Пожалуй, ни одна из тем последнего времени не вызывала такого социального резонанса, как проблема льгот. Точнее, - их замены денежными компенсациями. В правительстве, правда, предпочитают использовать другую формулировку и говорят об изменении порядка предоставления и финансирования льгот. Но народ эти тонкости поначалу не осознал, из-за чего и пришел в изрядное возбуждение. Теперь, по мере разъяснения властью своих предполагаемых шагов и их мотивов страхов стало вроде бы поменьше, но вопросы еще остаются.
И первый из этих вопросов - кто и зачем придумал заменять льготы денежными выплатами? Ответ очевиден - впервые предложение о монетизации льгот, или о замене их денежными выплатами прозвучал на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития в марте текущего года. Выдвинул его министр финансов Алексей Кудрин, ведомство которого подготовило и все необходимые для такой замены расчеты. Кудрин предложил и формулу замены льгот: льготы отменяются, а вместо них устанавливаются компенсации. Была разработана и нормативная база такой замены - еще в 2003 г. принят закон, перераспределивший полномочия при установлении льгот между федеральной властью и регионами...
Однако с самого начала было очевидно, что столь быстрое и упрощенное решение такой острой проблемы может вызвать серьезный рост напряженности в обществе, породить в нем новые протестные настроения. Поэтому разработка механизма монетизации льгот была передана Министерству здравоохранения и социального развития, которое изменило саму идеологию монетизации. Вместо первоначально заявленной отмены льгот было предложено изменение порядка их предоставления и финансирования. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов не раз подчеркивал принципиальное условие объявленных преобразований: льготы не потеряет никто.
Вопрос второй - почему понадобилось заменять льготы на деньги? Ответ прост. Льготы - признак бедности государства. И поскольку оно не способно обеспечить гражданам пристойный уровень доходов, компенсируется недоплаченное в этом случае предоставлением натуральных льгот - этаким суррогатом истинной зарплаты или пенсии. Причем чем меньше уровень денежных доходов, тем выше объем предоставляемых (а чаще декларируемых) льгот. Не случайно, например, в более богатом Советском Союзе по льготным основаниям выходил на пенсию каждый пятый пенсионер. А в более бедной России переходного периода - каждый третий. Да и в целом из 146 миллионов российского населения 103 миллиона сегодня - льготники. Среди них 32 миллиона пенсионеров.
Поэтому как только экономическая ситуация в России начала стабилизироваться, наметились устойчивые тенденции экономического подъема, одной из первых задач власти стало повышения уровня доходов населения. А одной из форм этого должна стать реальная оценка стоимости натуральных льгот и постепенный перевод их в форму денежных доходов населения. Ведь в мире, как правило, не знают понятия "льгота" - вместо нее у людей есть высокая зарплата и достойная пенсия...
Вопрос третий - почему на первых порах были названы мизерные, вызвавшие общее возмущение суммы компенсации и лишь потом была произведена их реальная дооценка? Дело в том, что под существующую систему льгот в Минфине имелись финансовые нормативы, сохранявшиеся без существенных изменений на протяжении десятилетий. Так, 100 литров бензина, полагавшиеся в качестве льготы Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда и приравненным к ним, оценивались по этим нормативам... в 20 рублей. По 20 копеек за литр бензин стоил только в Советском Союзе, да и то где-то в конце 70 - начале 80-х годов прошлого века! Понятно, что при нормативах такой давности все льготы Героев тянули всего на 795 рублей. И ни один нормальный Герой, по справедливому замечанию Героя России Сергея Шойгу, на такую замену не согласился бы...
