ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО ГЛАЗАМИ НАШЕГО СОВРЕМЕННИКА
400 тысяч туристов в год посещают музей-заповедник "Александровская Слобода". Исторических памятников 16 века сохранилось немного; порой не хватает чисто музейных средств, чтобы показать этот временной период. Одна из новых форм работы - серия выставок исторической живописи. Первая из них - "Образы русской истории" заслуженного художника России С.А. Кириллова (г. Москва) работала в апреле-мае. Выставка получила хорошие отзывы: "Нечасто встретишь работы такого мастера, такого уровня, в провинции".
В конце мая состоялась творческая встреча с художником, на которой присутствовали сотрудники журнала "Родина". Журнал ведет постоянную работу "История России глазами современных художников", и С.А. Кириллов там, конечно, публиковался. В планах журнала - создание иллюстрированной истории России". 100 томов иллюстрированной истории Великобритании, 40 томов - Франции; даже маленькая Сербия "потянула" на 9 томов. Чем мы хуже? Или у нас мало художников, работающих в историческом жанре? Об этом, и не только, шел разговор. Часть вопросов, заданных Сергею Александровичу Кириллову, мы предлагаем вашему вниманию.
***- Для вас история - взгляд в прошлое или зеркала, в котором отражается современная действительность?
- Ни то и ни другое. Я считаю себя вполне современным человеком. И не зеркало, конечно. Вот мы здесь сидим, пять минут прошло - это уже история. Найти грань, где история, где настоящее, на самом деле почти невозможно. Для меня все это рядом, все одновременно происходит.
***- Как Вы относитесь к Ивану Грозному? (портрет и несколько эскизов к портрету представлены на выставке. - Г.К.)
- Неоднозначно. В нем сошлись, казалось бы, противоречивые качества: грозность и покаянность. Когда я начал работать, для меня было важно: как это выразить в картине, не умалив ни того, ни другого? Достаточно глубоко я его изучал. Сложная, но цельная натура. К разным людям он поворачивался разными сторонами.
***- А как Вы относитесь к оценкам современными учеными личности Грозного?
- К неоднозначным оценкам неоднозначно и отношусь. При этой многозначности и противоречивости... Чтобы понять человека, его полюбить надо. Не выносить оценок, а набраться храбрости и изучать. Вот тогда открывается личность, действительно, прекрасная.
***- Ваши эскизы смотрятся как вполне самостоятельные работы...
- Да, иногда я считал, что это полноценная работа, но проходило время, и я видел, что это только подступы к ней. Эскизов было несколько десятков, а портрет - один.
***- Школьники останавливались у картины "Василий Блаженны", узнавали ее по картинке в учебнике. Расскажите, как Вы стали иллюстрировать учебники?
- Я не иллюстратор, я репродуцировал часть своих работ для учебников истории. Издательство "Просвещение", зная мои работы, предложило мне сотрудничество. Кстати, эта репродукция в книге совсем мелкая; я рад, что дети увидели подлинник.
***- Не хотели бы Вы изобразить архитектуру дворцово-храмового ансамбля "Александровской Слободы"? Какой облик Вам ближе - нынешний или первозданный?
- Как эти памятники выглядят сейчас - это чудесно. Думаю, в этом немалая заслуга коллектива музея. А самое главное: умело и грамотно передать это следующим поколениям. Ощутить себя сыном земли русской. Если мы не передадим потомкам того, что знаем сами, то все оборвется.
***- У Вас серия карандашных рисунков датирована одним годом - 1994. Почему?
- Интересный вопрос. Честно вам скажу: я рисую шариковой ручкой. А в 1994 году у меня издавался художественный альбом. Издатель спрашивает: почему рисунков нет? И я буквально с нуля сделал для этого альбома графическую серию.
Поток вопросов (нескончаемый!) организаторы вынуждены были пресечь, дав слово тем, кто хотел что-то сказать о художнике и его работах. Говорит А.Н. Арцыбашев, секретарь союза писателей России: "Сергей Кириллов - продолжатель традиций русской реалистической школы. Мы, глядя на эти произведения, должны задаваться вопросом: что же мы за народ такой? Почему у нас такая история? Молодому поколению нужны образцы для подражания, которые в России всегда были и будут".
Ю.М. Медведев, журнал "Родина": "Творчество Сергея Кириллова - это подвижничество духовное и материальное".
В заключение встречи художника облачили в боярские одежды, дали испить чарку доброго вина и одарили цветами и подарками. В ответном слове мастер сказал, что это двадцать третья его персональная выставка, но такого теплого приема не было нигде. Даст Бог, эта встреча - не последняя.