпуске.
- Первый выпуск, как первая любовь. У меня в классе было 26 человек. Выпуск был мальчишечий - всего 9 девочек, а остальные мальчики. Раньше чаще встречались, сейчас – реже. Кто-то стал врачом, кто-то руководителем, некоторых уже нет в живых.
Каждый выходной мы с ними ходили в поход, начиная с осени и всю зиму. У нас было любимое место, где встречается река Терентьевка с Серой. Мы всегда ходили только туда. Муж провожал нас, разжигал костер. Наварим ведро ухи из консервов. Все ведро за день съедим. Зимой на лыжах катались. Мне было с ними очень интересно. Может быть, потому, что разница в возрасте у нас была всего 10 лет. Был случай, когда нам весной не разрешили идти в поход. И мы пошли тайно. Взяли палатки для ночевки. Обходили лесом, чтобы директор не увидела. А возвращались, чтобы нас не видели, поздним вечером. Было интересно, весело. Ничего не боялись. Родителей с собой не брали. В этом не было необходимости. Сами фотографировали. Ребята научились делать фотографии. Потом говорю: что-то у нас скучно стало. Осваивайте гитару. Прежде чем в поход идти, мы с ними выучили все пионерские песни. Еще в 30-х годах прошлого века у советских пионеров была песня со словами «Буль-буль-буль, баклажечка походная моя». Возвращаемся из похода и у нас традиция – они меня провожают, а около моего дома поют эту песню громко-громко «Буль-буль-буль, баклажечка походная моя» или про картошку «Ах, картошка, объеденье, пионеров идеал. Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал». Когда играть на гитаре научились, пели под гитару. В Москву ездили, но деньги были не у всех, поэтому чаще ходили в поход. Как-то зимой пошли на весь день. Я была беременна. Когда переходили через речку, думаю, сейчас упаду. Ребята меня взяли под руки и перевели. Вот такие они были ответственные.
По поводу подарков: я предпочитала подарки, сделанные своими руками. Мне удалось их убедить в том, что то, что куплено на родительские деньги – это не подарок. А то, что сделали сами – вот это подарок.
Когда моей дочке исполнился год, они сфотографировали ее, а потом подарили мне фотографии. Было очень приятно.
Выпусков, конечно, было много – уже не сосчитаешь. Классным руководителем была в двух классах. Потом стала работать завучем.
***- А помните свой первый урок?
- Конечно. Мне было тогда 17 лет. Разница с учениками - 2 года. Я только окончила школу. После школы сразу поступила в институт. Училась в Москве во Всесоюзном заочном педагогическом институте. Была секретарем комсомольской организации. Всех знала. Работала лаборантом в школе и тут же преподавала. Наставлял меня тогда завуч нашей школы Петр Иванович Привезенцев. Первый урок у меня был черчение – 8 класс. Я очень боялась, но дисциплина у меня была с первого дня обучения. Ничего специально не делала. Просто объясняла предмет. Сначала на меня смотрели с любопытством, а потом некогда было – я все время загружала работой, продумывала каждую минуту: когда я отвернусь к доске, что будут делать дети на задней парте. Никто не должен бездельничать, тогда не нужно будет каждую секунду поворачиваться.
Потом были уроки труда. С девочками проще было, потому что все сама умела делать: готовить, шить. Правда, тогда условия хуже были. Машинок хороших не было.
Вообще я всегда старалась видеть каждого ученика. Повышать голос приходилось редко. Никогда никого не оскорбляла. Считаю, если уж повышать голос, то так, чтобы дети поняли, что ты сердит. И тут же продолжать урок. Если не получилось дать понять, что ты рассержен, то лучше спокойно объяснить свою позицию. На 3 курсе института я начала преподавать математику в трех классах. Потом ушла в декретный отпуск. Меня замещал Сергей Петрович Егоров. А вышла, когда моей дочери Юле исполнилось 5 месяцев. Мне казалось тогда, как я могу не выйти. Без меня здесь все рухнет.
