Великая монгольская империя не имела своих городов, предпочитая вечное кочевье оседлости. Населенцы округа Александров, вроде бы имея стационарное жилье и легитимность проживания в нем, почти поголовно подвержены кочевому образу жизни. Но, следуя в струе прогресса, жители нашего скитай-города вместо лошадей чаще всего используют электрички. Не смея голословно утверждать, тем не менее, смею предположить, что если одну треть своей жизни люди тратят на сон, то многие из них еще одну треть тратят на вынужденные поездки. Причины поездок александровцев очевидны — необеспеченность округа достойными местами работы с достойной зарплатой.
Как и любое, пусть и временное организованное сообщество, ездоки при этом вынуждены следовать определенным правилам поведения. Ну, например, даже при отсутствии большого количества пассажиров при подаче электропоезда к платформе, толкаться у дверей, чтобы потом, гордо заняв место у окошка, оглядывать аналогичные почетные, но при этом пустующие места. Или, наоборот, при битком набитом вагоне, проигнорировать занявшего спящим телом не менее трех мест какого-нибудь непереносимого вида бомжа.
Торговцы в вагонах — это отдельная песня. В древние времена таких разносчиков называли маклаками или офенями. Путешествующие вынуждены их терпеть так же, как и бомжей. Как таковая торговля в электричках запрещена. О чем свидетельствуют соответствующие надписи на стенках вагонов, наполовину заклеенные рекламой и эпизодические невнятные предупреждения по громкой связи. Типа: “Уважаемые пассажиры, несанкционированная торговля в пригородных электропоездах подпадает под действие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации о незаконном предпринимательстве. Наказание, предусмотренное за несанкционированную торговлю, — штраф в размере 50 минимальных окладов или лишение свободы до трех лет”. Но настойчивость зачастую скороспелых российских законов компенсируется, обычно, необязательностью их исполнения. На подобные объявления внимания обращается столько же, сколько на таблички в тамбуре о запрете курения. Торгаши чувствуют себя вольготно по всем направлениям пригородных железных дорог.
К вашим услугам нескончаемый поток настырных предложений. Магазин “1000 мелочей” на колесах. Чаще всего один и тот же товар двое идущих друг за другом продавцов не предлагают, это гарантирует своеобразная торговая этика. Зубные щетки, лечебные мази и кремы, батарейки, стеклорезы, аудио и видеокассеты, шоколадки, пиво, арахис — все это можно приобрести, не вставая со скамейки.
Чем необычнее способ рекламы, тем больше шансов, что товар будет раскуплен. В районе Хотьково в электричке появляется довольно молодой человек, предлагающий “свежее, прохладненькое, вкусненькое сергиево-посадское мороженое, только что из печки”. Неизменная доброжелательность со стороны пассажиров и неплохая раскупаемость товара ему всегда гарантирована. Еще один продавец объявляет свой ассортимент так: “Пиво, орехи, кальмарики-кошмарики”. Нередко пассажиры с любопытством интересуются, что это за “кошмарики” такие, а заодно и прикупают что-нибудь. Одна потрепанного возраста мадам рекламирует схожий товар рифмами-загогулинами: “Покупайте пиво свежего янтарного разлива. Пейте пиво пенное — будет здоровье отменное”.
Привлечь внимание к своему товару можно и другим способом. Привлекательность товара иногда заложена в его свойствах. Один из неомаклаков предлагает воздушные шарики различных конфигураций и размеров. В каждом из вагонов он надувает шарик, после чего “отпускает его в народ”. При этом шарик, с диким визгом, будя спящих и пугая нервных, устремляется в середину вагона.
Не менее шумливы вагонные песняры. Репертуар их бездонен, инструменты разнятся. Помимо нередких гитар и гармошек, попадаются и банджо, и саксафон, и мобильный синтезатор, и гусли. Обычно исполняют что-то жалостливое, но в традициях, заложенных еще дореволюционными ходоками по вагонам. Чаще всего голосят что-то из репертуара группы “Ненси”, Александра Розенбаума, изредка вспоминают творчество бардов и кээспешников.
Раздражают попрошайки, собирающие деньги для ребенка-инвалида или на украденный билет до родной Пендюревки. Причем довольно длительное время. Доверия к таким людям лично у меня нет. Подорвали братья-журналисты, регулярно и массированно выплескивающие массу публикаций о сомнительности правдивости таких рассказов. Но свой процент, тем не менее, мнимые калеки все равно имеют.
Как же бороться со всеми этими нарушителями спокойствия? И как улучшить комфортабельность проезда пассажиров электричек? Есть несколько вариантов. Уменьшить ширину лавок и увеличить ширину внутривагонного прохода — тогда пассажиров не будут задевать обширные сумки проносимого мимо товара. В середине каждой электрички разместить вагон-ресторан, одновременно введя запрет на проход по нему торговцев. Тогда торговцы будут вынуждены сократить район своего обхода в половину. Контролерам-ревизорам установить таксу для проезда каждого торговца. Причем не в размере двадцатки, обычно взимаемой в качестве негласного штрафа с рядовых пассажиров, а в несколько раз больше. Может, железная дорога в целом от этого не выиграет, но зато ревизоры станут тучнее и добрее к основной пассажиромассе.
Ну а пока собирайтесь в дорогу и запасайтесь валерьянкой и пустырником.