Вопрос. Что делать, если МП «Жилищный трест» не исполняет надлежащим образом свои обязательства и нарушает наши права?
Ответ. По ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом. Нужно подать исковое заявление по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика. При подаче подобного иска гос. пошлину платить не нужно. Для эффективного отстаивания своих прав крайне желательно иметь договор коммунального обслуживания.
Вопрос. Как узнать, какие работы и услуги, в какие сроки должны быть оказаны мне, потребителю?
Ответ. Согласно Закону «О защите прав потребителей» и Правилам предоставления коммунальных услуг, они должны быть отражены в договоре обслуживания, который в обязательном порядке заключается между исполнителем и каждым из владельцев жилья.
Что это за договор обслуживания и зачем он нам нужен?
Согласно Закону «О защите прав потребителей» и Правилам предоставления коммунальных услуг, услуги гражданам (в том числе и коммунальные) оказываются в соответствии с договором, который заключается между исполнителем и потребителями услуг. В этом договоре в обязательном порядке должны быть четко отражены:
- права потребителя;
- обязанности и ответственность исполнителя;
- перечень оказываемых услуг;
- качество услуг (температура, давление и т.п.);
- режим (время, сроки и т.п.) предоставления услуг;
- нормативные объемы потребления (по каждому из предоставляемых ресурсов);
- порядок и сроки устранения неисправностей и аварий;
- установленные размеры и условия оплаты (как именно определяется ее величина, при каких условиях она снижается и т.п.);
- расчетный период и сроки внесения платежей.
По Гражданскому Кодексу РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг, меры к подготовке проекта и к заключению договоров на предоставление услуг обязан принимать исполнитель, в нашем случае – МП «Жилищный трест».
Этот договор необходим для того, чтобы потребитель (каждый житель города) знал, какие именно услуги ему должны быть оказаны, в какие сроки, как он может это проконтролировать, за что конкретно и сколько он должен платить, какими правами он обладает и как их отстоять.
Вопрос. Почему с нами никто не заключал договора коммунального обслуживания?
Ответ. Потому что МП «Жилищный трест» не заинтересовано в заключении такого договора. При заключении положенного по закону договора жильцам (потребителям) станет известно, какие права на получение услуг они имеют, какие именно услуги им должны быть оказаны и какие работы должны быть проведены, в какие конкретно сроки и что сколько стоит. Всем сразу же станет видно, что большая часть положенных по закону услуг не оказывается, большая часть работ – не проводится, а то, что делается, делается зачастую с грубыми нарушениями порядка исполнения, качества и сроков. Также у жителей возникнет целый ряд обоснованных вопросов по оплате.
Подобные договоры должны были быть заключены с каждым владельцем (собственником) жилья еще 10 (!) лет назад, в 1994 году, когда были приняты соответствующие законы и правила. Все организации подобные договоры с нами давным-давно заключили (Водоканал, Горгаз, Горэлектросеть, Электросвязь и прочие). Все, кроме МП «Жилищный трест».
Вероятно, на сегодня МП «Жилищный трест» - это единственная организация, которая не привела (и, судя по всему, не собирается приводить) свою деятельность в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Вопрос. Может ли ваш юридический отдел оказать нам помощь в отстаивании своих прав на получение качественных коммунальных услуг?
Ответ. Да, может.
Вопрос. Какие именно коммунальные услуги МП «Жилищный трест» обязано нам предоставлять?
Ответ. Требования и порядок обслуживания жилищного фонда определяются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Гос. комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N170. В них приведены виды работ, которые обязаны проводиться, и перечень услуг, которые должны быть оказаны. В частности, это техническое обслуживание жилищного фонда и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, включающие в себя:
- техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
- регулярные, общие и частичные, а также внеплановые осмотры жилых зданий и их инженерных систем с заданной периодичностью, с устранением дефектов и деформаций оборудования и зданий не позднее установленных сроков (1-5 суток), с обязательным отражением результатов осмотров и работ в соответствующих журналах и актах;
- подготовка зданий и инженерного оборудования к сезонной эксплуатации;
- текущий ремонт зданий и инженерного оборудования не реже раза в 3-5 лет (систем отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения и т.д.); продолжительность ремонта определяется по нормам на каждый вид ремонтных работ; опись ремонтных работ на каждое строение согласовывается с собственником жилищного фонда (жильцами или их выборными представителями), и результат работы принимается ими же по акту;
- капитальный ремонт (комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, в том числе модернизация оборудования и утепление жилых зданий и теплотрасс, комплексная замена внутриквартальных инженерных сетей, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды, и прочее);
- санитарное содержание, в том числе: регулярная уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями.
Дальше можно добавить: и прочее, прочее, прочее.
Мы понимаем, что для читателя все это звучит, как в сказке! Тем не менее, это так - эти услуги нам обязаны регулярно предоставлять, и главное – за все это мы уже платим! Видел ли кто-либо из граждан оказание этих услуг на самом деле?!
Вопрос. Раз нам не оказывают абсолютное большинство положенных услуг, то почему же с нас так много берут ежемесячно, в частности, за техническое обслуживание (ТО)?
Ответ. Можно лишь привести в качестве примера предлагаемую МП «Жилищный трест» расшифровку статей, составляющих, по мнению руководителей этого предприятия, техническое обслуживание:
- содержание руководителей, специалистов, служащих;
- содержание обслуживающего персонала общежитий (?!);
- содержание рабочих и т.п.;
- услуги связи, банка, командировочные расходы, затраты на канц. товары, вневедомственную охрану, инкассацию…
По закону, вместо списка тех, кого мы с вами содержим, должен быть перечень проводимых работ и услуг с указанием сметной стоимости на их проведение. Это организация обязана оказывать нам услуги за наши деньги, а отнюдь не мы обязаны кого-то содержать.
Р.МОРОЗОВ,
юрисконсульт
ООО «Дельта-М».