Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
"МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ЭТО НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ. НАОБОРОТ - ЭТО БЛАГО", -
30.03.2004 18:23
считает начальник управления образования округа Александров Александр Иванович КОМОВ.
Он отвечал на вопросы наших читателей. Вопросы продемонстрировали - о том, что такое модернизации образования, александровцы знают еще понаслышке и боятся ее. Попробуем вместе с Александром Ивановичем разъяснить, что это такое.
- Правда ли говорят, что цена за детский сад будет чуть ли не 2,5 тысячи рублей?
- Сейчас или через год этого не будет. А в перспективе (вопрос уже решен) будут разделены такие две составляющие, как образование и содержание ребенка в детском саду. В Конституции у нас записано, что государство гарантирует бесплатное образование, но не содержание. ребенка. Отсюда логично, что за содержание будут платить родители, за образование - государство. Учить детишек в саду согласно всех наших программ мы начинаем с шестого года жизни, то есть в течение двух лет. Образование по стоимости составляет примерно одну пятую часть. Содержание ребенка у нас на сегодня обходится в среднем 2,5 тысячи рублей. Из них только 20% будут оплачиваться бюджетом. Остальное - родители. Естественно, малообеспеченным будут предоставляться какие-то льготы. Пока у нас взимание предельной платы за содержание ребенка в детском саду не должно превышать 20% его содержания. Правительство предполагает отменить это решение, и цену содержания будут определять или областные, или местные органы власти. Но 20% плата, ясно, уже не ограничится.
Все эти новшества регламентированы Распоряжением правительства, выпущенным в августе 2003 года, "О социально-экономическом развитии Российской Федерации на 2003-2005 годы".
- Правда ли, что за десятый класс родители будут платить?
- Нет, это неправда. Все новое у нас, к сожалению, обрастает слухами и домыслами. На самом деле все проще и не так страшно.
Уже в этом году с 1 сентября в девятых классах у нас вводится предпрофильная подготовка. По большому счету это профориентация, но без получения профессии, как это было в свое время. У нас пока не утвержден государственный стандарт образования. Но закон уже в правительстве и, видимо, скоро будет принят. Учебный план за счет введения предпрофильной подготовки предлагается разгрузить процентов на 20. В девятом классе у нас 35 учебных часов в неделю, государственный стандарт будет 28-29. Остальные часы пойдут как раз на предпрофильную подготовку. Предположим, медицина - 5-6 часов в году, педагогика - столько-то. И так далее. И, поступая в 10 класс, человек уже должен будет определиться, куда он пойдет дальше и какие предметы для этого должен изучить более глубоко. Школа предлагает ему уже профильную подготовку. Учишься, сдаешь по этим предметам единый государственный экзамен и на основании его результатов поступаешь (или не поступаешь) в соответствующий вуз.
- В чем вы видите преимущества этого метода?
- Уйдет, я полагаю, очень дорогое репетиторство, которым стали активно пользоваться учителя, не дающие достаточно знаний на уроках, и дающие их за отдельную плату. Скорее всего профильное изучение выбранного предмета будет тоже платным. (Видимо, отсюда идут разговоры о плате за обучение в 10 классах). Государство берет на себя обязательства за бесплатный образовательный стандарт и не больше. Профильная подготовка - это другое, это "если хочешь, плати". Я считаю, что это нормально.
- Расскажите подробнее, что такое единый государственный экзамен?
- Я считаю, что это очень полезная вещь. Во-первых, это независимая экспертиза работы школы, проверка того, насколько качественные знания она дает ученикам. Она заставит школы работать более эффективно. Во-вторых, это возможность поступления в вуз на общих основаниях - без взяток и протекций. В-третьих, на экзамены не надо ехать, вступительные экзамены, как таковые, исключаются. Твои результаты разместят на сайте в интернете и по результатам ЕГЭ ты там же найдешь ответ: зачислен ты в выбранный вуз или нет. И самое главное - человек оценивается не по блату, не по толщине кошелька родителей, а исключительно по знаниям.
- Платного образования в вузах вообще не будет?
