- Добрый день, уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, граждане России. Думаю, что в этой аудитории нет необходимости говорить о полученных результатах. Отмечу лишь, что за 4 года мы перешагнули непростой, но очень важный рубеж. Россия стала независимой страной. Наши цели абсолютно ясны - высокий уровень жизни, развитая демократия, значимый рост благосостояния наших граждан. Сегодня мы лучше знаем собственные возможности, знаем, какие у нас есть ресурсы, понимаем, что в достижении намеченных целей может нам помешать. И активно модернизируем государство, добиваясь соответствия его современному этапу развития - этапу, обеспечивающему существенно более высокий уровень жизни.
С начала 90-х гг. Россия прошла несколько этапов. Первый - был тяжело пережит нашим обществом. Второй этап был временем расчистки завалов и разрушения старого здания. Фактически мы только недавно подошли к третьему этапу, к возможности решения общенациональных задач, мы имеем инструменты, чтобы решать задачи развития государства. Реальные доходы населения увеличились в полтора раза. На одну треть уменьшилось количество граждан с доходом меньше прожиточного уровня. Так, в прошлом году темпы роста экономики РФ составили 7,3%, а за первые 4 месяца этого года - 8%. Но уровень жизни людей не устраивает, нам еще не удалось догнать самих себя образца 1989 года.
Далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной сильной Россией. Укрепление нашей государственности подчас трактуется как фундаментализм. Но, хочу отметить, никакого пересмотра принципов фундаментальной политики у нас не будет. (Аплодисменты).
Мы должны снизить уровень смертности, преодолеть демографический спад. Мы вместе должны решить самые насущные проблемы - качество и доступность жилья, образования и медицинского обслуживания. Очень многие люди живут в ветхих домах, новое качественное жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Молодые семьи не могут строить свои планы по рождению детей, жилья строится мало, то, что строится, не отвечает современным стандартам безопасности и качества. Старые методы и раньше не решали проблемы, а сегодня не работают совсем.
Необходимо сделать следующее.
Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для граждан со средним уровнем дохода. Нужно разрушить монополию на строительных рынках. В стране необходимо принятие муниципалитетами четких правил предоставления жилья, упрощение процедур. Необходимо предоставить гарантии прав собственности добросовестных приобретателей жилья. Также нужно навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Кроме того, следует предусмотреть целевые планы по поддержке отдельных категорий граждан, таких как молодые семьи. Правительство, региональные власти должны к 2010 году сделать так, чтобы треть граждан страны могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям. Нужны финансовые механизмы, позволяющие (россиянам) улучшить свои жилищные условия не только за счет имеющихся сбережений.
Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер. А люди так и не понимают, что могут получить бесплатно, а за что должны доплачивать. При этом, в самом сложном положении оказываются наименее обеспеченные люди. Они вынуждены тратить на медпомощь непомерно высокую долю своего и так не большого дохода. Или должны отказывать себе в элементарных лекарствах, что, как мы понимаем, просто не допустимо. Главная цель модернизации здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего следует, что гарантия бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны, понятны и по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг, с обязательным перечнем лечебно – диагностических процедур и лекарств. А так же с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи. Причем такие стандарты должны действовать в каждом населенном пункте РФ. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом.
Детализация стандартов дает возможность посчитать реальную стоимость услуг и перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования, и одновременно надо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Правительство и парламент должны обеспечить правовую базу обязательного медицинского страхования, государственные гарантии медицинской помощи, частной медпрактики, оказание платных услуг. Что касается сферы здравоохранения, главная цель - повышение доступности и качества медицинской помощи. Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть понятны. Должны быть утверждены стандарты предоставления медицинских услуг.
