Мировая практика выработала механизм эффективности хозяйствования - это конкуренция. Состояние конкурентной среды определяется: степенью экономической концентрации и монополизации экономики; наличием условий для предпринимательства; инвестиционными, трудовыми и материальными ресурсами; емкостью рынка; позицией властных структур. Развитию экономических свобод, здоровой конкуренции способствуют:
преодоление административных барьеров; предотвращение монополизации экономики, обеспечение равных возможностей хозяйствующих субъектов при размещении государственного и муниципального заказа. Неправомерное предоставление тех или иных льгот, исключительных прав и преимуществ существенно влияет на состояние конкуренции и приводит к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.
Реализация конкурентной политики в деятельности Владимирского антимонопольного управления занимает ведущее место. Принимаются меры к усилению контроля экономической концентрации, развитию конкурентной среды в материальном секторе экономики, преодолению регионального сепаратизма и устранению административных барьеров, пресекается злоупотребление доминирующим положением.
Многое зависит от органов местного самоуправления, которые принимают нормативные акты, отрицательно влияющие на развитие конкурентной среды. Наиболее распространены: препятствия в деятельности хозяйствующих субъектов; совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, когда контрольные полномочия и функции передаются без достаточных на то оснований муниципальным предприятиям; необоснованное предоставление льгот хозяйствующим субъектам.
Наиболее типичными нарушениями антимонопольного законодательства со стороны органов власти явились следующие:
Неравный конкурентный подход
Согласно статье 19 часть 1 Конституции РФ все равны перед Законом, и не может быть неравного подхода к хозяйствующим субъектам. Предоставление преимуществ одним хозяйствующим субъектам создает благоприятствующие условия для их экономической деятельности по сравнению с другими, занимающимися одним и тем же видом экономической деятельности, что, вследствие неравных конкурентных условий может привести к отрицательным последствиям для конкурентной среды на товарном рынке. Подобные акты и действия местных властей противоречат положениям Конституции РФ (ст.8, 34,55), ст.10 ГК РФ, пункту 1 статьи 7 Закона о конкуренции.
Сфера имущественных отношений
Советы народных депутатов округов, городов и районов Владимирской области утвердили такие положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью, когда арендаторы ограничены в правах по сравнению с действующим законодательством. Советы народных депутатов округа Александров, г.Владимира и Киржачского района установили, что арендатор должен предоставить арендодателю: справку из налоговых органов об отсутствии задолженности в бюджет; технический паспорт на объект. СНД города Владимира, ЗАТО г.Радужный и Киржачского района определили, что муниципальное имущество, переданное в аренду, должно быть застраховано арендатором. Между тем, страховые правоотношения суть гражданско-правовые отношения и регулируются Гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, согласно пункту «О» статьи 71 Конституции РФ.
Владимирский городской Совет при утверждении коэффициента муниципальной опеки создал благоприятствующие условия деятельности муниципальным предприятиям, которым применил коэффициент 0,25. СНД Юрьев-Польского, Гусь-Хрустального и Селивановского районов утвердили коэффициент типа деятельности, равный: для государственных предприятий 0,4-0,5, а для остальных - 1,0.
Совет народных депутатов округа Александров утвердил Положение о сдаче в аренду муниципального имущества и Порядок расчета арендной платы, нарушив при этом нормы конкурентного права на рынке банковских услуг. При установлении коэффициента цели использования арендуемого помещения (Ки) для финансовых организаций, осуществляющих один вид экономической деятельности, применены различные размеры коэффициента для расчета арендной платы, а именно: для коммерческих банков и их филиалов 3,0, а для сберегательных банков и их филиалов - 1,8. То есть, созданы благоприятствующие условия деятельности для отдельных коммерческих финансовых организаций и дискриминирующие для других.
В сфере
землепользования
При установлении умножающих коэффициентов к ставкам земельного налога и определении размеров базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, некоторые Советы народных депутатов ( округов Александров и Кольчугино, Гусь-Хрустального района и т.д.) утвердили коэффициенты для отдельных категорий плательщиков в размерах, многократно превышающих пределы, установленные органом государственной власти субъекта РФ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, занимающимися одним и тем же видом экономической деятельности. Отдельные Советы народных депутатов (г.г. Кольчугино, Вязники, Суздаль, Собинка, Камешковский район) установили заниженные размеры коэффициентов для муниципальных и государственных предприятий.
Главой администрации г.Александрова определено, что при взимании арендной платы за землю с юридических лиц и предпринимателей, не зарегистрированных в местной администрации, устанавливается коэффициент 5 .
Администрация Гороховецкого района утвердила акт о выборке земельного участка при условиях, когда создала преимущество одному предпринимателю и проигнорировала интересы другого.
