Прежде, получив направление в больничный стационар, пациенты захватывали из дому нехитрый комплект, легко умещавшийся в небольшой сумке: зубная щетка, полотенце, нижнее белье, запрещенный кипятильник – этого вполне хватало, чтобы не чувствовать себя «белой вороной» среди вставших на путь выздоровления обладателей полосатых пижам.
Но времена изменились – сегодня без достаточного финансового подкрепления весьма трудно рассчитывать на качественное медицинское обслуживание, сопряженное с покупкой дорогостоящих лекарств. Особенно тяжело приходится неработающему населению – прежде всего, людям пожилым, пенсионерам. Меры, предпринятые администрацией области, вполне возможно, уже в ближайшее время существенно облегчат положение этой категории граждан.
С 1 марта Владимирская область включена в состав субъектов России, участвующих в реализации правительственного постановления, касающегося софинансирования медицинского страхования неработающего населения из средств федерального Пенсионного фонда – соответствующая заявка от нашего региона была рассмотрена и удовлетворена в Москве две недели назад. Правда, формально документ еще не подписан: сказались последние перестановки в Правительстве. Тем не менее, можно с большой долей уверенности утверждать, что механизм реализации документа уже запущен: Владимирская область вошла в число 23-х регионов-участников программы.
Выгоды от принятия документа – ощутимые. Сейчас выплаты на лечение неработающих пенсионеров по линии ОМС составляют 730 рублей в год. Дополнительно к ним область будет получать из Пенсионного фонда еще по 580 рублей на каждого относящегося к данной категории граждан (итого – более тысячи трехсот рублей). Учитывая, что последних в регионе проживает без малого триста тысяч человек, сумма набегает вполне приличная – свыше 138 млн. рублей ежемесячно! Такое дополнительное «вливание», несомненно, должно улучшить качество медицинских услуг, оказываемых пожилым людям. На совещании руководителей органов здравоохранения городов и районов области, прошедшем на днях в областной администрации, было решено предоставить неработающим пенсионерам максимум бесплатной помощи и на амбулаторном, и на стационарном этапах медицинского обслуживания.
То, что качество медицинской помощи повысится – безусловно. Но можно ли надеяться, что дополнительные средства позволят полностью решить вопрос с предоставлением бесплатных врачебных услуг? Стопроцентной гарантии, увы, нет. Скажем, существующую потребность в лекарственных средствах (с учетом постоянно растущих цен) дополнительные средства могут и не перекрыть. Кроме того, даже названная внушительная сумма от Пенсионного фонда – далеко не главная составляющая бюджета фонда ОМС, нацеленного на финансирование неработающего населения. Не следует забывать и о взносах на данную категорию граждан, выплачиваемых областной казной, а главное – о налоговых поступлениях: они составляют большую часть накоплений фонда обязательного медицинского страхования. Однако именно с налоговыми поступлениями - проблемы. И в прошлом году, и в первом квартале этого года они – ниже плановых показателей. Впрочем, региональный фонд ОМС старается компенсировать потери за счет привлечения средств из других источников: например, в этом году результатом его переговоров с федеральным Фондом медицинского страхования стало получение субвенции для области в размере 16 млн. рублей, и работа в этом направлении продолжается.
Так что, вполне вероятно, скоро наступит время, когда пожилые люди, в силу обстоятельств вынужденные обратиться к услугам врачей, не будут лихорадочно думать, у кого бы им занять денег на лечение. А для содержимого их больничного багажа вполне хватит прозаичной зубной щетки, полотенца, нижнего белья и запрещенного кипятильника.