- Для начала животрепещущий и избитый для журналистской братии вопрос - как Вы относитесь к средствам массовой информации?
- Хорошо отношусь. Я сама мечтала бы быть причастной. Но не сложилось.
- А какие газеты Вы читаете?
- Мне нравится "Культура" (иногда). Но вообще я люблю самодельные газеты. Мои друзья, вернее, скажем так, хорошие знакомые, много лет тому назад сделали газету для театра Елены Камбуровой. В виде бюллетеня. Назвали "Шарманщик". Выпустили номеров четырнадцать. Очень симпатичных. Во Владимире ребята делали газету "Вечерний Владимир". Правда, она недолго существовала. Еще в Суздале есть такой чудак Юра Белов, он выпускает газету "Вечерний звон". На свой манер. Как человек видит, так и делает. Мне вот такие вещи в принципе нравятся. - Суздаль для Вас, насколько я понимаю, близкий город. И, видимо, там
есть еще один интересный человек, которого Вы знаете - Дмитрий Белолипецкий. Одновременно он связан и с Александровом.
- Да, в Александрове он родился, вырос. Мы очень хорошо знакомы. Он сделал мне первые гусли, на которых я начала учиться играть. Причем он их сделал себе, но подарил мне. Мы знакомы, потому что он учился в Суздале в реставрационном училище, а я в этом городе периодически пребываю с 1992 года. Работала в театре, а сейчас у меня там тетя живет. Я связана с этим городом, он мне очень нравится. Мне очень нравится и то, что делает Дима: и гусли, и песни, которые он пишет. Он очень талантливый человек, очень. Талантливый поэт, талантливый музыкант.
- Суздаль - город родной. А где город рождения?
- Родилась я и выросла в Риге. Но по происхождению я русский человек, И эти обстоятельства с распадом Советского Союза... Можно было бы остаться там, но это было бы невыносимое бытие. Для этого нужно было бы, как минимум, перестать быть русским. Нужно было бы нивелироваться, как любым мигрантам. Человек должен стать частью той культуры, языковой почвы, в которой он живет. Кто-то может... СССР был особой страной. Когда Латвия стала самостоятельной и со своими претензиями к жизни, мне как человеку, пишущему песни на русском языке, делать там оказалось совершенно нечего. Ну и вот как-то переехалось.
- В своем творчестве Вы часто обращаетесь к женской поэзии. И сегодня
состоялась "выездная презентация" диска "Ветер из Виоголосы" на
стихи Софии Парнок. Все это не случайно?
- Нет, нет! Это в последнее время так получается! Вообще я люблю Серебряный век. У меня огромный цикл по Белому, сложные и не выстроенные пока отношения с Блоком. Безусловно, есть и Цветаева, и Ахматова, с которой тоже долго не складывались отношения. Просто получилось так, что в последнее время особи женского пола стали снова появляться в поэзии, и стали выходить разные женские сборнички. Но у меня есть песни и на стихи современных поэтов - Губанова, Бродского.
- Как вы относитесь к митяевской версии Бродского?
- Имеет право.
- Вас не коробит его прочтение?
- Коробит. Но человек имеет право. Я просто знаю другое прочтение, которое мне ближе, и если я буду слушать, - то буду слушать не митяевскую версию. А здесь... Просто Митяев в принципе имя нарицательное. Человек сам сделал себе такую жизнь и имеет право жить, как хочет.
- И кого же вы будете слушать?
- Николая Якимова, например. Скоро выйдет его двойной альбом на стихи
Бродского. Сашу Деревягина. У Жени Логвиновой есть интересные вещи. Это все люди нашего круга. Я сейчас тоже собираюсь писать диск Бродского.
- А не из вашего круга?
- То, что бы я приняла безоговорочно - это, безусловно, Мирзаян. Но это тоже человек нашего круга. Если ты что-то принимаешь, то человек
автоматически входит в твой круг. Вообще, Бродский был очень сложный, и он сам был против того, чтобы его пели. В принципе он прав. Хотя есть вещи, которые опровергают его запрет.
- Митяев - это бард, попсовик или кто-то еще?
- Я думаю, что бард. Мы вот со своим кругом, с "АЗиЕй" пытаемся новый термин ввести - "современная камерная песня", чтобы отделиться от общей тины-рутины, в которую обратилась авторская песня. Хочется себя как-то отделить, создать свою Землю. Включить в свой круг не только поэтов и музыкантов - нам интереснее общаться с людьми, которые что-то могут дать для души, а не перемалывать бесконечно сексуально-экономическую тему. Многие конкурсы авторской песни - это одна и та же тема, просто разными словами. Одна и та же проблема: нет денег и любить некого.
- И последний вопрос. Отметил для себя, что в Ваших собственных стихах много пернатых. Если бы Вы выбирали себе тотемное животное или птицу - кого бы выбрали?
- Я очень люблю стрижа и вообще птиц. К разным птицам отношусь по-разному. Но все птицы связаны с ощущением полета, который для меня лично очень важен.
- Спасибо за встречу. Надеемся, в Александрове она будет не последняя.