Более полумиллиона человек примут участие в общероссийской акции протеста под девизом "Нет - росту цен на топливо!", которая пройдет во всех регионах России 10 и 12 февраля. В городах запланированы массовые митинги и проезды автоколонн с транспарантами. Об этом во вторник на пресс-конференции, посвященной предстоящим выступлениям, сообщил журналистам председатель ЦК российского профсоюза автотранспортников Виктор Мохначев. Он же предупредил о возможности всероссийской забастовки автотранспортников.
Организаторы акции - Общероссийский профсоюз автотранспортников, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Российский автотранспортный союз и Всероссийское общество автомобилистов. В акции примут участие также члены профсоюзов агропромышленного комплекса и профсоюза работников лесных отраслей. О своей поддержке акции, по словам Мохначева, заявили крупнейшие профсоюзные объединения: Федерация независимых профсоюзов России, Всеобщая конфедерация профсоюзов, Ассоциация профсоюзов транспорта и связи, а также 9 отраслевых профсоюзов. За время подготовки ими были выработаны согласованные требования, которые еще 17 декабря были направлены президенту и правительству России (ответа нет до сих пор). Дальнобойщики и шоферы легковушек требуют ввести государственное регулирование цен на сырую нефть и топливо, реализуемые на внутреннем рынке, а также принятия мер по снижению цен на бензин и дизтопливо - чтобы и то, и другое продавалось не дороже 9 - 11 рублей за литр. Автомобилистов не устраивает не только цена, но и качество топлива, поэтому они требуют от правительства контролировать не только цены, но и нефтеперерабатывающие заводы и АЗС. А "принятие мер по ликвидации негативных последствий роста цен на топливо для автотранспортных предприятий" (требование, на котором особенно настаивают профсоюзы и АСМАП) означает выплату бюджетных компенсаций разницы цен с учетом инфляции автотранспортным предприятиям. По словам руководителя департамента АСМАП Андрея Голубева, финансовые потери грузоперевозчиков - членов ассоциации из-за завышенных цен на дизтопливо только в 2004 году составили 738 млн. рублей.
В регионах протестовать будут по-разному - например, в республиках Северного Кавказа не будет никаких митингов и пикетов. В Москве 10 февраля с 9 до 10 часов утра протестующие будут пикетировать сразу три здания - Дом правительства, а также офисы "Роснефти" ("потому что цены растут по вине экспортеров!") и Федеральной антимонопольной службы ("которая никак не борется с монополистами, завышающими цены на топливо"). Всем проезжающим мимо автомобилистам, которые поддержат участников пикетов сигналами, будут раздавать круглые наклейки с лозунгом акции - "Нет - росту цен на топливо!" "Протест по-московски" закончится традиционно - митингом на Горбатом мостике у Белого дома, который начнется в 12.00. В митинге (по заявкам профсоюзов) должны принять участие не менее 500 человек, в каждом из пикетов - не менее 40. Общей чертой акции для каждого республиканского, областного или краевого центра станет организованный выезд на улицы большого числа самых разных автомобилей - от легковушек до фур дальнобойщиков, сельхозтехники и даже лесовозов. Председатель профсоюза автотранспортников Виктор Мохначев заверил "Известия", что ни в одном регионе участники акции не планируют перекрывать дороги. Мохначев посетовал, что в столице, возможно, запланированный выезд автоколонны на МКАД не состоится. Власти Москвы не разрешили движение колонны автопоездов по МКАД, запланированное на утро субботы, 12 февраля, мотивировав свое решение "возможностью создания препятствий движению автотранспорта". Однако председатель общественного совета грузоперевозчиков Москвы при АСМАП Василий Петров заверил журналистов, что фуры на МКАД в субботу все равно выйдут - "в этом случае запрет мэрии не имеет значения, мы по закону можем выехать на МКАД". Сбор около колонны из 100 автопоездов назначен на 10.00 на Симферопольском шоссе со стороны въезда в Москву за 1 км от МКАД.
