В череде значимых юбилейных дат и событий нынешнего года совершенно особо выделяется одна, ставшая исторически судьбоносной и для Отечества, и для нашей малой родины. В августе 2005 года исполняется 475 лет со дня рождения первого русского царя Ивана Грозного, волею которого Александровская Слобода приняла на себя высокий статус столицы, войдя навсегда в российскую и мировую историю.
Сегодня нашему читателю мы предлагаем статью Софьи Глебовой "Имени Ивана Грозного" - первую из цикла специальных материалов, посвященных 475-летию первого российского самодержца.
ИМЕНИ ИВАНА ГРОЗНОГО
Под таким, почти фольклорным названием "музей имени Ивана Грозного" широко популярен в России музей-заповедник "Александровская Слобода". Как всегда, народная мудрость оказывается права: кратко и четко она обнажает глубинный смысл феноменального музейного явления, в центре которого мощная фигура первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного. Именно в ней соединились многообразные интересы создателей музея и его посетителей, даже самых неискушенных в знании отечественной истории.
Современный облик музея практически определился в 90-е годы XX века, когда стало ясно, что для превращения Александровской Слободы в значительный и самобытный культурный центр приоритетами в сохранении, исследовании и представлении широкому кругу людей должна стать эпоха Ивана Грозного и ее выдающиеся памятники истории и культуры. Музей-заповедник никогда не являлся мемориальным, но историческая, материальная память о Грозном-правителе более чем где бы то ни было сохранилась именно здесь, в кремле Александровской Слободы, где чудом среди поздних монастырских построек уцелели до наших дней основные подлинные сооружения грандиозной царской резиденции. Четыре уникальных памятника русской дворцовой архитектуры: 3 храма с встроенными в них палатами и погребами и колокольня-часобитня, - живые свидетели происходивших в России XVI в. эпохальных событий, в центре которых неожиданно оказалась Александровская Слобода.
Как теперь известно, настоящим ее строителем был отец Ивана IV, Великий московский князь Василий III. В 1513 году для государственных дел и "прохлады" в новом селе Александровском (позднее Александровской Слободе) он создал укрепленный великокняжеский дворец, застроив его "диковинными и незнакомыми историкам русской архитектуры сооружениями".
Вероятно, не случайно в поисках прибежища, дающего личную безопасность и возможность проведения государственных преобразований, выбор царя Ивана пал на Александровскую Слободу. По своему великолепию она соответствовала статусу Государя, здесь было достаточно помещений для длительного пребывания всего Государева двора, она находилась в 40 верстах от Троице-Сергиева монастыря и на пересечении путей из древних городов северо-восточной Руси. Наконец, это были наследственные земли матери царя, Елены Глинской. Обосновавшись в милой его сердцу Александровской Слободе, Иван IV придал дворцу еще более больший блеск и столичность, превратив Слободу почти на 17 лет (1564-1581 гг.) в политическую и культурную столицу Российского государства.
Сегодня в каждом из сохранившихся древнейших сооружений той поры заключена колоссальная информация, прежде всего об утверждении верховной власти в России и неординарной личности первого русского царя Ивана IV, "мужа чюдного рассуждения".
Могучей силой веет от Троицкого собора. По размерам - это третий после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля - храм эпохи становления российской монархии. Многопридельность и галереи придают этому архитектурному шедевру пышность и царственность, а орнаментальная резьба, в которой объединены русские и итало-готические мотивы, свидетельствует об общих культурных процессах, протекавших в России и Европе XVI в.
Символом торжества государственной власти и единения русских земель воспринимается Распятская колокольня, долгое время не имевшая себе равных в русской архитектуре. Она говорит о масштабе предпринятых Иваном Грозным перестроек дворца. Огромный, окруженный могучими пилонами, взметнувшийся вверх шатровый столп с подклетным сооружением поражает мощью и величием. Подобных сооружений такого типа в то время не строили.
Этот облик памятник приобрел после новгородского похода (1570 г.). Недаром один из знаменитых трофеев похода - 500-пудовый Пименовский колокол из собора святой Софии - был установлен на звоннице Распятской колокольни. Самые же выдающиеся из привезенных новгородских святынь - Тверские и Новгородские злаченые врата XIV в. - достойно украсили Троицкий собор.
Полной тайн и загадок предстает домовая церковь Государя - Покровская. Оригинального плана, на глубоких погребах и подклетах, она имеет экстравагантное для своего времени завершение - шатровое. Исследователи до сих пор не имеют единого мнения о времени создания шатра. Поздняя застройка XVII в. не искажает облика храма, а делает его еще причудливее, в какой-то мере приближая к первоначальному виду. Со всех сторон к нему примыкали палаты, в том числе тронная, где царь принимал иностранные посольства. Обнаруженный в 90-е годы прошлого века и раскрытый из-под толщи поздних наслоений западный портал с итальянскими мотивами еще больше подчеркивает необычность царской церкви, а сохранившиеся росписи шатра не имеют аналогов.
Совершенством пропорций, изысканностью форм и декоративной отделки отличается Успенская церковь. Историки архитектуры определяют ее как домовый храм великой княгини. Возможно, что его достраивали, когда сюда приезжала Елена Глинская. Печать красоты и хорошего вкуса, свойственные красавице, пленившей когда-то московского князя Василия III, лежат на этом памятнике.
