Многообразие образовательной политики породило ситуацию выбора родителями типа и вида детского дошкольного учреждения. И каждый руководитель дошкольного учреждения теперь ежедневно задает себе вопросы: «Чего хотят родители от дошкольного учреждения? Какие преимущества имеет наше учреждение перед другими? Какое направление деятельности развивать в первую очередь?»
Волей или неволей, руководители пытаются выстраивать стратегию развития своего учреждения. В условиях отсутствия каких-либо средств существования, надежды возлагаются только на опыт управленческой деятельности и энтузиазм заведующих дошкольными учреждениями.
В нашем городе таких руководителей немало. Но мне хочется сказать несколько слов о заведующей детским садом No 11 Валентине Константиновне Беловой, с которой я проработала вместе несколько лет. Благодаря ее умению сочетать различные интересы, запросы, личные и общественные возможности, детсад No 11 всегда был востребован родителями как уютный, семейный детский дом, где каждый ребенок чувствует себя защищенным.
В непростых условиях существования она поддерживает атмосферу особой заботы о детях и сотрудниках. Конечно, как и всем заведующим, ей приходится искать средства, которые бы удовлетворяли различные образовательные потребности. Но такому руководителю хочется помогать. И родительский комитет с пониманием относится к тем проблемам, которые им приходится решать материально. Участвуют родители и в организации воспитательно-образовательной работы.
Такое единство воспитательной системы обеспечено твердыми принципами и традициями, определенностью требований, творческой атмосферой дошкольного учреждения, которые на протяжении многих лет поддерживает Валентина Константиновна. Именно от нее зависят характер, стиль и направление дошкольного учреждения, господствующие в нем дух и атмосфера. Дух дошкольного учреждения живет ни в стенах, ни на бумаге, а в характере руководителя и большинства педагогов. Он быстро перенимается родителями и детьми и имеет большое значение для формирования всесторонней компетентности ребенка, что непосредственно влияет на его психологическое и физическое здоровье.
Основное направление ее воспитательной работы – создание творческого, профессионального, работоспособного и радостного коллектива. Ведь ни творческая деятельность, ни даже относительно стабильное существование (чего добиться очень непросто) были бы невозможны без грамотной, продуманной политики управления коллективом. Всеми возможными средствами поддерживает наша заведующая творческую инициативу педагогов. К сожалению, очень мало возможностей материального стимулирования, хотя объяснить это можно. В жизни детского сада, в его достижениях и неудачах, в самочувствии детей и педагогов отражаются насущные проблемы целого города и политики государственной власти.
Основная движущая сила образования – профессионализм педагогов и руководителя. Они оцениваются нашим основным социальным заказчиком – родителями. К сожалению, высокий рейтинг дошкольного учреждения и его руководителя никак не поощряется. Комитет образования вместе с администрацией города изыскали возможность доплаты работникам дошкольных учреждений, как представителям малооплачиваемой категории. Это не решает наших материальных проблем, но очень дорого внимание к кадровым проблемам дошкольных учреждений. Возможно, дифференцированная оплата труда руководителей дошкольных учреждений за стабильно высокий рейтинг позволила бы оценить их достойный вклад в развитие дошкольного образования в городе, а также послужило бы стимулом развития творческого потенциала молодых руководителей. А сегодня хочется поблагодарить В.Белову и ее коллег за терпение, энтузиазм, трогательную заботу о детях и добросовестное отношение к делу. Дальнейших вам успехов в стремлении помочь детям в трудные минуты их взросления.
Н.Шелудякова,
педагог-психолог
детского сада No 11.