***- А в Вашей семье были педагоги?
- Никого. Папа – простой рабочий. Мои родители приехали из Самарской губернии. В Поволжье тогда был голод. Так и остались в Балакиреве. В семье было 5 детей – две дочери и три сына. Среди братьев – медики, был и военврач. А я – самая младшая – стала учителем. Мамы не стало, когда мне исполнилось 6 лет. Меня воспитывала бабушка, потом мачеха, которой на свою первую учительскую зарплату - 52 рубля - я купила и подарила золотые сережки.
***- Вам приходилось учить учительских детей. Возникали какие-нибудь конфликтные ситуации?
- Нет. Хоть я и строгий учитель, требовательный, но разумный. Я всегда детей защищаю. Во все времена были сложные дети. Всегда были такие, которые не хотели учиться, и всегда были дети, которые стремились к знаниям. По сегодняшним меркам дети не стали хуже.
***- А как Вы относитесь к мнению об отсутствии математических способностей?
- Считаю, что к математике на базовом уровне неспособных детей нет. Любого ребенка можно научить при условии, что за ним смотрят дома. Есть просто ленивые дети, есть те, за которыми не присматривают дома. Когда говорят об отсутствии у ребенка логики, это тоже неверное суждение. Логическое мышление у детей формируется до 14 лет. Некоторые ребята валяют дурака, а после 14 лет начинают заниматься. И у женщин логика есть! У способных мужчин, конечно, она лучше развита.
***- Что самое главное в воспитании детей?
- Думаю, самое главное – найти какие-то струночки и помочь им раскрыться.
Ни в коем случае нельзя делить учеников на умных и глупых, талантливых и бездарных. У всех есть способности, потенциал, талант, его просто нужно открыть. Каждый талантлив по-своему: кто-то пишет стихи, кто-то рисует, кто-то любит решать уравнения, кто-то чинить электроприборы.
Не всегда получается раскрыть этот талант, особенно сейчас, когда между собой дети редко общаются. У меня в прошлом году был 11 класс. Две подружки сидели в разных местах на уроке. В перемену садились рядом и переписывались по телефону. Я говорю: вы оканчиваете школу, поговорите друг с другом. Ведь вы, может быть, и не встретитесь больше.
У меня никогда не было неприязни к ребенку. Бывает, одни дети более открытые, другие - менее. С кем-то общаться приятнее, но чтобы к кому-то испытывать неприязнь – такого не было. Есть дети очень способные, но валяют дурака – вот это обидно. Тогда приходится объяснять, иногда ссориться. Но во всем должен присутствовать такт. И даже если ругаешь чужих детей, то ругай так, как ругал бы своего.
***- Вы всю себя отдавали чужим детям, когда подрастала своя дочь. Была ли ревность с ее стороны, со стороны мужа и как удавалось совместить семью с работой?
- Дочка как-то говорила, что помнит из детства больше папу, чем меня. Но как таковой ревности не было. Муж, бывало, пошутит: тебе всегда класс был важнее, чем я. Но он мне всегда во всем помогал. Ведь тогда приходилось много наглядного материала использовать. Готовить самой. Это сейчас все есть - обилие информации. А тогда этого не было.
***- Вы говорили, что учить можно и нужно своим примером.
- Я никогда не сидела без дела. Даже если я смотрела телевизор, то параллельно вязала. Это видела моя дочь. Благодаря трудолюбию, она освоила несколько языков. Свободно говорит на английском, немецком, сербском. Я удивлялась, откуда у нее способности. А дочь мне говорила: «Мама, если ты встаешь в 5 утра и учишь до 7, потом идешь на работу. После работы опять учишь. Все способности появляются». Юля прекрасно шьет. А если говорить о моих учениках, то я вместе со своим первым выпуском сдавала на водительские права. Тогда в нашей школе этому обучали. Я ребятам сказала: вам будет стыдно, если я сдам, а вы – нет. И все сдали экзамен успешно. Потом мне пригодились водительские права – я ездила 10 лет на автомобиле.