Следующая важная задача - это развитие отечественного образования. Хочу подчеркнуть, российское образование по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно не допустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования. И это в первую очередь означает повышение требований профессиональных. Хочу подчеркнуть, в самом широком смысле этого слова "профессиональном образовании". Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивых связей с рынком труда. Более половины выпускников ВУЗов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием, сопровождается, к сожалению, снижением уровня преподавания. При этом, по сравнению с советским периодом, почти утроился прием в ВУЗы, только вдумайтесь в эту цифру, и число поступающих в них фактически сравнялось с количеством выпускников средних школ. А кому это надо? И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране.
Одна из самых серьезных проблем, это недоступность качественного образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить: сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей, особенно из отдаленных городов и сел, получить качественное образование. Между тем результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствию потребностям рынка труда. И в этой связи назову следующие целевые ориентиры.
Первое. Выпускники школ, независимо от имущественного положения родителей, должны иметь возможность поступать в ВУЗы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебное заведение, создание в широком масштабе подготовительных отделений в ВУЗах и адресное предоставление стипендий. А молодым людям, проживающим далеко от престижных университетов, нужно обеспечить возможность сдачи вступительных экзаменов.
Второе. Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребности государства в необходимых ему специалистах. При этом полагаю также о возможном заключении договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен будет отработать по специальности определенный срок. Либо вернуть деньги затраченные государством на его обучение. (Аплодисменты).
И начать нужно с дефицитных сегодня специальностей. Считаю также, что в интересах отечественного бизнеса участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов. Использовать для этого образовательные кредиты. Уже эта практика применяется, нужно только ее активнее использовать.
Третье. Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Более того, содержание образования должно соответствовать ценам высоких мировых стандартов. При этом нельзя забывать о накопленных отечественных преимуществах. И надо максимально наращивать наши возможности там, где российское образование находится на уровне мировых требований, либо даже превышает его. У нас есть такие области. Мы также должны дальше интегрировать образование в научную деятельность. Развитие ВУЗовской науки и крупных научно образовательных центров должно стать приоритетной задачей.
Уважаемые коллеги! Доступность услуг образования и здравоохранения, возможность приобрести жилье помогут нам смягчить проблему бедности. Сейчас около 30 млн. наших граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума. И это огромная цифра. Причем большинство бедных в стране - это трудоспособные люди. Очевидно, что усилия государства и бизнеса должны быть направлены на дальнейшее увеличение занятости, особенно в регионах с застойной безработицей, на развитие малого и среднего бизнеса там, на эффективно использование там мер адресной социальной поддержки. Однако действительно надежную основу для долговременного решения социальных проблем, в том числе и борьбы с бедностью, может дать только экономический рост. И мы вполне способны за 10 лет увеличить наш потенциал в 2 раза, как говорили еще в прошлом году.
И если удержим среднегодовые темпы роста хотя бы на уровне первого квартала текущего года, более того, при сохранении таких темпов мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения не за 10 лет, а уже к 2010-му году. При этом необходимым условием облегчения и обеспечения высоких темпов развития остается завершение преобразования идущих во многих секторах экономики и социальной сферы.
Несколько слов о бюджетной реформе. Основной ее принцип - переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. В целом правительству надо формировать систему оценки планов и показателей работы всех органов исполнительной власти. И только на этой основе подводить итоги, делать выводы и корректировать политику по отдельным направлениям.
В этой связи основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты, а само бюджетное планирование - приобрести долговременный характер. При этом самостоятельность бюджетополучателей распоряжения средствами должна сопровождаться их ответственностью за результат работы. Отмечу, что достижение оптимального уровня госрасходов, подчеркну это особо, достижение оптимального уровня госрасходов должно стать базовым принципом экономической политики. И так денег не так много. Часто сталкиваемся с их распылением на второстепенные задачи.
Правительству прежде всего нужно провести реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, они растут как грибы по всей стране. Необходимо изменить порядок их финансирования и сам статус их значительной части таких учреждений.
