Ни для кого не секрет, что средняя школа № 1 города Александрова нередко участвует в международных программах и обменах. Они проходят под эгидой организации AFS "Интеркультура", представителем которой по Владимирской области является учитель английского языка вышеназванной школы И.И. Лапина. Недавно очередная группа под ее руководством ездила в Италию. Пятнадцать девятиклассников побывали в научном лицее города Пьяченца, с которым александровская школа уже три года сотрудничает в разработке межкультурных проектов, обмениваясь учащимися.
В течение двух недель ребята побывали в разных городах Италии - в Милане, Венеции, Генуе и др. Александровских школьников приглашали на приемы, вечеринки, концерты, да они и сами выступали с концертом в консерватории. Словом, поездка была замечательная. О ней рассказывает участница проекта, наш юный корреспондент Варя АНОХИНА.
НАС ВСТРЕЧАЛИ ДЕЛЬФИНЫ
Последние полчаса перед посадкой мы летели над морем. Красота необыкновенная! Никогда бы не подумала, что из иллюминатора самолета можно увидеть дельфинов. Так весело было наблюдать за их игрой с высоты. Казалось, что они встречают нас, радуясь нашему прилету.
Вообще первое впечатление, когда мы вышли из самолета, просто фантастическое: еще три с половиной часа назад мы были в Москве, где на земле лежал мокрый снег, а здесь почти лето - плюс 17 градусов. Солнечная Италия лежала у наших ног.
МОЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ
В Пьяценцу, где располагается лицей, нас везли на автобусе. Это небольшой городок в 60 км севернее Милана. Нам сказали, что он был основан в 218 году до нашей эры. Такая старина!
Еще немного - и мы встретимся, наконец, с принимающими семьями. Перед поездкой я знала только то, что буду жить в семье своей ровесницы, которую зовут Элиза, и что папа у нее инженер. Но оказалось, что у Элизы есть еще младшие брат и сестра. Я очень подружилась со всеми членами этого доброго и гостеприимного семейства. Вот когда я по-настоящему оценила, что учусь в специализированной школе - мы легко общались на английском языке. Благодаря тому, что языковой барьер мне не грозил, я многое узнала об итальянской культуре и традициях. Вместе с Элизой мы гуляли по городу. Здесь очень много старинных церквей и музеев и можно окунуться в разные эпохи и стили. Даже современные улочки здесь очень узкие, чтобы не нарушалась атмосфера старины.
Итальянцы очень любят и ценят свою историю, это чувствуется во всех уголках страны. Я убедилась в этом, когда мы вместе с семьей ездили на экскурсии в другие города. И самая запоминающаяся из них - в Геную.
АКВАРИУМ В ГЕНУЕ
Одна из интереснейших достопримечательностей Генуи - самый большой аквариум в Европе. Я и подумать не могла, что аквариумы могут быть такими огромными. Он находится на самом берегу Литургийского моря. Главный корпус постройки связан проходом с огромным кораблем, который до сих пор на плаву. В помещении корабля устраивают выставки по истории мореплавания, экспонируют редкие виды рыб.
Сам аквариум устроен так, что внутри здания располагается множество прозрачных контейнеров разных размеров с морской водой. Кого тут только не увидишь! Сколько там представлено видов рыб, я рассказать не в силах. Наибольшее впечатление произвел на меня аквариум с акулами. Встретила я здесь и своих друзей-дельфинов. Но больше всего мне понравились скаты. Их можно было даже погладить, так как они плавали в открытом аквариуме.
ШКОЛА, В КОТОРОЙ НЕТ СТОЛОВОЙ
Почти каждый день мы ходили в итальянскую школу, где учатся дети наших принимающих семей. Нашу группу там очень полюбили, старались показать и рассказать как можно больше.
Итальянская школьная система отличается от нашей. За 13 лет обучения ребенок учится в трех школах - 5 лет в начальной, 3 года - в средней и, наконец, 5 лет - в старшей. Мы ходили в старшую школу. Уроки у них такие же, как у нас, - математика, физика, история, биология... Но что нас просто сразило - это оборудование кабинетов. В кабинете биологии стоят новейшие микроскопы, есть специальный кабинет аудирования для преподавания английского и немецкого языков. На каждой парте стоит монитор, на нем закреплены наушники. На столе учителя находится компьютер и специальная мини-камера, с помощью которой он снимает задания с листка и передает их ученикам. А ученики на своих мониторах видят все, что снимает на камеру учитель. В этом кабинете ребята смотрят фильмы на иностранных языках, слушают музыку.
