Данный цикл статей рассчитан на сотрудников отделов продаж, руководителей компаний и всех заинтересованных лиц, которым приходится работать с дебиторской задолженностью. Для начала напомним, что состоявшаяся продажа - это оплаченная отгрузка товаров или оплаченное оказание услуги клиенту. Ключевое слово здесь - «оплаченная». Согласитесь, что можно сколько угодно долго проводить переговоры с клиентами, раунд за раундом обсуждать условия поставки и оплаты, даже отгрузить товар (или оказать услугу), но так и не получить деньги за свой нелегкий труд продавца. В условиях разразившегося кризиса это непозволительная роскошь.
Главная цель, которой мы хотим достичь - это улучшение финансовых показателей и построение долгосрочных партнерских отношений с компаниями и людьми.
Если в вашей компании нет проблемы возврата просроченной дебиторской задолженности, то эта статья не для вас. Можете смело перейти к другому материалу. Мы же поведем речь о том, как вернуть «старый» долг, как управлять текущей дебиторской задолженностью и как не допускать ее возникновения в будущем.
Говоря об управлении дебиторской задолженностью, имеется ввиду работа с источниками ее возникновения. Здесь два ключевых понятия: постоянство и командность; а именно: работа должна вестись постоянно во времени, контролем «дебиторки» должны заниматься все сотрудники организации.
Сама по себе дебиторская задолженность - не зло. Отсрочка платежа, ввиду чего возникает «дебиторка», - нормальный рыночный инструмент, повышающий продажи. И только просроченная «дебиторка» является тем самым злом, которое существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.
В наши дни трудно представить себе компанию, у которой напрочь отсутствует проблема просроченной дебиторской задолженности. Если же кто-то и может констатировать отсутствие данной проблемы в своей компании, то это означает лишь то, что все его сотрудники грамотно решают эту проблему совместно и на самой ранней стадии.
Можно считать, что в работе с просроченной дебиторской задолженностью есть два этапа: до ее возникновения и после.
Для начала определимся, а чего мы хотим? Вернуть деньги любой ценой и любыми методами, прослыть на рынке мизантропом и растерять с большим трудом наработанную клиентуру? Или грамотно повести свой бизнес, избавиться от ненадежных плательщиков, упрочив связи с благонадежными, и укрепить свою репутацию? Ответ очевиден. Ваш бизнес не может подвергаться огромному риску оказаться без оборотных денег.
Ведь что важно для кредитора:
-
улучшение баланса,
-
репутация,
-
возврат средств в оборот,
-
фокус на профильном бизнесе,
-
сокращение объема задолженности,
-
улучшение норм возврата долга.
В следующей статье мы поговорим о первых шагах по возврату существующей «застарелой» дебиторской задолженности, о роли коллектива вашей компании и о методах и средствах работы с должниками.
Р.СЕМЕНОВ,
менеджер.
г. Москва - г. Александров.