Каждый год удивляюсь, на что рассчитывают педагоги, когда всеми правдами и неправдами "делают" медалистов. На то, что "утечки информации" на сей раз не произойдет? Или они вообще не задумываются о том, что "посеяли", - "разумное, доброе, вечное" или лицемерное и преходящее?
Об очередной "золотой лихорадке" рассказывают обычно сами выпускники, хотя их и предупреждают, чтобы держали язык за зубами. На этот раз "запретной темой" стало то, что темы сочинений огласили претендентам на "золото" за 2-3 дня до экзаменов. Просто собрали будущих медалистов в школе (во всяком случае, мне известно о двух) и открыли им "страшную тайну". А дальше, как говорится, дело техники. Пиши сочинение сам или "заказывай" кому-нибудь, согласовывай качество с учителем. А на самом экзамене просто аккуратно переписывай с черновика на чистовик. Благо для черновиков были заранее выданы даже экзаменационные листы с печатями.
Справедливости ради надо заметить, что не все претенденты на "золото" справились с заданием, даже имея такую фору. Некоторые выпускники метались по городу в поисках того, кто сможет помочь в написании сочинения.
- Я написала сама, принесла на проверку учителю, - рассказывает одна из девушек, - а она сказала, что сочинение "троечное" и что если я до сих пор не научилась их писать, то теперь уже поздно.
Что ж, с подобным мнением учителя трудно не согласиться. Только вот почему же учительница этому не научила? И что ответить этой девушке, которая со слезами на глазах недоуменно спросила у меня: "Почему же она всегда ставила мне за сочинение пятерки? Если бы она ставила тройки, я бы знала, чего стою на самом деле..."
Что тут ответить? Я не раз писала о том, что, завышая оценки, учителя оказывают ученикам медвежью услугу. Практика показывает, что от школьной оценки надо отнимать 2 балла, чтобы узнать свою истинную цену. А чего же ждать во время вступительных экзаменов в ВУЗ? Там никто не постелет соломки в виде заранее написанного текста, не позволит во время экзаменов пользоваться текстами художественных произведений.
Есть и другие неприятные стороны у "золотой лихорадки". Дело в том, что одним претендентам на "золото" учителя всеми силами помогают, а других почему-то "бросают", в результате чего они переходят в разряд "серебряных". Как известно, на "золото" сочинения нужно посылать в область, а оттуда (бывало и такое) могут его вернуть, поставив заслуженную тройку. Что касается "серебра", тут все проще - судьба медалиста решается на месте.
Трагедии возникают оттого, что ребята не в силах понять, почему они вдруг становятся "изгоями", почему одного продолжают "тянуть" на золотую медаль, а другого предоставляют самому себе. Крайне болезненно это обстоятельство воспринимается и родителями, для которых свои дети всегда лучше всех, к тому же они тоже обманываются теми липовыми пятерками, которые ставили их чадам. Это порождает всякие домыслы: учителя, мол, охотнее помогают тем ученикам, у которых более платежеспособные родители.
Рассказывают, что в одной из школ рыдали две претендентки на золотую медаль - одна потому, что ей не помогли, а другая потому, что помогли "за спонсорскую помощь" родителей". Второй было очень стыдно перед ребятами, она не хотела этой золотой медали такой ценой А учителя почему-то не учитывают того, что в школе дети смотрят друг другу в глаза. Поверьте, начинать жизнь со лжи - очень неприятно.
Пишут, что со следующего года медали перестанут быть "льготными" при поступлении в ВУЗы. Может быть, хоть это заставит родителей и педагогов здраво взглянуть на вещи? Может быть, вернуть ребятам возможность на честную оценку знаний. "Золотая лихорадка" - это ведь болезнь взрослых, а не детей. Неужели не жалко заражать их своими пороками?