- В таком виде, как оно есть сейчас, нет. ЕГЭ оценивается по стобалльной системе. Набрал от 100 до 83, считай, сдал на отлично, обучаешься бесплатно. Набрал от, скажем, 70 до 80 баллов, учишься за государственные именные финансовые обязательства. Это федеральные бюджетные деньги, за которые, закончив вуз, человек должен 3 года отработать там, куда его пошлют. Вернуть их может твой работодатель или сам. Третий вид получения высшего образования, тоже за деньги - для тех, кто набрал 60-70 баллов. Ты можешь учиться, но должен взять кредит у государства или в банке на установленную государством сумму и на срок 8-10 лет. Хорошо учишься - с тебя не берут проценты, плохо учишься - извини, придется платить и проценты. Такая вот прогрессивная система, при которой человек будет стремиться заработать своей учебой право получить образование. Ведь ни для кого не секрет - у нас сейчас людей с корочками о высшем образовании втрое больше, чем при Советской власти. Дипломов полно - квалифицированных специалистов нет. И, с другой стороны, некому встать к станку. Вот и поставлена задача развернуть эти потоки, то есть, имея хорошие знания, ты можешь поступить в вуз и получить бесплатное образование.
- Кто будет принимать этот экзамен?
- Технология уже есть, она четыре года используется в 62 субъектах федерации из 89. Уже в следующем году и мы можем пополнить их ряды, а с 2006 года он будет обязательным повсеместно. Москва в свое время отказалась быть в первых рядах, а потом выяснилось, что дети-то хотят сдавать ЕГЭ и 25 тысяч подали заявления об этом.
Тексты вопросов ЕГЭ не держатся в секрете, они по всем предметам открыты. Но... Тысячи вопросов по предмету. В определенный день приезжают совершенно посторонние люди (никаких своих учителей), по радио, телевидению, по интернету сообщается - из этих тысяч вопросов скомплектовано столько-то билетов. И каждый получает свой. Через три часа ваши ответы собирают и увозят. Через неделю-две результат разместят в том же интернете. Выбирай вуз, если видишь, что проходишь. Система открытая.
Не подумайте, что хорошо сдать ЕГЭ просто. В прошлом году его сдавали 38 областей. Математику на пятерку сдали 17 тысячных процента от всех, кто ее сдавал.
Включаются в эту систему все вузы - и частные, и государственные. На равных со столицей в процессе будет участвовать и провинция, что тоже очень важно.
- У нас снова будет 11-летка?
- Да. Хотя лично я не понимаю, зачем возвращаться к четырехлетней начальной школе. Мы прекрасно справлялись с программой за три года. Но увы... Сейчас у нас нет пятого класса, на будущий год не будет шестого и так далее, пока не наступит год, когда у нас будут выпускными и десятый, и одиннадцатый класс. А потом - одиннадцатилетка. Мы, кстати, в свое время такое уже проходили и убедились, что это неэффективно. На встрече во Владимире с бывшим министром, а теперь замом министра Филипповым я задавал этот вопрос, но вразумительного ответа не получил.
- Говорят, что в десятый класс скоро смогут попасть не все...
- Да. В 2006 году повсеместно вводится ЕГЭ для одиннадцатиклассников. А в 2007 году будет введен единый государственный экзамен для девятиклассников. И по результатам его будет происходить отбор в десятый класс. Зачем - очевидно. Чтобы поток части девятиклассников направить в систему профтехобразования. Нет, им не закрывается дорога в вузы. Получи среднее образование в училище или в вечерней школе, сдавай ЕГЭ и поступай. Но квалифицированный его величество рабочий класс нам нужен, и с этим не поспоришь. Училища для этого у нас есть, и очень неплохие. Я, например, познакомился недавно со струнинским и был приятно удивлен широким выбором профессий.
На мой взгляд, это верный путь. Цена знаний повышается.
- Если выпускник по результатам ЕГЭ никуда не прошел, дорога в вуз ему уже закрыта?
- Почему же. Позанимайся год, подготовься и вновь иди на ЕГЭ. Правда, возможно, повторный экзамен небольших денег будет стоить.
- Есть ли возможность исключить предлагаемую сейчас модернизацию образования, которая направлена против учителей, против детей и родителей?
