Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
РАЗОРВАННОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ
04.06.2009 / Просмотров: 6620 / Комментариев: нет

(Продолжение. Начало в «АГТ» №20 от 20.05.2009 г.)

СЕЛО МЯЧКОВО И ЕГО ПРИХОД

Минуя Бакино, дорога проходит по водоразделу двух небольших речушек-ручьев Ольховки и Кувшинина-Чернавки (были когда-то и деревни Кувшиново и Ольховка), повернув на северо-восток на земли бывшего прихода села Мячково. Поскольку в описываемых местах оказалась впервые, то надеялась названия деревень и сел прочесть по указателям, но только единственный раз промелькнул указатель д. Башкино. По этому указателю сориентировалась, какие же деревеньки мне удалось сфотографировать. После Бакино слева по ходу, немного отступив от дороги, расположилась деревня Буньково (ударение на первом слоге). Ее название похоже на Бунаково, но это другая деревня, в старину было еще сельцо Буяково - Кукша тож, по произношению оно больше соответствует названию Бунакова. В записях же прочла, что сейчас это деревня Буньково. Возможна ошибка. Названия Буяково произошло от слова "Буян", означающего открытое возвышенное место. Места здесь везде открытые, но не очень возвышенные. А вот названия Буньково и Бунаково произошли вероятнее всего от слова “бунить” – реветь, мычать, даже шуметь. В ономастиконе (словаре фамилий, имен и прозвищ) упоминаются Бунаковы, Бунаки; рязанец Бунко предупредил великого князя Василия Темного о заговоре против него княжат и их намерении его ослепить. Может быть, Василий Темный после расправы с Дмитрием Шемякой и захватом его земель подарил сельцо своему доброхоту Бунке, и появилась деревня Буньково. Очередная местная топонимическая загадка.

Запутавшись в выяснении происхождения названия деревни, обращаюсь к скудным историческим сведениям о ней. М.И.Смирнов писал: “Бунково или Буньково в 1550 году - деревня, купленная Троицким монастырем у братьев Чулковых” (как и село Бакино). Как о другом селении Кодяева стана, тот же Смирнов пишет о Бунькове следующее: “…в 1547 году – деревня на р. Чернавке (Чернушке - у В.Е Топоркова), купленная Троицким монастырем у князя Петра Ивановича Шуйского вместе с селом Мячково и в том же году (1547) обмененная у Федора Андреевича Чулкова на село Новоселку Кодяева стана. Но по сотной грамоте 1562 года Буньково - снова монастырская деревня (получается, братья Чулковы продали ее в монастырь в 1550 году, о чем прежде писал Смирнов), имевшая 4 двора; по писцовой книге 1593 года – 4 двора пустых, пашни паханой по 3 чети в поле, да перелогом и лесом поросло по 60 четей в поле, сена 55 копен, рощи 8 десятин; в 1614 году (после польского разорения) – пустошь, в 1627-28 гг.- деревня в 2 крестьянских двора, в 1678 г. – в 9 дворов, в 1727 г. – в 5 дворов. По грамоте императрицы Елизаветы деревня относилась к селу Мячкову и его приходу”. Только после 1764 года деревня перестала быть монастырской, крестьяне ее стали экономическими. Дальнейшая жизнь жителей деревни Буньково связана с селом Мячково и соседней деревней Башкино.

Деревня Башкино, старинная соседка Буньковой, много у них общего, а еще больше – отличий. Как и Буньково, деревня Башкино, в 1547 году была продана князем Петром Шуйским Троице-Сергиеву монастырю, как пустошь. В 1627-31 г. в писцовых книгах Башкино числилась пустошью, а в 1678 году она записана как починок Башкин, имевший 4 двора, в 1727 году уже в деревне записано 6 дворов. По указу Екатерины Великой деревня перестала принадлежать монастырю, крестьяне стали называться экономическими. В книге о земле своих предков наш современник В.Е. Топорков писал, что в 1519 году деревня числилась за Сенькою да Олексеем за Ивашковыми детьми Башкина. Башкины назывались помещиками, хотя вели хозяйство сами. Это обстоятельство наводит на мысль, что Башкины совсем недавно поселились в здешних краях. Автор книги долго разрешал вопрос: откуда пошло название деревни. Легче всего считать, что название пошло от владельцев Башкиных. Это было бы верно, если бы мы знали, что Башкины приехали из других земель и дали название своей деревне, но сведений об этом нет. По другим версиям подходят тюркское слово “баш” – голова, по другому толкованию – исток. Возле деревни берут начало два ручейка, один запружен, подпитывая деревенский пруд. От нездешнего слова “баш” и пошло название деревеньки и фамилия ее поселенцев. А они оказались действительно башковитыми для своего времени. Сыновья Семена Башкина Матвей и Федор “прославились” в истории 16 века как знаменитые еретики, а Матвей - как основатель ереси Башкина. Но проживали братья уже в Москве, как московские дворяне (вероятно, именно они до 1547 года продали свою деревеньку князю Шуйскому). Кстати, историк Костомаров предположил татарское происхождение Башкина, именно из-за татарского корня фамилии. Ересь или “разврат” Матвея Башкина заключался в его сомнениях и несогласиях с некоторыми догматами православной церкви. С Башкиным вступал в прении сам Иван Грозный. В декабре 1554 года по приговору Собора Матвей Башкин был сослан в Волоколамский монастырь, где наш “просветитель” сознался, что свое лжеучение принял от “латынников”. Дальнейшая судьба Матвея Башкина и его брата Федора неизвестна. Однако, по писцовым книгам 1627-1628 гг. за Матвеем Башкиным в Новосельском стане числилась пустошь Тавлуково… Так жив был “Курилка”? Или это был однофамилец нашего Башкина?

