Если в жизни всегда есть место подвигу - а в этом, по всей видимости, мало кто сомневается, - то все, что делает Е.К. Станникова, подвигу сродни, хотя сама Евгения Кузьминична, может быть, и не согласится с подобным определением.
Скорее, это каждодневный подвижнический труд, итогом которого стала методическая система изучения отечественной литературы в школе. Система Е.К. Станниковой.
В сове время в городе возникла школа по изучению теоретической и практической методики преподавания русской изящной словесности при поддержке А.И. Комова, тогда директора школы №13.
На пенсии Евгения Кузьминична продолжила творить свой "учебник", нередко выполняя "заказы" александровских словесников. Так, например, родились большая работа "Образ Григория Мелехова по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон", тема Великой Отечественной войны (блестящий анализ "Василия Теркина", других произведений о войне).
И, что очень важно, методики стали приходить в школы в виде книг. Первая и вторая - по произведениям XX века.
Совсем недавно издана третья книга, в нее, наряду с произведениями XX века, включены и произведения XIX, в частности, поэзия Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.
Книга увидела свет благодаря стараниям многих людей, особенно клуба "Родной Александров", членом которого Е.К. Станникова, кстати, является, и его сопредседателя В.М. Штанова. Посвящена книга А.И. Комову, организатору той школы, школы Е.К. Станниковой.
Первая презентация книги состоялась в клубе "Родной Александров". Вторая - на еще более родной почве: в школе №14, в кабинете литературы, в присутствии учителей-словесников из общеобразовательных школ округа, то есть тех, для кого "Пособие по литературе XIX-XX в." по сути предназначено.
Не случайно тот же А.И. Комов смотрелся на второй презентации несколько иначе, чем на первой - более свободным, более естественным и даже более ироничным к самому себе. Все правильно - своя учительская среда.
На презентации были учителя литературы (замечу, ни одного мужчины, сплошь - женщины) с богатым педагогическим стажем, иные с пятидесятилетним, и более молодые. Но, как заметила Е.К. Станникова, прежде молодых словесников в школах было больше. Впрочем, это общая беда российского учительства.
Многие из пришедших уже проходили школу Е.К. Станниковой.
- Более двадцати пяти лет я работала рядом с Евгенией Кузьминичной, - сказала Л.В. Бакалюк. - Она закладывала фундамент другого типа преподавания литературы. Авторитет ее среди словесников был невероятным. Это человек - просветитель.
Л.Н. Лебедева удивилась, как сама призналась, когда узнала, что Е.К. Станникова не имеет звания заслуженного учителя. Ну, что ж... Говоря словами поэта, "есть кони для войны и для парада". Так вот, Евгения Кузьминична не для парада, она всегда стояла на службе своей любимой изящной словесности.
- Сегодня - минуты нашего единения, - подчеркнула в своем выступлении Н.И. Хахалина (ей Е.К. Станникова посвятила одну из книг). Главное, из чего исходила Евгения Кузьминична, литература - это искусство слова. Она учила и учит работать с автором, авторским словом.
Проникновенно говорили также Л.Н. Рунова, Е.В. Евдокимова, Л.И. Фролова, отмечая достоинства методической системы Е.К. Станниковой.
Достоинств много. Свое видение литературных произведений, свежее и глубокое. Вспомнили восхищенное письмо Евгении Кузьминичне от Валентина Распутина, прочитавшего направленный ему отзыв александровской учительницы о его "Пожаре" - более точный, чем у иных известных литературоведов. Новизна тем. Как, например, тема "Онегин-помещик", что отметила Л.Н. Лебедева, или тема Родины, одна из любимых тем Евгении Кузьминичны. Тема женской судьбы в "Матренином дворе", о чем говорила Е.В. Евдокимова. Внимание к художественной детали. А рассыпанные по всем работам Е.К. Станниковой литературоведческие термины в конкретных отрывках, и потому наиболее понятные и запоминающиеся! И во всем видна талантливая самородная душа самой Е.К. Станниковой.
Чтобы читатель мог почувствовать весь аромат и глубину "пособий" Е.К. Станниковой, которые являются хорошим литературоведением, приведу отрывок из анализа "Стихотворение А.А. Фета "Поэтам":
"Метрика стиха настолько отточена, что представляет собой идеальный четырехстопный дактиль. Абсолютное отсутствие пиррихиев и спондеев, которые обычно придают интонациям Фета эмоциональный накал, восторженность заставляют эти строки звучать подчеркнуто монотонно, как бы "устало". Усиливают "усталость" и монотонно-однообразные клаузулы, во всех строках только женские. (Как часто в фетовских стихах ритм оживляется чередованием, игрой женских и мужских клаузул!). Откуда такая "усталость"? Что это: закат жизни и потеря интереса к ней? Но ведь в эти же годы о богоизбранности поэта им написаны и другие стихи: "Одним толчком согнать ладью живую...", "Как беден наш язык!". Они звучат гораздо более мажорно, жизнеутверждающе. Наверное, дело в другом. Афанасий Фет - не только певец радости, красоты и любви, но и громадный трагический поэт. Он, бегущий от людского общества с его суетой, корыстью, злобой, одновременно и тянется к нему. Отсюда пространственный мир стихотворения "Поэтам" разделен: поэтические "чертоги", с одной стороны, и "торжища житейские", с другой.
Без сомнения, есть в книге исследования, не менее, если не более сильные, к примеру, "Цена победы в войне 1941-1945 годов по стихотворению А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом".
Е.К. Станникова, которой недавно исполнилось 80 лет (да простит она меня за то, что выдаю ее возраст) работает продуктивно: набирается уже не менее тысячи страниц, готовится к изданию четвертая книга. Единственное, что достойно сожаления, - тираж. Например, последняя вышла всего в 100 экземплярах: не всем и учителям попадет на рабочий стол.
Клуб "Родной Александров" задумывается и над тем, как устранить явную "несправедливость".
В. АЛЕШИН.