Лидер профсоюза автотранспортников Виктор Мохначев заявил, что для исправления ситуации правительству дается срок до 1 апреля. "Если требования не будут выполнены, то профсоюз автотранспортников организует всероссийскую забастовку. Причем не какую-нибудь однодневную, демонстрационную, а самую настоящую", - предупредил Мохначев, напомнив, что эта организация насчитывает 4 млн. человек.
Цены на бензин и так снижаются
Экономические реалии, сложившиеся в последние два месяца, не дают надежды на то, что требования автомобилистов будут удовлетворены. Только за последний месяц средние цены в Москве на дизельное топливо снизились на 24 копейки - до 13.4 рубля за литр. Бензин марки 80 также подешевел - на 25 копеек, его цена на конец января составила 12.94 рубля за литр. Общая корзина основных нефтепродуктов снизилась с начала года более чем на 2%.
Эксперты считают, что цены будут снижаться и дальше - вплоть до весны. По мнению специалистов, главный фактор, сдерживающий рост цен, - политический. «На розницу большое влияние сейчас оказывают не столько экономические, сколько политические факторы», - считает эксперт "ЦентрИнвестГрупп" Дмитрий Уголков. Как в ситуации с «ЛУКОЙЛом», когда компания снизила цены на своих заправках на 5% после обсуждения проблемы высоких цен на топливо в Кремле. Тем не менее розничный рынок нефтепродуктов контролировать намного сложнее, чем оптовый, через вертикально-интегрированные компании. Отчасти решить проблему может создание биржи нефтепродуктов - площадки, на которой мелкие нефтяные компании смогли бы продавать свое сырье по конкурентным ценам. Эту идею в последнее время активно лоббирует Федеральная антимонопольная служба.
Водители будут митинговать и перекрывать улицы
Водительский бунт может случиться в Москве 12 февраля. Председатель межрегионального профсоюза водителей Александр Котов считает, что одним митингом на Горбатом мосту проблему повышения цен на топливо не решить, и грозит вывести на столичные улицы несколько десятков бастующих грузовиков.
- 12 февраля около 50 грузовиков соберутся на наружной стороне МКАД в районе Варшавского шоссе, - рассказал "Известиям" Котов. - Мы выстроимся в колонну и выдвинемся в сторону центра. Пересечь Третье транспортное кольцо нам не удастся, въезд туда с 15 января запрещен. Но такой цели мы и не ставим. Эта акция будет только предупредительная. Если нас проигнорируют, то через какое-то время в назначенный нами час "Х" в городе остановятся все грузовики, создав таким образом огромную пробку. Если не подействует и это, то мы готовы перекрыть одну из центральных магистралей города, скажем Кутузовский проспект.
Анатолий Гусев
В Нижегородской области во всероссийской акции протеста транспортников примут участие представители всех 38 автотранспортных предприятий, осуществляющих социальные пассажирские перевозки. Они проведут митинг. По словам председателя Нижегородского областного профсоюза работников автотранспортных предприятий и дорожного хозяйства Александра Моренова, из-за роста цен на топливо в 2004 году пассажирские автотранспортные предприятия Нижегородской области перерасходовали 30 млн. рублей.
Полина Киселева, Нижний Новгород
- Мы собирались 10 февраля провести колонну из 10 автомашин автотранспортных предприятий по улицам Петрозаводска с лозунгами и транспарантами, - говорит председатель республиканского профсоюза работников автомобильного транспорта Карелии Игорь Борисов. - Просили ГИБДД дать сопровождение, но нам отказали. По сути нам запретили проводить эту акцию. Поэтому мы решили ограничиться призывом ко всем автомобилистам включить с 13 до 14 часов ближний свет фар в знак солидарности с акцией протеста. В Карелии цены на бензин в 2004 году выросли на 30%, АИ-95 уже стоит 16 рублей, АИ-92 - 14.5 рубля. Это ударило по финансовому состоянию автотранспортных предприятий. Во многих из них расходы на топливо достигают 50% от производственных затрат.