В сфере налогового
администрирования
На основании статьи 10 закона Владимирской области № 50-98г. Советами народных депутатов округов, городов и районов утверждены размеры корректирующих коэффициентов к ставке налога (ЕНВД), в зависимости от особенности подвидов деятельности (О) и факторов, влияющих на деятельность (С), значения которых указывают на несоблюдение норм конкурентного права. СНД округа Александров для розничной торговли, осуществляемой через стационарную торговую сеть, утверждены коэффициенты: «О» - 1,0. А для розничной торговли через нестационарную сеть - от 1,2 до 1,8. В округе Вязники для розничной стационарной торговой сети коэффициент «О» - от 1,2 до 0,6, а для розничной торговли через нестационарную сеть - не менее размера 1,1. Вместе с тем, все эти налогоплательщики осуществляют один и тот же вид экономической деятельности.
Незаконные местные сборы
Советы народных депутатов отдельных городов и районов (Суздальский, Киржачский, Юрьев-Польский, Гороховецкий районы, ЗАТО г.Радужный) своими решениями в 1999-2002 годы установили обязательные отчисления (предусмотренные статьей 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 369-ФЗ от 21.12.94 г.) в размере 0,5 % от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению и техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов на подконтрольной территории, которые имеют все признаки налога, установленные п.1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: обязательность, взимание в целях финансового обеспечения деятельности государства, но не введены в установленном порядке.
Совмещение функций органа власти
и хозяйствующего субъкта
ГУ «Владимиргосэнергонадзор» наделило структурное подразделение - Центр энергосбережения - правом выполнения строительно-монтажных работ. Главы округа Муром и г. Гусь-Хрустальный наделили Муниципальные центры ЖКХ правом руководства и контроля деятельности других муниципальных предприятий.
Владимирский городской Совет передал МУП « Центр рекламы и городской информации» функции органа местного самоуправления. Аналогичным образом поступила Администрация Киржачского района по отношению к базовому автотранспортному предприятию.
СНД Александрова наделил КУМИ функциями хозяйствующего субъекта, предоставив право заниматься оценочной деятельностью. Администрации города Вязники, Вязниковского и Селивановского районов совместили в отделе архитектуры управленческие и коммерческие функции.
Препятствование
хозяйственной
деятельности
Совет народных депутатов г. Вязники при разработке Положения о пользовании земельными участками создал дискриминационные условия торговым павильонам и киоскам - арендаторам, для которых предусмотрел пени в двукратном размере по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Администрация Камешковского района обязала при техосмотре транспортных средств предоставлять лишние документы. Администрация г.Коврова в весенний период ввела оплату за выдачу специальных пропусков владельцам грузовых автомобилей. Администрация города Гусь-Хрустальный нарушила условия конкуренции на рынке кабельного телевидения.
Незаконное
лицензирование
Территориальное управление «Владимиргосэнергонадзор» Минэнерго РФ незаконно выставляло лицам, осуществляющим пуско-наладочные работы с газовым оборудованием, требования о получении в ТУ госэнергонадзора лицензии на вид деятельности, на который уже имелась лицензия Госгортехнадзора.
Региональный
сепаратизм
Глава г. Мурома запретил вывоз из города лома цветных металлов. Совет народных депутатов Камешковского района установил арендную плату за землю в двукратном размере для предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных за пределами района. Собинский Горсовет предоставил налоговые льготы для торговцев хлебобулочными изделиями, в объеме реализации которых свыше 75% составляет продукция местного хлебокомбината. Муромский Горсовет в Правилах розничной торговли алкогольной продукцией на территории города предусмотрел включение в лицензионные условия требования реализации продукции только Муромского ЛВЗ .
Конкурсы на размещение заказов
КУГИ Владимирской области был утвержден Порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций, которым ограничил допуск к участию в конкурсе организаций, не зарегистрированных во Владимирской области. Аналогичное правонарушение было допущено администрацией Ковровского района. Администрация города Владимира при проведении конкурса по организации пассажирских автопе-ревозок не обеспечила соблюдение равных конкурентных условий. Администрация округа Кольчугино распределяла автобусные маршруты без проведения конкурса. Адми-нистрация города Покрова объявила конкурс на земельный участок, обремененный правами других лиц.
Барьеры доступа
на рынок
Совет народных депутатов г.Собинка ограничил самостоятельность хозсубъектов, оказывающих бытовые услуги населению, запретив их деятельность без Свидетельства на право оказания услуг. Совет народных депутатов г.Вязники неправомерно установил обязательную регистрацию филиалов и представительств.
Административная
практика
Владимирским антимонопольным управлением в отношении властных структур федерального подчинения, регионального и местного уровней ежегодно возбуждаются десятки дел по признакам ст.7 Закона о конкуренции. В 1999 году - 24 дела, в том числе в отношении органов местного самоуправления - 19 дел ( выдано 20 предписаний); в 2000 году - 22 дела, в том числе в отношении органов местного самоуправления - 19 дел (17 предписаний); в 2001 году - 22 дела - все дела против органов местного самоуправления (выдано 20 предписаний, отмененных нет); в 2002 году - возбуждено 55 дел, свыше 90 % из них возбуждено против органов местного самоуправления (51 предписание).
Допускаемые органами власти нарушения антимонопольного законодательства не превратились в систему благодаря своевременному пресечению со стороны территориального антимонопольного органа.