***- На Ваш взгляд, нынешняя система образования дает больше знаний?
- Не могу сказать, что, выходя из школы, мы знали меньше, чем дети знают сейчас. Мы были также всесторонне развиты. Сейчас тоже в школах развита внеурочная деятельность. И в той системе, и в этой – свои плюсы и минусы.
Раньше, например, оставляли на второй год – я была категорически против такого подхода к обучению. Пользы нет никакой. Второгодник не учится и мешает всем. Нужно искать какие-то другие способы. Когда я училась, со мной в 5 классе учился мальчишка, которому было 16 лет. Из-за одного предмета оставляли на второй год – это неправильно.
Что касается образовательного процесса, помню, как мы зачитывались стихами Эдуарда Асадова, Беллы Ахмадулиной. Сейчас ребенок выучил - сдал и все. Дети читают мало, речь косноязычная. Они не могут выразить свою мысль, потому что не развивают свою речь. Смотришь, в 5-7 классе ребенок умел грамотно излагать свою мысль, потому что больше читал, а к 11 классу почему-то это умение пропадает. Хоть я и математик, но считаю, что литература очень нужна. Сама много читаю. К чтению стихов приобщила мужа. Ему нравятся поэты серебряного века.
***- А у Вас есть любимые авторы и произведения?
- Очень люблю «Сагу о Форсайтах» английского писателя Джона Голсуорси. У нас дома есть библиотека. В свое время мне братья дарили много книг. Один из братьев всю жизнь собирал альбомы по искусству, хотя имеет техническое образование.
***- Ваш стаж – 50 лет. 20 лет Вы проработали учителем и 30 – завучем. Что Вам ближе?
- Думаю, что сначала я учитель, а уже потом администратор.
- А личная жизнь?
- А личная жизнь переплетается с работой. Мы с мужем в этом году отметили 45 лет совместной жизни. Он всегда мне помогал и помогает до сих пор. Переживает, когда приходится сидеть допоздна над отчетами. Дочь следит за тем, чтобы я не отставала от своих учеников в плане технологического прогресса. Я не против того, если ученик не записывает, а фотографирует домашнее задание. Главное, чтобы он его выполнил. Ведь мы живем в других условиях – нужно это учитывать.
***- Самые дорогие для Вас награды?
- Самая первая награда, которую я получила после 20 лет работы в 1987 году, – это звание «Отличника народного просвещения». В 1999 году я получила звание «Заслуженного учителя РФ». Много грамот за общественную работу. В этом году на дне поселка мне вручили кубок за успехи в образовании. Это тоже очень приятно. Важно, что тебя оценили не чужие люди, а те, кто находится рядом с тобой. Но самая главная награда для меня – это моя работа, которую я очень люблю. О выбранной профессии не жалею.
 
***- Спасибо Вам, Антонина Сергеевна, за беседу. Поздравляем Вас, а в Вашем лице и весь коллектив школы с профессиональным праздником!
А еще 14 октября Антонина Сергеевна отмечает день рождения. Поздравляем с наступающим праздником! Желаем бодрости духа, вдохновения и неиссякаемой жизненной силы.
До сих пор существует много споров о том, что же такое учитель - профессия, призвание, состояние души?! Одно можно сказать с уверенностью - быть учителем и вести детей к знаниям, учить различать понятия добра и зла, правды и лжи, справедливости, совести – это одно из благороднейших занятий!
С праздником Вас, дорогие учителя!
Н.ТАТЬЯНИНА.
Фото из семейного архива Симоновых. 
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • ЮБИЛЕЙ КРАЕВЕДА. ЮБИЛЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ ( 429 )
  • ОТКРЫТИЯ РЯДОМ С НАМИ ( 350 )
  • А СВЕТ СТИРАЕТ ГРАНЬ… ( 337 )
  • Александровской городской прокуратурой в одном из магазинов выявлена санкционная продукция ( 263 )
  • ДЕРЕВНЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ ( 88 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2017 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 4.7094 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------