Прошедшая зима стала тяжелым испытанием для автомобильных дорог и автомобилистов. И особенно остро мы это ощутили весной, когда асфальт буквально вспучивался, преграждая путь машине, а в некоторых местах покрытие из асфальта образовало колеи - почти как на проселках. Это если говорить о дорогах между городами. В одно мгновение «рухнули» они и внутри населенных пунктов, даже там, где были еще ничего.
Вот почему глава администрации В.Коркин принял решение, не дожидаясь, когда поступят средства от Территориального дорожного фонда (эти деньги предназначены для восстановления транзитных дорог и улиц Александрова, Струнина, Карабанова и Балакирева), начать ремонт за счет средств александровского бюджета. На сегодня объем выделенных средств превысил 4 миллиона рублей. Больше того, на июльское заседание Совета народных депутатов вынесен вопрос об уточнении бюджета, чтобы администрация имела возможность направить на эти цели дополнительные средства.
Ну, а что областной департамент транспорта и дорожного хозяйства?
В том виде, какой он сейчас имеет, этот орган исполнительной власти пребывает всего два года. Тем не менее, сделано достаточно. Например, из всех субъектов федерации России только во Владимирской области принят закон об организации пассажирских перевозок. И, возможно, в немалой степени благодаря этому областному нормативному акту и в Александрове начали забывать, что такое долгое ожидание автобуса, как будто мы теперь живем в другой стране.
Правда, пока не решена проблема перевозок льготников. Но грядущие преобразования в этой сфере, в основу которых кладется монетарный принцип расчетов, внесет окончательную ясность. Вместо мнимых льгот ветераны войны и труда, инвалиды и пенсионеры получат реальные деньги, а пассажирским перевозчикам не придется месяцами ждать компенсаций бюджета за так называемые выпадающие доходы.
Еще недавно из-за задержек бюджетных денег частные пассажирские перевозчики даже объявляли забастовку («Деловой Александров» об этом писал). Потом, строго следуя областному закону и правилам организации конкурсов пассажирских перевозчиков, напряженность удалось снять. Ну а после перехода на новую систему компенсаций, скорее всего, удастся забыть и об этих трудностях. Мнение В.Аникина на этот счет однозначное: новая система денежных расчетов за льготы пойдет на пользу пассажирским перевозчикам и самим пассажирам.
Впрочем, пока остается открытым вопрос льгот для военных, работников милиции, прокуратуры. Как правило местные органы власти за предоставленные льготы ничего не получают от этих организаций, хотя вопрос ставится даже на федеральном уровне.
Специально остановился Владимир Иванович и на обновлении парка автобусов. Департамент ищет варианты решения этой проблемы на прямых договорных отношениях с предприятиями-изготовителями. У нас же в Александрове с некоторых пор удалось подтолкнуть частных перевозчиков к лучшему сотрудничеству с местной властью. В результате возросла сумма налогов в местный бюджет. И теперь Александровское АТП даже сумело приобрести в лизинг два новых автобуса, поскольку компенсации стали регулярными и своевременными.
Ставится вопрос о повышении тарифа на автобусные перевозки. В среднем по области себестоимость перевозки одного пассажира городского транспорта составляет примерно 4-90 (а билет на одну поездку в автобусе - стоит 4-50). Другими словами: проблема назрела. Но пока социальная напряженность такова, что ее решение отложено до лучших времен.
Мы говорили также о регулировании перевозок, чтобы непременно был соблюден принцип социальной справедливости. Не виноваты жители какой-нибудь дальней деревни, в которой два-три дома, что автобусное движение не приносит выгоды. То же можно сказать и о каких-то малопривлекательных городских микрорайонах. Приходится учитывать эти факторы при организации конкурсов пассажирских перевозок. И многое удастся лучше отрегулировать после перевода Александровского АТП из областной - в муниципальную собственность. По крайней мере, такая надежда есть.
Похожие трудности и в других городах. Сейчас над ними ломают головы лучшие специалисты-транспортники Владимирщины. Но окончательного решения пока не найдено. Хотя губернатор склонен поступить именно так: передать имущество госпредприятий, которые в последнее время финансировались, главным образом, из местных бюджетов, в эти самые муниципальные образования.