Хотел бы здесь затронуть еще один важный вопрос: в стране сейчас свыше 35 тыс. федеральных государственных учреждений. И многие из них наделены функциями по контролю и надзору. И они не редко просто навязывают гражданам и бизнесу свои "услуги" по проведению экспертиз, консультаций, и т.д., и т.п. В этом году правительство должно изъять из компетенции государственных учреждений, не являющихся органами управления, властные полномочия. Кроме того, государственные функции, уже признанные избыточными, не должны быть реанимированы на уровне субъектов федерации и муниципалитетов.
Необходимо так же навести порядок с государственной и муниципальной собственностью, я уже говорил, что каждый орган власти должен иметь только то имущество, которое необходимо ему для исполнения закрепленных за ним публичных полномочий, и не более того. Это надо иметь в виду при дальнейшем сокращении функций министерств и ведомств. Предстоит так же подготовиться к введению нового разграничения доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы страны. И субъекты Федерации, и муниципалитеты должны знать, за исполнение каких функций и за предоставление каких публичных услуг они отвечают. А так же из каких источников они это все будут финансировать.
И, наконец, следует четко установить и ограничить ответственность уровня власти в сфере социальной поддержки населения. Проблемы обеспечения доступным жильем, вопросы об образовании и здравоохранении непосредственно касаются всех субъектов РФ, и правильным будет привлечение их активного участия в разработке нормативно-правовых актов и системы мероприятий по практической реализации пакета социальных программ, с учетом разграничения полномочий между уровнями государственной власти.
В результате этих мер должна появиться обновленная система межбюджетных отношений, вырастут самостоятельность и ответственность как регионов, так и муниципалитетов в ходе решения этих вопросов. Надеюсь, что и правительство, и депутаты обеих палат парламента России прислушаются к этим озабоченностям, взвесят все "за" и "против", и примут адекватные нашему времени и требованиям экономики решения.
Проведение бюджетной реформы, в свою очередь, позволит продолжить преобразования в налоговой сфере. За последние 4 года здесь сделаны серьезные шаги, они уже начали приносить результаты. Выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. Уменьшилась налоговая премия на экономику. Но сделано конечно же далеко не все.
Чтобы перейти к эффективной налоговой системе, ближайшие 2 года нам нужно принять и реализовать ряд дополнительных решений. Какой должна стать налоговая система после завершения реформы? Во-первых, конечно же, необременительной для бизнеса, и не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедуры расчета и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности. Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от налогов. В-третьих, налоговая система у нас по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию. В ущерб другим, прежде всего функции стимулирования роста конкурентоспособности. И в этой связи налоговая система России должна быть наиболее благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, более благоприятной чем в странах-конкурентах. Она сама должна быть более конкурентоспособной.
Далее правительство неоднокрантно поднимало вопрос о снижении единого социального налога. Мы дожны вывести из тени значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес. Другой проблемный момент - НДС. Наряду с изменением процедуры взимания НДС, надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога. Решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить наконец налогообложение авансовых платежей. Наконец важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов. Подчеркну, стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития экономики. Эта стабильность, однако, не в состоянии устранить всю неопределенность экономических условий ведения бизнеса.
Необходима взвешенная макроэкономическая политика, нужно продолжать то что у нас сложилось в экономике в последние годы. Политика последовательного снижения инфляции должна быть продолжена, и, думаю, что правительство в состоянии достичь цифры 3% в год. И создание в течении ближайших 2-х лет необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля. Мы знаем о принятых законах в этой сфере, знаем, что и правительство, и Центральный Банк такую задачу ставят, но создают для себя более комфортные условия.
Мы также должны создать эффективную систему природных ресурсов, нам нужны прозрачные, некоррупционные условия доступа к ним. Например, с помощью аукционов. Надо перейти от административных разрешений к полноценным договорам с четким определением прав и ответственности, как государства, так и предпринимателей. Обеспечить предсказуемость и стабильность этих отношений. Система ресурсных платежей тоже требует изменения. Она должна предоставить равные условия конкуренции как внутри добывающего сектора, так и между добывающими и перерабатывающими отраслями. И необходимо обеспечить рациональное использование природных ресурсов. Полагаю, что новый Лесной кодекс и Закон о недрах должны ответить на все эти вопросы.