Каждый день у них бывает по пять уроков, которые длятся по часу. Перемен нет, так как ребята находятся все время в одном кабинете. Только между третьим и четвертым уроком у ребят есть 15 минут отдыха.
Столовой как таковой здесь нет. На каждом этаже стоят автоматы с кофе, чипсами, шоколадом, печеньем и т.п.
Поначалу странно было ощущать себя иностранцами. Когда к нам в школу приезжают ребята из других стран, они являются для нас загадкой, каждому хочется познакомиться с ними поближе. А тут "диковинкой" были мы сами. Но когда мы попривыкли, это прошло.
Я ВЛЮБИЛАСЬ В МИЛАН. И В ВЕНЕЦИЮ ТОЖЕ
Хотя мы ходили в школу почти каждый день, хватало времени на поездки и экскурсии. Мы побывали во многих городах. Лично мне показалось, что самый лучший город - это Милан. Он поразил меня памятником Леонардо да Винчи, театром Ла Скала и Дуомским собором. В Дуомский собор я просто влюбилась. Его строили в течение нескольких веков. Он относится к числу самых выдающихся соборов мира. Издалека он выглядит, будто сплетен из кружев. Снаружи его украшают тысячи маленьких статуй, ни одна из которых не повторяется. Внутри можно увидеть множество замечательных витражей.
Впрочем, все города, в которых мы побывали, просто замечательные, каждый из них мне понравился по-своему. Все знают, что Венеция - это город на воде. Но одно дело знать, а другое - своими глазами увидеть этот фантастический город. Здесь очень красивая старинная архитектура, а знаменитые гондолы подчеркивают неповторимость этого города. Всем запомнилась площадь Святого Марка, на котором расположен собор этого святого и обитают тысячи ручных голубей.
Вообще, как мне показалось, по Венеции можно гулять вечно - и каждый раз открывать что-то необыкновенное.
Грацано Висконти поразил мое воображение огромным замком Ривальта. В нем живет аристократическая семья, поэтому невозможно было побывать во всех частях этого замечательного дворца, но даже то, что я увидела, позволило мне почувствовать атмосферу Средневековья. Вообще Грацано Висконти - это даже не город, а небольшая средневековая деревушка, восстановленная в двадцатые годы прошлого столетия.
НА ОФИЦИАЛЬНОМ ПРИЕМЕ
Наш первый официальный прием был в клубе Ротари. Там собирается интеллигенция города для обсуждения тех или иных проблем. Уже позже мы узнали, что получить приглашение в этот клуб - очень престижно. Мы читали там стихи, пели песни, показывали русские народные танцы. Нас встречали очень хорошо - долго аплодировали и кричали "Браво!". А после приема вручили огромные коробки со сладостями.
СПАГЕТТИ - ЭТО ВЕЧЕРИНКА
Вернее, так называется вечеринка, на которой все едят знаменитые итальянские спагетти. Ее нам устроили на прощание в школе, в кабинете химии, и это была одна из самых веселых вечеринок. Мы сидели все вместе и разговаривали о том, как жаль нам будет покидать гостеприимную Италию и как хорошо будет, когда наши новые итальянские друзья приедут к нам в сентябре в Александров.
Хозяева приготовили для нас два вида спагетти: карбонаро и с томатным соусом. Вообще нам очень понравилась итальянская еда. Продукты, из которых она делается, очень похожи на русские, но способы приготовления сильно отличаются. Основные блюда - это паста и пицца. Паста - это совокупность всех блюд, в которых используется мука. В принципе пицца - это тоже паста.
Надо сказать, что в каждой провинции существуют свои кулинарные особенности. В Пьяченце - это тортини, маленькие пельмени с начинкой из сыра и зелени, приправленные сливочным маслом.
Очень популярны в Италии и кондитерские изделия, а больше всего мороженое и печенье. Молодые люди очень любят ходить в маленькие уличные кафе, которых здесь множество. Впрочем, за чашечкой хорошего кофе здесь любят посидеть все - семьей, или с друзьями.
Еще итальянские школьники очень любят ходить в кино. Очень популярен здесь и спорт. Ребята устраивают межшкольные соревнования по волейболу, футболу, регби. Одобряются и поощряются также занятия музыкой, хоровым пением. Мы побывали на нескольких концертах, которые нам очень понравились.
ПРОЩАНИЕ
А в последний вечер мы сами устроили прощальный концерт своим новым друзьям. Мне поручили вести его, и я очень волновалась. Но все прошло замечательно.
На следующий день мы улетали. Слез было пролито целое море. Прощай, Италия! Надеюсь, я увижу тебя еще.