С нового года в России введут новый ГОСТ. Производитель будет обязан предоставить полную и достоверную информацию о выпускаемых пищевых продуктах. Перечислить все биодобавки, красители и ароматизаторы. Многие фирмы делают это и сегодня, но сведения на упаковке товара либо недостаточны, либо очень пространны. Согласно исследованиям, написанному на упаковке сегодня не верят около половины покупателей. Что думают специалисты и рядовые потребители о новом ГОСТе?
Сегодняшний потребитель стал грамотным. Он знает, что съедобная колбаса не может стоить 50 рублей, даже если она называется "Радость студента" или "Здравствуй, пенсия". Покупателю стало интересно, из чего состоит то, что производитель называет колбасой или, скажем, кетчупом. Те, у кого зрение получше, могут даже прочитать состав продукта. Полученные данные часто вызывают сомнения.
- Конечно, мы им немножко не доверяем.
- Ну, процентов на пятьдесят.
- Потому что очень много подделок.
Сегодня эта информация зачастую либо урезана, либо слишком пространна. На некоторых продуктах вообще нет данных о том, что они в себе содержат. С нового года вводится госстандарт, согласно которому производитель будет обязан помещать на упаковку полную и достоверную информацию о составе продукта. Но получается палка о двух концах, потому что даже специалистам бывает трудно расшифровать названия всех этих красителей и добавок.
Евгений ЛОГИНОВ, маркетолог сети продуктовых магазинов: "Очень часто, к сожалению, число заменителей пищевых продуктов, которые добавляют туда для, наверно, прежде всего, массы, для консервации, для увеличения срока годности продуктов, к сожалению, их число растет, и иногда мы даже не успеваем за ними, и приходится читать и дополнительную литературу, чтобы быть в курсе дела".
Словосочетание "экологически чистый продукт" в Европе обязывает ко многому. Во-первых, это дорого. Во-вторых, овощи или фрукты с такой маркировкой не обрабатываются пестицидами и не удобряются химикатами. В корма животным не добавляют стимуляторов роста и другой гадости. Молоко и мясо обрабатывают по специальной технологии. Производитель за всем тщательно следит, иначе его по судам затаскают. В России доказать экологическую чистоту продукта просто невозможно, поэтому новый ГОСТ запрещает нанесение такой надписи на маркировку.
Геннадий БАРАШКОВ, директор Владимирского центра стандартизации, метрологии и сертификации: "Нужно знать, на каких лугах пасется данная буренка, из которой потом делают мясопродукты. Так ведь? Но это даже производитель не всегда знает. Далеко не всегда. Поэтому с уверенностью говорить о том, что эти продукты экологически чистые, совершенно невозможно".
Новый ГОСТ вводится с правом досрочного применения, и гиганты рынка соблюдают его уже давно. Этот стандарт призван собрать воедино многочисленные требования к информации о пищевых продуктах, которые содержатся в разных законах и подзаконных актах и часто не согласуются между собой.