Уважаемое собрание, среди наиболее важных задач хотел бы особо выделить еще одну, и думаю, что вы со мной согласитесь. Это - развитие транспортной инфраструктуры. С учетом масштабов нашей страны и географической удаленности отдельных ее территорий от политических и экономических центров, я бы сказал, что развитие инфраструктуры - это больше чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом на обеспечение единства страны. На то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства. И могут ли пользоваться его преимуществами.
Сегодня изношенность и низкая плотность дорожной сети, нефтепроводов, газотранспортной системы и инфраструктуры электроэнергетики накладывают серьезное ограничение на развитие всей российской экономики. Предприятия не могут нормально функционировать, если нельзя недорого и быстро доставлять товары. Неразвитая дорожная и портовая инфраструктуры уже сейчас стали тормозом для экспорта, поскольку не в состоянии справится с растущим объемом грузов. И совершенно очевидно, что при наших климатических условиях и протяженной территории инфраструктурные издержки являются значительной частью стоимости многих видов товаров и услуг. И вместе с тем, современная хорошо развитая инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентные преимущества.
Что нужно для этого сделать? Прежде всего, объединить экономические центры, предоставить беспрепятственный выход хозяйствующим субъектам на региональные и международные рынки. И, одновременно, обеспечить предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня. Правительство должно найти эффективные механизмы контроля качества и издержек при строительстве новых объектов, кардинально изменить положение может только создание конкурентной среды. Государство длительное время обращало на это внимание, убежден в этом, еще длительное время должно будет контролировать развитие инфраструктуры страны.
Вместе с тем, частные инвестиции могут внести весомый вклад в создание разветвленной транспортной инфраструктуры высокого качества и надежности. Однако, для частного капитала крайне важна определенность в планах государства. С этой точки зрения правительству предстоит объявить о своих планах, проектах, об их условиях при реализации. Такие проекты у нас есть, их нужно быстрее дорабатывать, напомню лишь некоторые из них. К примеру, в нефтяном секторе речь идет о диверсификации поставок нашей нефти. Такие планы хорошо известны. Это - расширение пропускной способности балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов в Западной Сибири и Баренцевом море, определения маршрутов с месторождений восточной Сибири.
Необходимо предоставить беспрепятственный доступ хозяйствующим субъектам на региональный и международный рынки и одновременно предоставить инфраструктурные услуги мирового уровня. Государство вместе с тем еще длительное время - обращаю на это внимание - должно будет контролировать развитие инфраструктуры. Обращаю внимание, что ориентиром при принятии необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний.
Между тем, правительство не может определиться по приоритетам. И вопрос, прямо скажем, "перезрел". Обращаю внимание, что ориентиром для принятия необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний. Что касается газотранспортной системы, то здесь прежде всего надо развивать газораспределительную сеть внутри нашей страны, включая расширение системы на восток России. В части экспорта важнейшим является строительство североевропейского газопровода. Он позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связав сети России и страны балтийского региона с общеевропейской газовой сетью.
Для России так же важна модернизация дорог, не только соединяющих основные экономические центры страны, но и имеющие транзитное значение. Опорную сеть дорог надо последовательно ориентировать на интеграцию общеевропейских дорожных сетей и через транссибирский коридор связать ее с дорожной сетью дальневосточного региона. Другой проект - это строительство и реконструкция автомагистрали в коридоре Север-Юг. Кое-что здесь уже делается, и нужно продолжать эту работу. Такие проекты позволят обеспечить межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных перевозок. И, что немаловажно, развивать территории, прилегающие к соответствующим магистралям.
И последнее, мы давно говорим о платных дорогах. Полагаю, что нам надо начать реализацию таких проектов по основным магистралям, разумеется, наряду с существующими бесплатными дорогами. Уже в самое ближайшее время правительство должно определить их перечень.
