В соответствии с утвержденным губернатором графиком ответственные работники департаментов, управлений администрации области проводят деловые встречи в муниципальных образованиях области. В рамках этих встреч в округе Александров побывал недавно директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Иванович АНИКИН. В числе прочих состоялась и встреча В.И. Аникина с журналистами.
Особенно проблемными на сегодня являются приходящие в негодность дороги, что наблюдается далеко не только в округе Александров, а и по всей области. Об этом известно нашим читателям, поэтому считаем важным познакомить их с мнением компетентного лица, которому больше, чем многим другим, известно, почему сложилась такая ситуация с состоянием дорог.
- За последние пять лет что ни год, так реорганизация. Министерство транспорта теперь объединяет все виды транспорта, а поэтому достаточно трудно управляемо, поэтому нередко предпочтение при финансировании отдается не автомобильному транспорту, а, например, решается строить дорогостоящие порты. Пока еще не отменен закон о дорожных фондах в Российской Федерации, однако в 2001 федеральный дорожный фонд ушел в небытие. Дороги на содержание федеральных дорог предусматриваются Федеральным бюджетом.
В Правительстве посчитали непопулярным и отменили налог на пользователей дорог, который формировал где-то 89-90% всех дорожных территориальных фондов. Долго мы воевали за него, но наши предложения не были приняты - не хватило всего 5 голосов депутатов Госдумы. Дали нам взамен акцизы на горюче-смазочные материалы - 50% от сбора, транспортный и земельный налоги и долги по налогу на пользователей дорог. Сейчас вот эти источники и формируют доходную часть территориального дорожного фонда.
Но вновь введенные законы не начинают сразу работать. Зная это, мы просили оставить временно хотя бы 0,5% транспортного налога, но нас, к сожалению, не послушали. Земельный налог, между тем, еще работает плохо, так как до сих пор нет кадастров, нет оценки земли и прочее. Многие перешли на аренду земли, а этот налог в территориальный дорожный фонд не поступает. Для сбора транспортного налога до сих пор не было базы и ушло очень много времени, чтобы ее создать.
В результате прогнозную величину налогов мы не собрали в силу вполне объективных обстоятельств. По акцизам, например, не было четко определено, как же будет этот налог собираться, кто его будет платить. Планировали около 1 миллиарда с небольшим, внесли коррективы и осталось около 800 миллионов. А исполнение оказалось примерно на 50 миллионов. Это по прошлому году. По 2004 году мы спланировали бюджет территориального дорожного фонда в 1 миллиард 55 миллионов, в том числе транспортный налог должен составить 270 миллионов рублей, акцизы - 377 миллионов и земельный налог 307 миллионов.
Определились по акцизам - платить их будут не только нефтеперегонные предприятия, но и те, кто торгует горюче-смазочными материалами. Так как оплата этого налога идет через федеральное казначейство, его мы скорее всего получим. Но ситуация по сборам наших налогов - транспортного, земельного - плохая. За первое полугодие собрано этих налогов на 40% от ожидаемого, а от годового - только 18%.
А поэтому мы не можем развернуть планируемый объем работ по ремонту дорог, выполнять объемные работы, готовиться к зиме.
По округу Александров собираемость налогов такая: за первое полугодие по земельному и транспортному налогу вместе - 32%, ниже нас только два района. От годового плана - это всего 15%. Если взять отдельно земельный налог, то дело еще хуже - 9% от годового плана. Хуже только в трех муниципальных образованиях. То есть вы просите деньги на ремонт дорог, а налог-то не собираете, департамент, перераспределяя средства, выделяет вам деньги авансом.
Между тем на будущий год будет принят закон о передаче земельного налога из регионов в муниципальные образования, и просить у области какого-либо перераспределения средств уже будет невозможно: сколько собрали, столько и тратьте. Так что состояние ваших дорог будет зависеть от вас самих, от вашего умения собрать налоги. Надо, чтобы ваши землеустроители быстрее разворачивались, готовили документацию для создания налоговой базы, надо финансировать эти работы. Иначе останетесь без денег.
Где-то в 2000 году на дорожное строительство от валового продукта в России тратилось 2,9%. В 2003 - 1,45%. Не удивительно, что состояние дорог в Российской Федерации, во Владимирской области, в том числе в округе Александров, - вопрос очень болезненный. Не случайно когда Полтавченко проводил у нас недавно совещание, с участием губернаторов 18 регионов, все в один голос сказали - дороги-то становятся все хуже. Отменили один налог, не предложив взамен что-то равноценное, и вот результат. Давайте что-то делать. От имени участников этого совещания было предложено подготовить аргументированный материал для президента. Кроме того в апреле приезжали к нам, в центральный округ (5 областей) представители главного контрольного управление президента РФ. Состояние дорог, источники финансирования - тема их исследования. Цель - заострить эту проблему в администрации президента. В итоге подготовлена объективная справка. Будем надеяться на то, что реакция будет адекватной.
До конца не решен вопрос о существовании закона о дорожных фондах Российской Федерации. С принятием закона об административной реформе он теряет силу, а значит, "окрашенных" денег, которые можно потратить только на дороги, не будет, все пойдут в бюджет муниципального образования. Куда они будут израсходованы, не останутся ли дороги в стороне от денег? А кто будет заключать договора, заказывать проектную документацию? Как будет осуществляться управляемость после того, как все это раздробим по регионам?.. Вопросов возникает очень много - ответов пока нет.
Чтобы не потерять управляемость, не создавать дополнительные службы, не дробить силы, мы, очевидно, будем рекомендовать муниципалитетам отдавать дороги по договорам в оперативное управление государственному учреждению автомобильных дорог.
***
Из вопросов, касающихся пассажирских перевозок, наверно, наиболее интересен - о льготах на проезд в свете широко обсуждаемой проблемы замены льгот на деньги.
- Для транспортников, естественно, важнее получить деньги, а не компенсацию за перевозку льготников. Но вопросов при этом возникает немало. Например, сколько поездок на каждого льготника заложить? Или почему мы бесплатно возим депутатов, милиционеров, прокуроров и так далее. Неужели они самые низкооплачиваемые люди? Если уж соответствующие ведомства внесли их в категорию льготников, то пусть бы эти ведомства и заложили в свои бюджеты средства и компенсировали транспортникам затраты.
Обсуждение соответствующего документа о замете льгот на деньги прошло пока только в первом чтении, поэтому однозначно пока сказать нельзя, но скорее всего льгота на пассажирские перевозки будет заменена на денежные компенсации.
-- В 2000 году на дорожное строительство от валового продукта в России тратилось 2,9%. В 2003 году - 1,45%.