Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА
18.02.2009 / Просмотров: 3398 / Комментариев: нет

Заместитель Александровского городского прокурора А.А. Белоус и старший помощник Е.Ю. ХолодоваТема очередной пресс-конференции Александровской городской прокуратуры – малый и средний бизнес. Заместитель Александровского городского прокурора А.А. Белоус и старший помощник Е.Ю. Холодова рассказали журналистам о направлениях деятельности Александровской городской прокуратуры, о дальнейших планах в сфере защиты прав и свобод в сфере экономической деятельности в связи с изменением законодательства, которое призвано облегчить бремя над деятельностью предпринимателей.
 
Если сказать проще, разговор шел о том, как осуществляется ставшее крылатым выражение президента Дмитрия Медведева: «Не надо больше кошмарить бизнес!». Ее можно считать точкой отсчета активизации такого вида надзора прокуратуры, как соблюдение прав и законных интересов предпринимательской деятельности.
 
Кто и каким образом «кошмарит» бизнес? Тот, кто имеет возможность устанавливать административные рычаги, препоны для субъектов предпринимательской деятельности. Ослабление бюрократического режима и является задачей прокурорского надзора. Какими путями она может влиять на ситуацию? Как может помочь предпринимателям справиться с административным давлением? Об этом и шла речь.

КОНТРОЛЬ ЗА НОРМОТВОРЧЕСТВОМ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

- В первую очередь мы должны определиться, все ли приняты законы, положения, нормативные акты для того, чтобы бизнес беспрепятственно осуществлял свою деятельность, - начала рассказ Елена Юрьевна. - Второе – насколько существующие законы, нормативные акты соответствуют требованию не создавать административных препятствий.

Нарушения, как выяснилось, выявляются и достаточно многочисленные. Проверка прошлого года выявила, что большое количество нормативных актов на территории нашего района не приняты. Это, например, правовые акты, которыми создаются координационные или совещательные органы при главе администрации, которые подсказывают муниципальной власти какие проблемы волнуют бизнес, какие надо принять законодательные и иные меры, которые позволят облегчить ведение предпринимательской деятельности. Не были приняты муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, хотя это предусмотрено федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства. Поэтому главам практически всех поселений района прокуратурой в порядке информации указано на необходимость исправления ситуации. И во многих субъектах необходимая правовая база разработана, принята.

НАДЗОР ЗА НОРМОТВОРЧЕСТВОМ

- Прежде, чем создать новую правовую базу, надо разобраться со старой, действующей. Нами были выявлены правовые акты, которые и устанавливают барьеры для предпринимательства. Например, органами местного самоуправления были изданы незаконные правовые акты, создающие административные барьеры для предпринимательства. В г.г. Александров и Струнино некоторые нормы положения о создании условий для развития предпринимательства в связи с изменением федерального законодательства подлежали приведению в соответствии с действующим законодательством. Но не были приведены.

В правилах торговли отдельными видами продовольственных товаров на территории г. Александров вопреки федеральному законодательству содержался запрет оказывать услуги общественного питания в местах торговли продовольственными и непродовольственными товарами. А федеральное законодательство это разрешает. Значит, наши предприниматели были ограничены в работе незаконно. Прокуратура внесла протест. Положением о таксомоторных перевозках в Александрове, принятым в 2008 году, предусматривалась обязательная аккредитация таксистов. Тоже незаконно, потому что, последовательно уменьшая административный гнет на предпринимателей, законодатель отменил это ограничение уже несколько лет назад. Протест был удовлетворен. Вопреки требованиям областного законодательства в некоторых муниципальных правовых актах содержалось право муниципальных служащих составлять протоколы по делам об административных правонарушениях. Это расширение компетенции тоже могло повлечь нарушение прав субъектов малого и среднего бизнеса.