- Я бы не сказал, что она направлена против учителей, детей, родителей. Если вы познакомитесь более подробно со схемой модернизации, вы со мной согласитесь. Я бы оценил это направление как проведение независимой экспертизы работы школы. Что такое единый государственный экзамен? Ребенок показывает свои истинные знания. Например, я сегодня в "Российской газете" с удовольствием прочитал, что 70% студентов, которые поступили в высшую школу экономики в прошлом году по ЕГЭ, по итогам первой сессии в рейтинге на самом верху. А из тех, что поступили по обычному экзамену, вверху по успеваемости всего лишь 38%. Вот вам и результат. Поэтому я считаю, что если человек будет поступать в вуз по оценке знаний, а не толщины кошелька - это прекрасно.
- Как будет с зарплатой учителя?
- Этот вопрос обсуждается. Речь идет о том, чтобы перевести учителей на отраслевую систему оплаты труда. То есть оплачиваются эти самые 36 часов, куда входит и ставка преподавателя, и воспитательная работа, и классное руководство, и заведование кабинетом, и все остальное. Планируется зарплата для учителей высшей категории 6 тысяч рублей, первой - 5 тысяч, второй - 4 и без категории - 3 тысячи рублей.
- У нас в школах округа не хватает преподавателей. А можно сделать так, чтобы ваше управление через администрацию направляло бы на учебу нашу молодежь с условием возврата на работу в наши школы?
- Мы этим занимаемся уже два года. У нас есть возможность направить на учебу в педагогический вуз города Владимира. Мы с ним подписываем трехсторонний договор - управление образования, выпускник, вуз - и записываем в нем условие отработки в наших школах не менее трех лет. В прошлом году мы отправили с такими договорами больше 30 человек. Так что приходите к нам, сейчас мы как раз начинаем формировать новую команду. Учись хорошо - и стипендию будут платить.
Могу сказать еще, что обсуждается сейчас вопрос о том, чтобы разрешить работать преподавателями в школе в качестве альтернативной воинской службы. Учителя сельских школ у нас уже давно имеют отсрочку службы в армии на время, пока там работаю. Предлагается сделать это во всех школах.
- А молодые специалисты имеют какие-то льготы?
- Федеральным бюджетом предусмотрены доплаты к ставкам молодым специалистам - две "минималки". Ставка, у них, кстати, 900 рублей. На нее воды не напьешься.
- Максимум, что может заработать преподаватель с большим опытом каков?
Пять тысяч. Но я честно скажу - это работа на износ. Я сам преподаватель и знаю это. Ставка рассчитана на 18 часов. Максимум, при котором учитель может работать, это 24 часа. А у нас есть и по 40 часов.
- Что из затрат школ финансируется Федеральным бюджетом?
- Зарплата и часть учебных расходов - примерно 70%. Это учебные пособия, первичная документация, журналы, книги учета аттестатов и так далее. Два года для школьных библиотек оплачивалось приобретение классической литературы. Обещают в этом году профинансировать приобретение по комплекту спортинвентаря каждой средней школе. Во всем остальном мы в местном бюджете. За прошлый год он по образованию был исполнен на 90%.
- Повышение зарплаты учителям из местного бюджета какое-либо есть?
- Работники с первого по восьмой разряд доплату получают. На большее, знаю, денег пока нет. Слишком много уходит на тепло, электроэнергию.
- Как Вы лично решаете вопрос помощи школам в вопросах ремонта, оборудования и т.д.?
- Вопрос болезненный. Могу сказать, что на сегодня у нас полтора десятка учреждений, в которых течет крыша. Вопросы аварийных ситуаций решаем. Например, в здании 25 сада пошла коррозия стены. Срочно сделали. Со здания 23 сада в прошлом году сорвало крышу. Сделали в долг, потом расплатились. В 15 саду зимой вышли из строя трубы теплоснабжения. За ремонт еще не расплатились. На капитальный ремонт учреждений в текущем году ждем выделения 5 миллионов рублей.
- В 1-й школе что-то будет делаться?
- В 1-й школе будем делать бассейн. Просим на это 1,5 миллиона рублей.
- А покраска, побелка в школах за счет каких средств будет выполняться?
- В этом, без сомнения, должны помогать родители. Я считаю, что 100 рублей с каждого - это не деньги, а сложив их вместе, мы вполне можем привести школы в порядок. Кстати, косметический ремонт школ мы намерены проводить уже в мае-июне.