К задачам общенационального масштаба, безусловно, относится и армия. Боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства, для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи. Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно–политического давления и потенциальной внешней агрессии. И в этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных Сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами ядерных вооружений, у нас все для этого есть. А также оснащение других видов и родов вооруженных сил соответствующим оружием тактического и оперативного назначения. Хотел бы вновь ответить - адекватное качество вооружения, это характеристика, напрямую определяющая степень боеготовности современной армии. Мы приступаем к реформе социальных гарантий военнослужащим, для них будет создана накопительная ипотечная система, через 3 года после вступления в нее военнослужащие смогут получить жилье на условиях ипотечного кредита.
Полагаю также, что задачи военного образования для подготовки специалистов уникальных профессий, необходимых современной армии, можно решать и на базе современных ВУЗов. Хотел бы подчеркнуть, для успешной модернизации всей военной организации государства нам необходимо знать, как тратятся немалые деньги, в т.ч. на обеспечение военнослужащих жильем, на военную медицину, на образование. Кроме того, в армии и других силовых ведомствах накоплено огромное имущество, и оно так же нуждается в оценке и эффективном управлении. Прозрачная военная экономика - это необходимое условие реформ. Все эти шаги должны повышать престиж и привлекательность военной службы, я прошу иметь в виду и Министерство обороны и правительство в целом. Объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры страны делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армию преобразований.
Уважаемые коллеги! Подъем экономики, политическая стабильность и укрепление государства благотворно сказались на международных позициях России. Мы сумели в значительной мере придать нашей внешней политике динамичный и прогматический характер. Очевидно, что масштаб задач, стоящих перед страной сегодня, существенно изменился, и надо сделать внешнюю политику адекватной целям и возможностям нового этапа развития. Иначе говоря, использовать инструменты внешней политики для более ощутимой практической отдачи в экономике, в реализации важнейших общенациональных задач.
Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе, в рамках Единого Экономического Пространства Евразийского экономического сообщества. Это, без преувеличения, - одно из условий региональной и международной политики.
Убежден, Содружество должно результативно работать на граждан наших государств, работать через обеспечение максимальной открытости экономик, через устранение барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, деловой и общественной инициативы прямых человеческих контактов.
Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО. Усиление конкуренции на мировых рынках побуждает развитые страны наращивать поддержку своим производителям и экспортерам. МИДу России и правительству в целом нужно изыскивать более эффективные способы для увеличения российского экспорта, для надежной защиты интересов российских компаний за рубежом. Такой подход особенно важен сейчас, когда Россия и ЕС уже непосредственно граничат друг с другом. И нужно, чтобы расширение ЕС сближало нас не только географически, но и экономически и духовно.
Убежден: в этом залог успеха не только российского, но и всего европейского бизнеса. В этом и новые рынки, и новые инвестиции, новые возможности для будущего большой Европы.
Мы будем дальше развивать политический и экономический диалог с США и такими крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония, будем работать с другими странами. Существенным резервом развития торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей является также приграничное и межрегиональное сотрудничество.
Очевидно, что необходимым условием решения названных задач является надежная безопасность России, нерушимость ее границ. И адекватный ответ на наиболее острые угрозы XXI века - международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты - можно дать лишь солидарными усилиями мирового сообщества, с опорой на инструменты ООН и международное право.
Терроризм несет угрозу жизни и правам человека, дестабилизирует государства и целые регионы мира, встает на пути экономического и социального прогресса. И сегодня международные террористы продолжают совершать акты насилия и убийства мирных граждан. Делают попытки спровоцировать хаос и дестабилизировать обстановку в различных регионах мира. И Россия, к сожалению, не является здесь исключением. Несмотря на подобные провокации - включая недавнее политическое убийство лидера Чечни и попытку дезорганизовать работу законно избранных органов власти республики - наша линия в борьбе с террором остается неизменной и последовательной. Никто и ничто не остановит Россию на пути укрепления демократии, обеспечения прав и свобод человека.