Выявлены нарушения и в нормативной базе, принятой и в конце прошлого года – начале текущего. Здесь пошел перегиб в несколько иную сторону - стали уже чересчур защищать права предпринимателей. Главой администрации района было издано положение, согласно которому предполагается на конкурсной основе финансирование некоторых предпринимательских проектов. Законодательством это предусматривается. Но в состав конкурсной комиссии были включены предприниматели, что недопустимо. Предприниматель не может распоряжаться муниципальными деньгами, иметь преимущество по отношению к другим предпринимателям, определять судьбу этих денег. Положение тоже опротестовано, предприниматели из состава комиссии выведены. В положении о Совете промышленников и предпринимателей г. Александров содержалась норма, из смысла которой следует, что члены Совета имеют право пользоваться всей информационной базой органов местного самоуправления. Это тоже противоречит законодательству, поскольку не вся информация может быть предоставлена для ознакомления в силу закона.

НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

- Нарушения в деятельности государственных контрольных органов выявляются постоянно, при каждой прокурорской проверке. Нарушения многочисленные, однотипные, серьезные.

Вопреки требованиям закона внеплановые проверки намного превышают плановые. В распоряжениях о проверках не указываются многие важные элементы, например, правовые основания проведения проверки, в огромном количестве нарушается периодичность их проведения. По действующему законодательству нельзя в плановом порядке проводить проверки одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом надзора чаще, чем 1 раз в 2 года, малых предприятий раньше, чем через три года с момента образования. Но нарушения встречаются нередко.

Например, количество выявленных и указанных в акте проверки нарушений одно, а в предписании по устранению нарушений предлагается выполнить ряд других мероприятий, не отраженных в акте проверки. То есть предписывается сделать то, в чем нарушений нет.


С 1 ИЮЛЯ 2009 ГОДА ВСТУПИТ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН

- Прокурорский надзор имеет тенденцию усиливаться. Связано это не только с большим количеством нарушений, но и с тем, что скоро, с 1 июля 2009 года, вступит в силу новый закон о защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля. Обратите внимание, что включен сюда и муниципальный контроль, к которому ныне действующий закон не применим.          
                                         
Новый закон, с которым предстоит жить, является поистине революционным для предпринимателей, в духе кризисного времени. Государство фактически отказалось от контроля и существенно упростило жизнь предпринимателям.

Новый закон четко говорит о том, что все проверки могут быть выездными, могут быть документальными. Проверки подразделяются на плановые, которые могут проводиться не чаще, чем 1 раз в 3 года, и внеплановые – в основном по исполнению ранее выданных предписаний или по жалобам. Существенно изменилась роль прокуратуры. Все проверки, включая плановые, санкционируются прокуратурой. Все органы государственного и муниципального контроля планы проверок должны будут ежегодно до 1 ноября представлять в органы прокуратуры. На их основании составляется единый план, который будет размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ перед началом календарного года. Эти меры обеспечивают предельную гласность, жесткий контроль за соблюдением требований законности, необходимости, своевременности, периодичности проверок. Все эти функции возложены на прокуратуру.
 
Подход к внеплановым выездным проверкам – еще строже. На них должен быть направлен запрос в прокуратуру, которая дает свое заключение о законности или незаконности проведения таковой.

Введены жесточайшие ограничения по срокам проведения проверок: 50 часов в год на выездные проверки для малого предприятия (с числом работающих до 100 человек), 15 часов в год – для микропредприятий (с числом работающих до 15 человек). Незначительно увеличиваются они в исключительных случаях. О проведении проверок руководителей теперь будут предупреждать в общем порядке за 10 суток, в безотлагательных случаях – сроки незначительно сокращены. Предусмотрен четкий порядок оформления проверок.

Во исполнение данного закона приняты изменения в различные правовые акты о милиции. Ее права существенно ограничены. Больше они фактически не смогут проводить проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Сотрудники органов внутренних дел при проведении таких мероприятий будут обязаны руководствоваться только Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным Кодексом. А там полномочий далеко не так много, как было в законе о милиции.

Изменения коснулись и закона об оперативно-розыскной деятельности, что касалось многих предпринимателей. Нередко случалось, что милиция для проверки изымала у предприятия хозяйственные документы, фактически блокировав его работу. Новый закон сделает это невозможным.


О ЛЬГОТНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.

- Этот закон был принят и вступил в силу в прошлом году. Согласно ему арендаторы недвижимого имущества, которые в течение трех и более лет являлись арендаторами, надлежащим образом оплачивали арендную плату, а площадь арендуемых ими помещений не превышает 1000 кв.м, имеют право на льготную приватизацию помещения с предоставлением им рассрочки.