Главная же тема нашей беседы (диалога власти и населения, интересы которого в данном случае представляли журналисты) – это дороги. Почему они так и не стали лучше?
Одна из причин, названных В.Аникиным, бесконечные реорганизации отрасли, следующие через два-три года. Сейчас, по мнению Владимира Ивановича, федеральная структура, объединившая в себе множество ранее самостоятельных министерств, очень трудно управляется. Как следствие, финансовые потоки регулируются не всегда разумно. В настоящее время Россия находится на пороге преобразований, когда на ремонт и поддержание дорог будут направляться известный всем транспортный налог, да плюс к нему - земельный налог.
- Как мы просили дополнить эти два налога еще и налогом на пользователей автодорог?! – говорит В. Аникин. – Потому что вновь введенные законодательные акты сразу работать не будут, для этого требуется время. К сожалению, нас не послушали.
И теперь мы живем во время очередного переходного периода. Это когда планы ремонта и содержания дорог – из-за нехватки средств - исполняются весьма приблизительно. Если говорить об областных показателях, то они едва достигли 40%, а округ Александров располагает еще меньшими средствами – 32% (ниже наполнение только еще в двух муниципальных образованиях). Если же ориентироваться на годовую потребность в средствах, она исполняется только на 15%. Особенно плохо собирается земельный налог. В целом по области этот показатель равен 14%, а по нашему округу он еще ниже - только 9%.
Тут требуется пояснение. Сейчас эти налоги поступают сначала в регионы, а субъекты федерации, в том числе и наша Владимирская область, уже получают перераспределенные средства. Но с будущего года каждое муниципальное образование останется один на один со своими нуждами: сколько соберем в округе Александров налогов, так и жить будем!.. Сегодня же нам пока еще достается больше, чем положено. Но это время безвозвратно уходит…
Чтобы не оказаться в тяжелом положении уже завтра, надо в спешном порядке найти механизм, как полнее изымать эти налоги. Надо быстрее завершить работу по формированию налоговой базы, передать ее в налоговые органы. А потом еще и дойти до каждого пользователя, чтобы собрать эти деньги. Работы много!..
Что из себя представляет областная дорожная сеть? Это 5.200 километров дорог (в основном, твердого покрытия). На их текущий ремонт и содержание сейчас направляется (исходя их средств, которые имеет на эти цели Владимирская область) – 73 тысячи рублей в расчете на каждый километр. В Александрове протяженность дорог – 20 км. То есть, нашему городу положено 1,4 миллиона рублей. И тогда дороги будут такими, какие они есть сейчас, не лучше, но и не хуже.
Но наш округ отстает от областных показателей примерно вдвое! Значит, и дороги будут в 2 раза хуже, чем те, по которым мы ездим сегодня. Хотя мнение автомобилистов известно: хуже уже некуда! На дворе середина июля, а по некоторым улицам без слез не проедешь.
- К сожалению, - сказал В.Аникин, завершая встречу с журналистами, - тяжелое положение не только в округе Александров. Это болезненный вопрос для всей области, даже для всей Федерации. Не случайно на известном совещании о развитии транспорта, которое 29 апреля проводил во Владимире Полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Г.Полтавченко, все губернаторы, как один, заявляли об этой важной проблеме – проблеме плохих дорог и недостаточного финансирования их ремонта и содержания.
…В этот день мы говорили о многом. Но, конечно, все вопросы вращались вокруг транспорта и дорог. В заключение глава администрации В.Коркин в присутствии журналистов еще раз обратился к В.Аникину с просьбой - ускорить поступление предусмотренных Территориальным дорожным фондом средств, около 3-х миллионов рублей. Чтобы быстрее профинансировать те работы, которые уже выполнены александровскими дорожными организациями. На том и расстались. Даже за то, что мы сегодня имеем – кое-где ремонт проведен, еще не уплачено…
В.ДЕМЬЯНЕНКО.
Фото Ю.САЛКИНА.