В начале текущего года наша редакция совместно с туристическим агентством "ПриВАТ-ТУР" проводила викторину "Знай свой край!". Ее победительницей стала жительница Александрова Ирина Ивановна Губенкова, выигравшая туристическую путевку.
Ответы Ирины Ивановны на вопросы викторины оказались настолько интересными, ее знания истории родного края настолько глубокими, что мы обещали некоторые из ответов опубликовать, что сегодня и делаем.
КАКОЙ ШЕДЕВР ИСКУССТВА МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ НАХОДИТСЯ В
ГОРОДЕ АЛЕКСАНДРОВЕ?
Каждый город - он, словно человек, имеет свою голову, сердце и трудолюбивые руки. Так вот сердце Александрова, гордость его - кремль белокаменный, уводящий нас далеко в историю и хранящий множество тайн. Человека всегда будет манить таинственность далекого прошлого. Слишком сильно желание познать это прошлое, разгадать какую-нибудь загадку через то, что дошло до нас сквозь столетия. А потому царственно величавые стены кремля, овеянные былью и легендами, влекут и влекут к себе вот уже много лет и туристов, и ученых, и людей глубоко верующих, и просто любопытных.
Весь архитектурный ансамбль Александровской Слободы сам является неповторимым памятником русского зодчества. Его ценность еще и в том, что он очень хорошо сохранился. Но в стенах этих красивейших сооружений таятся поистине сокровища, составляющие цвет коллекции музея-заповедника.
Настоящим шедевром является уникальный памятник русского декоративного искусства XIV века - Васильевские врата южного портала Троицкого собора, первый из дошедших до нас памятников златописного искусства Древнего Новгорода. Они сходны с южными вратами Успенского собора и северными - Благовещенского в Московском кремле, но значительно превосходят их в исполнении. Изумительное творение
русских умельцев выполнено в технике огневого золочения, при котором медную пластину сначала покрывали слоем лака, затем выскабливали рисунок, после чего пластину подогревали до почернения меди и очищали растворителями от окиси металла. На чистую поверхность пластины наносилась золотая амальгама. Ртуть, соединяясь с чистой поверхностью медной пластины, равномерно покрывала все процарапанные линии рисунка серебристым слоем. При вторичном нагреве пластины ртуть испарялась, а золото восстанавливалось и выступало ярким желтым цветом на черном фоне лака, накрепко соединяясь при этом с медью. Работа заканчивалась промывкой, отделкой поверхности и шлифовкой.
Традиция украшать входные двери церквей и соборов была заимствована Русью от Византии вместе с принятием христианства и церковным строительством.
Исследователи полагали, что Васильевские врата изготовлены в 1336 году для Софийского собора в Новгороде по велению новгородского архиепископа Василия Калики. Собственно поэтому они и получили название "Васильевские врата" Врата представляют собой дубовые двухстворчатые двери высотою около трех метров и шириною - один метр сорок сантиметров. Обе створки покрыты 28 пластинами огневого золочения, роспись на библейские сюжеты. Вверху над изображением Вседержителя и ниже имеется славянская надпись: "В лето 6844... индикт... д... исписаны двери сии повелением боголюбивого архиепископа новгородского Василия, при благоверном князе Иване Даниловиче при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Аврааме". Это же подтверждается и записью в новгородской летописи: "В лето 6844 боголюбивый архиепископ Василий у святых Софьи двери медяны золочены устрой".
Попали они в Александровскую Слободу в качестве военного трофея, после похода Ивана Грозного, подавившего боярскую крамолу в Новгороде в 1570 году. По указу грозного царя знаменитые медные двери новгородского Софийского собора были перевезены в опричную столицу, каковой в то время Слобода была. Подгоняя двери к более узкому и не столь высокому порталу, грозненские мастера полностью перемонтировали их, нарушив исторический порядок размещения библейских сюжетов. При сборке был выброшен ряд с фигурными картинами и одна пластина с орнаментом, вместо которой поместили другую с притчей "о сладостях мира сего" На каждой половине врат по четырнадцати изображений в четырехугольных рамках. В стыках пластин - розетки с изображением святых, барсов, грифонов и орнаментом. Розетка, отсутствие которой заметно на левой половине, хранится в музее. На среднем столбике врат, вверху, перед изображением "Вседержителя, сидящего на престоле", - коленопреклоненный апостол Василий Великий, патрон новгородского архиепископа Василия, ходатайствующий перед Господом за своего подопечного.
До Феофана Грека и Андрея Рублева новгородцы уже искали новые пути и формы для отображения современной русской жизни. Они отходили от византийских образцов. Васильевские врата явились ранним и ярким примером нового направления в русском искусстве. Лики изображения святых - русские.
Грозненская эпоха тоже оставила о себе память на вратах. На центральном столбике врат в XVI веке появляется изображение Иоанна Предтечи - святого покровителя самодержца.