В 1594 году царь Федор Иоаннович повелел и патриарх Иов благословил строительство деревянной церкви во имя Рождества Богородицы в государевом селе Игнатьеве, приход села Бакшеево. Необычной оказалась новая церковь троекратно из нее исчезала икона, посвященная Рождеству Богородицы, и находили ее в пустынном лесном урочище "Псковитино Раменье" на берегу болота, в честь иконы прозванного Богородицким. Вот как летопись Лукьяновой пустыни излагала это необычное явление: "В один из дней священник Григорий входит в выстроенную им церковь для обычного богослужения и не видит в ней храмозданной (храмовой) иконы Рождества Богоматери. Ужаснулся священник и в великой печали оповестил о сем своим прихожанам. Обыватели села Игнатьева сошлись, и, удостоверясь о исчезновении иконы, недоумевали: что сие значит? как мог образ скрыться? Стали повсюду в окрестностях своего селения искать, но нигде не могли найти. Однажды некий из этих прихожан пошел в близ того села росший лес и, отошедши поприща две (видимо, две версты - В.Б.), пришел к урочищу, нарицавшемуся Псковитиново-Рамень, и тут исполнилось его намерение: явилась ему икона стоящею в воздухе на месте, где ныне Лукианова пустынь. Прихожанин от страха пал на землю в усердной молитве пред дивным явлением иконы Богоматери, и затем поспешил в село Игнатьево, где повестил о виденном священнику Григорию и прихожанам". Священник и прихожане поспешили к указанному месту, увидели икону, пали перед ней молясь, а затем бережно отнесли святыню в ее церковь.
Троекратное исчезновение иконы удручало молящихся. Посоветовавшись со своими прихожанами, отправился священник в Москву, чтобы рассказать патриарху Иову о таком дивном событии, и попросил разрешения перенести церковь на то место, где являлась храмовая икона. Патриарх благословил. Церковь разобрали, перенесли на Псковитино-Рамень; на ее месте в селении поставили часовню. Переселился в Псковитино Раменье и священник Григорий. Но не долго священствовал он на новом месте: на нашу землю пришли польско-литовские интервенты. Церковь была разграблена и запустела. Про нее как бы и забыли в годы смуты и лихолетья. Да и священник Григорий неизвестно куда исчез.
О пустующем храме, разоренном и обветшалом, узнал послушник угличских обителей Иларион, когда пришел на житие на александровскую землю в 1640 году; привлек его сюда интерес к иконе пресвятой Богородицы, чудесным образом оставшейся целой и невредимой среди храмовой разрухи. Вслед за Иларионом стали к запустелому храму для пустынного духовного жительства собираться иноки, старцы, священники, боголюбивые слобожане. Иларион был пострижен с иноческим именем Лукиан. Пустынножители общими усилиями обновили ветхий храм, заготовили лес, получили благословение от патриарха Иосифа I на учреждение новой обители для иноков. Но... вдруг местные жители, подстрекаемые московским архимандритом Иосифом, который между Старой и Александровой Слободами восстановил тоже для иноческого пустынножительства разоренный интервентами Симеоновский монастырь, стали изгонять Лукиана с избранного им места. Возможно, Иосиф позавидовал Лукиану в успешном устроении обители. Храм разорили, бревна растащили, братию разогнали. А на Лукиана окрестные жители наложили оковы, отправили в Москву, где пустьнностроителя оклеветали в нечестной жизни. Патриарх приказал заключить его в Чудов монастырь и определить на черную работу. Гонения на Лукиана не прекратились, когда его, как опытного и духовно-нравственного священника избрали настоятелем в Спасский монастырь на Пинегу: зависть людская и здесь настигла этого достойного и смиренного боголюбца, изгнали его обратно. Лукиан снова было вернулся к своему родному храму Рождества Пресвятой Богородицы, но опять был изгнан. Пришлось удалиться на прежнюю черную работу в Чудов монастырь.
Но на александровской земле нашлись и достойные доброжелатели Лукиана. Исходатайствовали они в 1648 году у царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа разрешение "старый храм разобрать для нового, на той патриаршей земле лес рубить и в том лесу воздвигнуть новый храм во имя Рождества Богородицы" (уже 4-й!!!). Храм был построен в 1649 году и благодаря ходатайству Лукиану разрешили при нем священствовать; а в августе 1650 года ему была дана от патриарха благословенная грамота на священство и устроение обители. Так, на третий раз, завершилось основание святой обители во имя Рождества Богородицы в 12 верстах от Александровой Слободы; названа она Богородицкой, а по основателю - Лукиановой пустыней.
Какими же достопримечательностями привлекала православный люд новая обитель? Конечно, главной святыней Лукьяновой пустыни на долгие годы была явленная чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы. Написана она была на новгородской земле не позднее 16 века, в 1843 году обложена окладом и ризою старанием александровских купцов И.Ф. Баранова и П.С. Зубова. По сказанию пустынной летописи известны более десятка чудес, приписываемых иконе, не считая таинств ее явления.
21 сентября особенно торжественный день в Лукиановой пустыни. Сюда на праздник Рождества Пресвятой Богородицы стекалось множество паломников из дальних и ближних мест для лицезрения чудодейственной иконы. Особенно чтима она была александровцами - ведь по преданию икона спасла жителей Александровой Слободы от мора в жестокий 1654 год, когда Лукиан принес икону в Слободу для освящения Успенской церкви в учрежденной им слободской женской иноческой обители. Позже стало обязательной священной традицией ежегодно совершать крестный ход с иконой в шестое воскресенье от первого дня Пасхи. С этим днем благодаря чудотворной иконе связывают прекращение в Александровой Слободе в 1771 году эпидемии чумы. В честь этого события на бывшем Шерстном враге на месте погребения умерших от чумы александровцев была устроена часовня Всемилостивейшего Спаса, именно эта часовня и место захоронения были завершением пасхального крестного хода.
Было сделано три списка с иконы Рождества Богородицы, сама икона после революционных потрясений и закрытия обители исчезла с александровской земли.
На столетия и многие десятилетия не менее притягательным местом в пустыне была часовня над могилой создателя обители. В годы лихолетья гроб с мощами преподобного Лукиана пришлось изъять из разрушенной часовни и сейчас он находится в восстановленном храме Богоявления. Это сейчас главная святыня обители, да и нашей александровской земли.
Как предсказал преподобный Лукиан, обитель его часто посещалась царями и богатыми вкладчиками. Царь Федор Алексеевич наделил ее землями в 2630 десятин, при Петре I был воздвигнут каменный собор на месте старого деревянного храма Рождества Богородицы. Богатела и расцветала обитель... Но с 1917 года надолго для нее наступили черные времена. Но, как птица Феникс, одной из первых на нашей земле в 1991 году ожила Лукианова обитель. Медленно, но верно идет ее восстановление. Любовно воссоздан храм Богоявления, где покоятся мощи преподобного. Должна вернуться на свое избранное свыше место и икона Рождества Пресвятые Богородицы - лукъяновская и наша общая александровская святыня. Достойны ли мы ее возвращения? Будем надеяться на чудо!