- Александр Иванович, Вам по долгу службы приходится много заниматься хозяйственной деятельностью. Модернизация системы образования касается как-то этой стороны работы школ?
- Нынешняя реформа предполагает, что школы будут самостоятельными юридическими лицами, отдельными бюджетополучателями. На сегодня в системе управления у нас 88 учреждений. На финансовом обслуживании управления находятся 53 учреждения, остальные либо в сельских администрациях, либо в администрациях г.г. Карабаново, Струнино, пос. Балакирево. На самостоятельном финансовом обслуживании только две александровских школы - №№ 2 и 13. Будут самостоятельными все.
К этому надо готовиться. Моя прежняя работа в разных должностях дала мне знания финансового, гражданского законодательства, что в свою очередь позволяет мне учить руководителей учреждений, как работать со сметой расходов, как разумно распорядиться деньгами, то есть подготовиться к работе по-новому. Многие, к сожалению, допускают досадные ляпы, не умеют грамотно работать с финансами, с документами. Стесняться нечего, мы многого пока не знаем, например, не знаем, как можно заработать деньги. Представьте, родитель хочет для своего ребенка в детском саду особого питания, особых условий и готов за них платить. Мы такую услугу не можем предоставить, а почему бы не набрать несколько таких небольших групп детей и не предоставить особые условия.
Как руководитель, я должен увидеть и место в этих условиях нашего управления. Каковы будут его функции, чем оно будет заниматься? Бухгалтерия не нужна, но методическая служба обязательна, никуда не уйдешь от системы инспектирования как преподавательской, так и финансовой деятельности. Вот наше место, и мы должны уже сегодня серьезно готовиться к работе в новых условиях.
Честно говоря, лично я против распыления средств по учреждениям. Аккумулированные в управлении деньги дают возможность более жестко контролировать их движение, использование, более широкого маневра, управляемости денежного потока. В принципе закон не возбраняет аккумуляцию средств (Муром, например, пошел по этому пути). Как посчитают нужным руководители учреждений. Это их право, но министерством ставится задача разделить.
Записала В.ТИХОНОВА.
 
Комментарии пользователей
Steph
02.04.2004 16:07
Так, кое-что.
По детским садам:
А будут ли (на фоне увеличения платы) практиковаться дополнительные сборы с родителей в детских садах, как сейчас?.
По предпрофильной подготовке:
1. А будет ли выбор: получать или не получать подготовку? Если выбора нет, то это в любом случае навязывание платного обучения, которое многим не по карману.
2. Углубленное изучение предмета и предпрофильная подготовка не решит факта репетиторства. Успевание по предмету в большей степени зависит от способности учителя к объяснению. Изменив структуру образования ничего не добиться. Надо менять методы.
По поводу ЕГЭ:
Чтобы учиться бесплатно надо сдать на 83-100 баллов, остальное за деньги. Сдало экзамен на отлично 0,017%!!! Да здравствует платное образование для ВСЕХ! Те 0,017% итак бы сдали экзамены в любой ВУЗ на бесплатной основе.
По поводу ремонта школ:
Согласен 100р. - не деньги, но первое - как часто, и второе - контроль? Думаю правильнее сделать этот процесс прозрачнее: перед началом сбора денег предоставить родителям смету и калькуляцию с расчетом на каждого ученика, а после проведения работ каждому по копии акта о выполненных работах. Это потребует накладных расходов, но думаю 20 р. от голодной смерти не спасут (нормальная цена за прозрачность). Или деньги будут собираться в "темную"? Отчет должен предоставляться Всем в обязательном порядке.
Все вопросы риторические. Я не жду ответа... Так - задуматься.
Успех образование не в его структуре, а в методе обучения (одно и тоже можно сказать как абсолютно понятно, так и наоборот: и не ребенок виновен). Не создать дополнительное кол-во рабочих мест отсеиванием на экзамене (это озлобит - никто не хочет мало зарабатывать). Единственный способ - создать комплекс приемлемых условий для работника у станка и значительная часть населения обратит туда свои взгляды.
P.S. В первой школе есть бассейн и его вполне хватает для процесса обучения. Или мы готовимся к международным соревнованиям по плаванию??? Или это вопрос самомнения дирекции шк.№1? Надо наладить то, что есть, а $52000... Думаю, нашлось бы куда деть.


Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.1815 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------