Для справки приведу и другие сведения из топонимии: вТульской губернии известны еще с языческих времен два камня - Баш и Башиха, которым более тысячелетия поклонялись потомки вятичей, земле из-под камней приписывались целебные свойства, камням приносились дары. Думаю, названия камней имели не тюркское происхождение.

Подробно история деревни Башкино и ее жителей до нынешних времен изложена в книге В.Е. Топоркова, из Башкино вышел род Топорковых.

Если Буньково и Башкино лежат по левую сторону дороги, то село Мячково находится по правую руку при движении на восток. Село Мячково, как магнит, давно притягивало своей неизвестностью. Мне удалось приблизиться к нему и рассмотреть внимательно. Долго не могла дать объяснение названию Мячково, кстати, довольно распространенному. Топонимия и ономастика предлагают несколько вариантов, но выбираю один - из словаря народных географических терминов Э.М. Мурзаева. Название села произошло от слова “мяча”; так в древности на нашей земле называли беловато-желтый известняк, хорошо поддающийся обработке как строительный материал, шедший для обжига извести. Со времен студенческой практики помню знаменитое подмосковное Мячковское месторождение, где добывали белый камень для постройки большинства московских храмов. О существовании известковых отложений в районе нашего Мячково узнала лишь недавно, собирая сведения к написанию статьи о деревне Каблуково. Там известняк выходит на дневную поверхность, из его слоев бьют знаменитые каблуковские целебные воды. А в районе Мячково брали белую глину для местного производства посуды. Выходы известняка обнаруживались на всей описываемой территории. Почему-то не нашла археологической справки о Мячково, но археологи не могли не исследовать это древнее место, может быть просто не раскрывают информацию.

Древнее село Мячково растянулось по мысу между двумя реками Бачевкой и Богоной (Большим Киржачем). Уже одно положение при слиянии двух рек предполагает очень древнее поселение на Тройне, где в дохристианские времена отмечались летом самые главные праздники наших предков. О более поздних временах из жизни села известно следующее: историческая известность села относится к 1547 году. В этом году Троицкий монастырь купил в Кодяеве стане ½ села Мячково у князя Петра Ивановича Шуйского за “300 рублев монастырских денег да пополнка конь”. На княжеской половине села стояла церковь Николая Чудотворца, а “в той церкве святости образы и книги всякие и ризы и сосуды церковные и свечи поставные князя Петра Ивановича одного, да в том же селе Мячкове в княж Петрове половине села двор княжей и огороды и хмельники и конопляникии огуменники, да двор попов с пашнею, да крестьянских 9 дворов с пашнею ж и с огороды и с хмельники и с огуменники, да к тому ж ½ селу Мячкову по княж Петрове половине Ивановича д. Бункова на речке на Чернавке “да 19 пустошей, да 5 отхожих пустошей” (напомню, что каждая пустошь - это бывшая деревенька с землями). Владельцами другой половины села Мячкова были вотчинники Новокрещеновы. В 1561 году они поделили с Троицким монастырем “полюбовно” лес. При разделе со стороны Новокрещеновых присутствовало 10 родственников. В сотной книге 1562 года в Мячкове значатся Никольская церковь, двор попов, двор монастырский и 9 дворов крестьянских (без другой половины села). В последующие годы в собственность монастыря переходят следущие части села: в 1576 году от Агея Васильева, “сына конюха государского” поступило “треть полусельца Мячково”, в 1612 году от Романа, Лариона и Артемья Дмитриевичей Чемодурова “ будущего ради покоя и вечных благ наслаждения” дана была еще одна треть (полусельца) Мячково. По писцовой книге 1593 года в селе были зарегистрированы 1 двор монастырский, 2 двора поповых, 13 дворов крестьянских и 2 двора пустых с полями пашни, с покосами и лесом. В польское лихолетье село было уничтожено. По дозорной книге 1614 года Мячково считается пустошью. Но свято место пусто не бывает. Уже в переписи 1627-28 года в селе числятся “церковь ветхая, стоит без пения, при церкви двор попадьи Оксиньицы с детьми, двор пономаря, да 2 кельи нищих, двор монастырский, двор мельника, 2 двора мельничных служебников и плотника и 4 двора крестьянских. Сюда деревня Бунково, пустоши Гридино, Неверово тож, Третьяково, Обрамов, а Обрамовка тож, Подвезлое, Савельево, а Федилово тож, Оносово, Афонасово, Минино тож, Климово на речке Шорноге, Башкино, Кокошиха, Корытниково, Кудрино, Софрониха, Грибаново, Старое, Синцово, Болотная, Хвостиха, Шасманово, Подрябинье, Заднее Матусово, Софоново, Овечкино. Через сто лет по переписи 1727 года в селе было 35 дворов и при нем деревни Климково, Кудрино, Пеньки, Бунково, Башкино. О пустошах не упоминалось. В 1764 году село Мячково и приписанные к нему деревни и пустоши перестали быть собственностью Троицкого монастыря. В конце 19-го века деревня Кудрино была отписана к другому приходу. В 1727 году церковь так и оставалась без пения целое столетие. К этому времени в селе уже не было и церковной земли, а крестьяне платили за нее оброк. Чтобы не оскудевал православный народ, была приобретена в селе Бакино излишняя деревянная церковь; дьячка дворцового села Никольского Михаила Никитина под угрозой жестокого наказания и штрафа, обязали восстановить службу в церкви, с употреблением свечей, ладона и прочих принадлежностей, чтобы прихожане получали удовольствие без “всякого оскудения”. Затем, в 1807 году на средства прихожан построили каменную церковь, которая просуществовала до начала войны 1941 года, когда ее взорвали на кирпич для военного аэродрома. Сейчас на церковном месте стоит памятник сельчанам, павшим в войне.

