Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1-го класса бегло читает, то он успевает по всем предметам. И – наоборот.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.
Дисграфия - нарушение письма - составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. У таких детей обнаруживаются почти все дефекты письма: плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы. Но есть и особенные, специфические ошибки: повторяющиеся замены букв по сходству их произношения, искажения слов по акустическим свойствам, пропуски гласных (как под ударением, так и в безударном положении), пропуски согласных (особенно при стечении согласных), перестановки букв, недописывание слов, вставка лишних букв в словах, раздельное написание частей одного слова и слитное написание нескольких слов, замены букв по графическому сходству, ошибки при согласовании слов в предложении, пропуски предлогов и многие другие ошибки.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванные личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле, в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины. В настоящее время установлено, что нарушение письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. У дисграфиков часто устная речь бывает фонетически правильной, но при обследовании выясняется, что дети плохо дифференцируют свистящие и шипящие, звонкие и глухие звуки, затрудняются при анализе слова, не могут выделить заданный звук, не могут назвать правильное количество слов в предложении и т.д.
Что же делать? Необходимо посоветоваться с логопедом, проверить состояние речи и фонематического слуха ребенка. Если ребенок собирается в 1-й класс, родители должны обязательно предупредить учителя о тех нарушениях речи и звукопроизношения, которые были замечены у ребенка до школы. Выясните, может ли ребенок выделить ударный гласный в начале слова, назвать первый или последний звук в слове, может ли повторить правильно слоговой ряд, может ли из предложенных вами звуков составить слово, проверьте, насколько широк словарный запас вашего ребенка и уровень связной речи.
Н.БАБАЕВА,
логопед.