В логопедический кабинет детской поликлиники нередко обращаются родители 3-4-летних детей с различными речевыми нарушениями. К сожалению, самые тяжелые из них нуждаются в логопедической помощи еще в довербальный /доречевой/ период развития.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Но что же делать, если ваш любимый малыш, в отличие от соседского ребенка-ровесника, не говорит, а только жестами показывает то, что ему нужно? Если его словарь составляет всего несколько слов? Или даже при том, что ребенок говорит много, но совершенно неразборчиво и не понятно для окружающих?
Надо помнить, что постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и ровесники, и взрослые. Недооценка своевременного исправления речевых дефектов так или иначе отразится на успеваемости в школе, могут возникнуть трудности в овладении письмом и чтением. Ребенок будет постоянно испытывать психологический дискомфорт, будет страдать оттого, что его старания не приводят к положительному результату.
Но его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». В дальнейшем речевые дефекты могут развить у вашего ребенка комплексы, которые затруднят общение с окружающими его людьми. Такие дети со временем становятся молчаливыми, нерешительными, застенчивыми. В какой-то степени это может отразиться на выборе профессии, в устройстве личной жизни.
Что же должно насторожить родителей?
- Ребенок не говорит совсем.
Отсутствие речи в 3 года - не просто запаздывание - это сигнал о грубом речевом нарушении!
- Задержка на стадии называния предметов. Ребенок называет отдельные предметы в конкретной ситуации, но предложения в речи не наблюдается.
- Говорит как маленький. Пользуется лепетными, звукоподражательными словами.
- Речь невнятная.
- Отказывается говорить совсем.
- В речи появились запинки.
Правильно оцените состояние вашего ребенка. Ранняя коррекция, систематические занятия могут практически полностью компенсировать разнообразные речевые нарушения.
В нашем городе достаточно широко развита логопедическая помощь. Это и детские сады со специализированными группами для детей с нарушениями речи, и логопедический кабинет в городской поликлинике, где вы всегда можете получить профессиональную консультацию.
Н.БАБАЕВА,
логопед.