Как в селе Бакино, в Мячкове были положены еженедельные базары, но съезда населения на них не было. До революции в Мячкове процветали кустарные промыслы – ткачество и крашение бумажных тканей. Раздаточные конторы пряжи содержали Кузнецовы Семен и Абрам Ивановичи, Тушняков Иван Александрович, Тушняков Николай Александрович. Годовой оборот контор в среднем равнялся 35 тыс. руб. Кузнецова Агафья Ивановна держала бумагопрядильное производство. В селе были питейные заведения 1-го разряда у Леканова Василия, у Родионовой Марфы, вдовы отставного унтер-офицера, - 2 разряда (рядом с селом), лавку имел Николай Александрович Тушняков. В селе до сих пор сохранились дома богатых крестьян, предпринимателей и духовенства. В доме священника сейчас располагается почта (священник Павел Тихомиров в начале 20-го века был благочинным 1-го округа, членом Православного миссионерского общества). Его однофамилец крестьянин Василий Федорович Тихомиров вместе с другими жителями села Мячково жертвовал в церковь села деньги на позолоту риз на иконах и священных сосудов. Староста сельской церкви крестьянин Петр Тушняков в 1901 году был награжден серебряной медалью “За усердие” на Владимирской ленте. Как писал историк Костомаров, оклады, ризы, особенно богатые на иконы надевались в благодарность за успехи в делах. Епархиальные ведомости часто сообщали о таких поступках наших городских и сельских предпринимателей.

За рекой Богоной (Большим Киржачем) на окраине села стоит преданное разорению бывшее школьное здание. До революции в здешней земской школе преподавал александровский учитель-гуманист Александр Павлович Глазунов, награжденный орденом Станислава за свою просветительскую деятельность. Здесь с малых лет жил его сын, историк, краевед Николай Глазунов. После войны он возглавил историко-краеведческий кружок в Александровском Доме пионеров, будучи сотрудником городского музея. В первый же год работы в Доме пионеров Николай Александрович повел детей в места своей удивительной родины. Увиденное и услышанное от краеведа навсегда осталось в благодарной памяти туристов 1947 года.

Село Мячково, на мой взгляд, многие столетия было “столицей” огромной территории, а правителем ее в первой половине 16-го века был Петр-Гурий Иванович Шуйский, князь, боярин и воевода. Князь Петр прославился своими воинскими подвигами, начиная с 1539 года. Он был опытным воеводой, Иван Грозный использовал его в походах под Казанью, в Ливонской войне. Может быть в предчувствии гибели князь и продал свои мячковские вотчины в монастырь. Отважный воевода сложил свою голову в Ливонии, тело его досталось неприятелям. Похоронен мячковский вотчинник в городе Вильно.

(Продолжение следует).
В. БОРАВСКАЯ.
 


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • Внедрите в работу Битрикс24 ( 11 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.7715 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------