Поэтому Министерству здравоохранения и социального развития пришлось провести серьезную переоценку финансового эквивалента льгот. В итоге, размеры денежных компенсаций для всех категорий решительно возросли. Так, Героям сегодня предлагается в качестве замены натуральных льгот 3,5 тыс. рублей, инвалидам войны - 2 тысячи, участникам ВОВ - 1,5 тыс. рублей. В 1,4 тыс. рублей оцениваются льготы инвалидов первой группы, в тысячу - второй, в 800 рублей - третей. Значительную прибавку - по тысяче рублей - получат и дети-инвалиды и инвалиды детства. Это составляет 98 процентов от размера их пенсий. При этом соответствующие льготы будут выплачиваться вместе с пенсией и индексироваться по тем же нормам, что и она, т.е. будут защищены от инфляции. Предлагаемый ныне размер компенсации, в целом, более справедлив и выгоден для пенсионеров, чем первоначально предлагавшийся.
Четвертый вопрос - будет ли предоставлено льготникам обещанное ранее право выбирать себе или льготы, или денежную компенсацию? Да, право выбора предоставлено будет. Но будут изменены стартовые условия такого выбора: если первоначально, когда размеры денежных компенсаций были занижены, предполагалось сохранить за пенсионерами льготы и предоставить им право на замену их деньгами, то теперь первоначально все граждане получат денежную компенсацию. Но при желании могут полностью или частично заменить ее на натуральные льготы. Зачем это делается? По соображениям организации бюджетного процесса. Деньги надо предварительно завести в бюджет, а уж потом предоставить гражданам право выбирать - деньги или льготы. Иначе, если гражданин выбирает деньги, а в бюджете их нет, власть не сможет выполнить свои обязательства перед ним из-за отсутствия средств. Как не сможет и профинансировать натуральные льготы, если он их выберет: ведь оплачиваться они будут из того же источника, из тех же статей бюджета, что и денежные компенсации.
Вопрос пятый - а финансирование натуральных льгот? Что касается натуральных льгот, то оплачиваться они будут не по рыночной стоимости услуг, которые будут предоставляться льготникам. Уже продумана и отстраивается система льготного финансирования льготных услуг. Так, Минздравсоцразвития уже достиг договоренностей о централизованных закупках Российских железных дорог годовых проездных билетов для пенсионеров по льготным ценам. С производителями лекарственных препаратов есть договоренность об установлении фиксированных, неизменных в течение года отпускных цен на медикаменты, входящие в список жизненно важных препаратов. Предполагается использовать и систему скидок, медицинских полисов. Все это позволит держать под контролем и вторую из важнейших льгот - лекарственное обеспечение. Просматриваются и решения, способные навести порядок в санаторно-курортном обеспечении пенсионеров. Словом, все это потребует дополнительной работы, но решения уже найдены.
Вопрос шестой - как быть в тех случаях, когда потребность в лекарственной помощи не будет покрываться денежной компенсацией? В таких случаях льготополучатели будут пользоваться поддержкой по линии адресных социальных программ, через систему обязательного медицинского страхования. Таким образом, наконец, удастся выявить тех, кто действительно нуждается в адресной социальной поддержке и начать оказывать им реальную помощь. Среди 32 миллионов пенсионеров по прогнозу М. Зурабова таких будет 3-4 миллиона. И с ними предстоит вести адресную работу.
Седьмой вопрос - что будет со льготами таких категорий, как ветераны труда, труженики тыла и другие, кто не вошел в зону ответственности федеральной власти? За них будут отвечать регионы. И они могут оставить своим опекаемым как натуральные льготы, так и произвести их реформирование по образцу действий федеральной власти. Поэтому, например, страхи большинства московских пенсионеров необоснованны - те льготы, за будущее которых они опасаются, зависят только от московских властей и никак не связаны с решениями федеральной власти.
И последнее - много тревог у пенсионеров связано с жилищно-коммунальными льготами. Спешим еще раз успокоить: их система изменена, как минимум, в 2005 году не будет. Президент Владимир Путин это подчеркнул особо, заслушивая предложения правительства. А будут ли вообще затронуты - это уже зависит от того, как заработает новый механизм льготирования в 2005 году.