Мы будем и дальше работать над развитием международно-признанных правовых инструментов и коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз. Задачу укрепления антитеррористической коалиции - считаю одной из важнейших. Хотел бы при этом заметить, что никакие ссылки на необходимость борьбы с терроризмом не могут быть аргументом для ограничения прав человека. А на международной арене - для создания необоснованных сложностей для общения между людьми.
Завершая внешнеполитическую тему, подчеркну: российское общество должно видеть практические результаты нашей работы на международном направлении. Это - обеспечение безопасности личности, расширение возможностей для предпринимательства, эффективная защита прав соотечественников за рубежом. Рассчитываю, что в сотрудничестве с Федеральным Собранием мы сможем еще более продуктивно работать на всех вышеназванных направлениях.
Уважаемые депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации! Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой последних четырех лет, является основой нашего дальнейшего стабильного развития. При этом единственным источником и носителем власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. И только народ - через институты демократического государства и гражданского общества - вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед.
Вместе с тем, мы обязаны дать критическую оценку и состоянию нашей демократии. Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального народовластия? И насколько продуктивен диалог власти и общества? Очевидно, что молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов. И кто их сегодня упорно не замечает, не хочет замечать - тот не вполне искренен. Но все же наше общественное устройство пока далеко от совершенства. И надо признать: мы в самом начале пути.
Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы. И здесь у нас, конечно, есть еще немало вопросов. Хотел бы напомнить: любая власть прежде всего означает большую ответственность. Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту. Когда финансовая сторона деятельности политических объединений по-прежнему скрыта от общественности. Когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор. И всё это - на фоне унылого однообразия большинства партийных программ.
Несколько слов - о роли неполитических общественных организаций. В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными. Должен сказать, что когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей - голос подобных организаций, подчас, часто даже не слышен. И это неудивительно: они просто не могут "укусить руку", с которой кормятся. Разумеется, подобные примеры не могут быть для нас поводом для обвинений гражданских объединений в целом. Думаю, что подобные издержки неизбежны и носят временный характер.
Чтобы снизить эти издержки и стимулировать дальнейший рост институтов гражданского общества, не нужно ничего изобретать. И наш собственный, и мировой опыт уже доказал продуктивность целого ряда подходов. Так, необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан.
Теснее сотрудничать с гражданскими структурами должны и политические партии. Непосредственная связь с людьми, с обществом поможет улучшить качество народного представительства на всех уровнях. И партии должны быть заинтересованы в расширении своих рядов, укреплении материальной базы, интеллектуального и кадрового потенциала. В том, чтобы активно создавать фракции в региональных парламентах, участвовать в работе органов местного самоуправления.
Партии должны повышать уровень политической культуры, осваивать навыки межпартийного диалога и коалиционных действий. Должны учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа. Еще раз подчеркну: радикальный пересмотр экономической политики, какое быто ни было ограничение прав и свобод граждан, кардинальное изменение внешнеполитических ориентиров - любые отклонения от выбранного и, я бы больше сказал, выстраданного Россией исторического пути - могут привести к необратимым последствиям. И они должны быть абсолютно исключены.
Уважаемые друзья! Сегодня я говорил о важнейших общенациональных задачах. Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача. Но и самая сложная. Главная - потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная - потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать.
Добиваясь роста благосостояния граждан, мы будем и дальше сохранять и отстаивать демократические завоевания народа России. Будем укреплять безопасность государства и добиваться цивилизованного, основанного на международном праве решения ключевых вопросов мировой политики.
Рассчитываю при этом на конструктивное сотрудничество всех ветвей и всех уровней власти. Рассчитываю на поддержку и солидарность всех граждан России. На их веру в себя. В свои силы. В успех нашей страны.
Звучит Гимн России.