 
Надзор за соблюдением этого законодательства ставится и Генеральной прокуратурой РФ и прокуратурой Владимирской области в число приоритетных направлений. На регулярной основе прокуратурой проводится анализ исполнения органами местного самоуправления этого федерального закона.

На территории Александровского района субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются арендаторами нежилых помещений более трех лет, свыше ста. Реализация закона идет пока очень медленно и не только у нас. Буксует она потому, что в законе, считает прокуратура, допущены неоднозначные формулировки. В частности технической недоработкой является такая формулировка в условиях льготной приватизации: «надлежащим образом уплачивает арендную плату». Но каков критерий оценки надлежащей уплаты? Толкуется эта фраза по-разному. Как уплата в срок, установленный договором? (Но фактически нет ни одного предпринимателя, который не допустил бы ни одного дня просрочки). Как отсутствие задолженности арендатора перед арендодателем на момент вступления закона в силу? Возможно. А можно поставить вопрос и так: «Вы не выставляли мне пеню, не заставляли платить штрафы, не грозили расторжением договора, значит, не можете утверждать, что я ненадлежащий плательщик». И это тоже можно считать верным рассуждением. Поэтому пока трудно сказать, как сложится практика применения закона. Возможно, что этот вопрос будет решаться в судебном порядке.

По этой причине у нас пока принято только одно решение по льготной приватизации предприятия, которому страшно повезло – оно допустило значительную переплату по аренде, поэтому никаких вопросов к нему не возникло.


ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

- Облегчить новым законодательством жизнь предпринимателей, я думаю, не самоцель. Цель – высвободить предпринимателям время, финансы, энергию, для того, чтобы они могли хорошо вести свой бизнес и приумножать валовой национальный продукт. Поддержка и защита бизнесменов со стороны государства оказывается для того, чтобы и бизнес вел себя соответственно - исправно платил налоги, действовал в законодательном поле, помня о законе о защите прав потребителей, высвободившееся от административного давления время тратил на улучшение качества товаров, услуг.


КАК ОЦЕНИТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ПОНЕВОЛЕ?

- Навязывая предпринимателям выполнение услуг по благоустройству, уборке территории, вывозке снега, ТБО вне зоны их ответственности, являющимися местами общего пользования – это тоже давление на предпринимателей. Местные власти, таким образом, перекладывают свои обязанности на плечи и кошельки предпринимателей и не осуществляют свои прямые обязанности.

Тем более, если обращения предпринимателей за какими-либо разрешительными документами в органы государственной, местной власти не удовлетворяются до того момента, пока предпринимателем не будет внесен определенный взнос в какие-то фонды добровольных пожертвований или напрямую в бюджет. Прямой взяткой это не является, но незаконно. Пожертвования должны быть добровольными, а не принудительными. Если у предпринимателей возникают такие ситуации, предлагаю обращаться в прокуратуру. Будем реагировать.

«КОШМАРИТЬ» БИЗНЕС НЕ БУДЕМ. А ПРОСТОЙ НАРОД?

- Не хотелось бы, чтобы у читателей создалось впечатление, что мы теперь будем защищать права субъектов предпринимательской деятельности и совершенно не защищать права потребителей. Это разные направления надзора, они равноценные, в прокуратуре есть сотрудник, на которого возложены обязанности по надзору за соблюдением прав потребителей. Просто тема нашей сегодняшней пресс-конференции иная. Мы сегодня говорим о защите прав предпринимателей, ничуть не умаляя и не уменьшая своих усилий по осуществлению надзора за соблюдением прав потребителей.

На защите потребителей стоит достаточно эффективный закон о защите прав потребителей, предусматривающий за его нарушения высокие санкции. Но еще важно, чтобы и население проявляло большую активность – не ходило туда, где оказывают плохую услугу, не покупало там, где товар некачественный. То есть голосовало рублем.
 
Жалобы (но не анонимные!) в общество защиты прав потребителей, в Роспотребназор, в прокуратуру, в милицию, в суд являются безусловным основанием для внеплановых проверок. То есть без внимания обращения потребителей не останутся ни в коем случае. Санкции последуют обязательно.

Записала В. ТИХОНОВА.
 


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.7873 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------