На белокаменных стенах подклета церкви сохранились загадочные начертания - граффити. Некоторые ученые склонны прочитывать их как указания на имена исполнителей удивительного дворца, блестяще выполнявших заказ московских государей. На основе традиций древнерусского зодчества, используя необычные формы и невиданные конструкции зданий, они построили в Александровской Слободе резиденцию, по роскоши и пышности соответствующую утверждавшемуся в России торжеству царской власти. Важнейшие государственные события происходили здесь: приемы иностранных послов, духовные церемонии при царственных особах, царские венчания, смотрины царских невест и царские свадьбы.
Прекрасные памятники Александровской Слободы в наши дни влекут к себе не только любителей истории и старины, исследователей, художников, поэтов, актеров, а и самых обычных людей, жаждущих новых ощущений. На территории Александровского кремля, за высокими стенами, обособившись от суетной сегодняшней жизни, попадаешь будто бы в другое измерение, где среди древних сооружений, столетних лип и лиственниц можно очутиться сразу в двух мирах: близком, настоящем, и далеком, давно ушедшем. Легкое дыхание таинственности ощущается в самом воздухе кремля. Легенды о несметных царских сокровищах по-прежнему будоражат воображение. Современные кладоискатели время от времени предпринимают попытки отыскать в бывшей столице следы исчезнувшей Либерии Ивана Грозного, ценнейшего собрания редких древних книг.
Притягательность музея "Александровская Слобода" для современного человека заключена еще и в том, что, увидев воочию уникальные постройки резиденции Грозного, он может побывать в каждой из них, практически очутиться в средневековом грозненском пространстве. Можно подняться по узкому лестничному проходу на колокольню, спуститься по высоким белокаменным ступеням в мрачные, обдающие холодом подземелья, или войти под своды домового храма и замереть, увидев бесподобные росписи шатра, выполненные по личному заказу Ивана Грозного. В них через персонажей библейской и русской истории (от Адама и Евы до древнерусских князей-мучеников), отражены настроения, чрезвычайно характерные для русского общества XVI в. - ожидание конца света и грядущего Божьего Суда. Здесь особенно ощущается дух грозненской эпохи, суровой и драматичной, почти реально представляется, как царь оставался в церкви наедине с собой, истово молился о судьбе страны и своей собственной, каялся, гневался, плакал и снова молился.
Ощущение реальности погружения в мир средневековья усиливается благодаря тому, что музейными исследователями и реставраторами в конце XX в. раскрыты фрагменты подлинных интерьеров XVI в.: белокаменная кладка стен, редкая роспись царской палаты под "кирпичный паркет", изысканные редкие белокаменные детали декора (розетки, консоли, цветочный орнамент порталов, "моллюски"). Эмоционально-эстетическое воздействие выдающихся памятников грозненской поры и атмосферы средневековья, сохраненной в них, на современного человека настолько сильно, что позволяет многих уверовать, что истина о самом сложном периоде русской истории и личности, интерес к которой не ослабел за прошедшие пять столетий, - где-то здесь в Слободе. Предлагаемая музеем-заповедником интерпретация исторических событий в исторических интерьерах укрепляет эту мысль.
Экспозиции, посвященные грозненской эпохе, расположены в самом загадочном и сложном памятнике Александровской Слободы - Покровской церкви, - объединяющем в себе домовый храм царя, дворцовые палаты Василия III и Ивана Грозного, глубокие белокаменные погреба и обширные палаты XVI века.
Исторические реалии, дающие возможность понять, как завершилось объединение многонационального русского государства, какие процессы происходили в русском обществе XVI в., как Слобода стала политическим и культурным центром России, представлены на экспозиции "Государев двор в Александровской Слободе".
Наибольший интерес вызывают материалы, рассказывающие об опричнине и Слободе, ее столице, ведь основные события опричнины происходили именно здесь. Укрывшись за стенами Александровского кремля, царь выжидал реакцию русского общества на его внезапный отъезд из Москвы "неведомо куда бяше". В Слободе он принимал посольство "с челобитьем", вел с ним переговоры и выговорил себе право казнить изменников, как ему "государю годно", и право устроить "перебор людишек". Учредив опричнину, создал здесь своеобразный рыцарский орден, братство, магистром которого стал сам. Народное осмысление происходившего в Слободе доносит до нас интереснейший экспонат - поддон подсвечника XVII в. На нем средневековый ремесленник вырезал и проиллюстрировал в 4-х рисунках старинное предание о том, "как остави град и удалился царь со братию" в Александровскую Слободу. В 3-х гравированных медальонах изображены дорога среди непроходимых лесов, крепость с зубчатыми стенами, мощная крепостная башня. Вероятно, они должны были показать, с одной стороны, - удаленность царя от внешнего мира, с другой, - надежность и крепость царского убежища. 4-е же изображение наглядно говорит о своеобразии "монастыря" и атрибутах "братьев": здесь выгравирован конный опричник, к седлу которого привязана метла, к шее коня - собачья голова.
Из Слободы шло управление государственными делами, она была местом международных переговоров. Опричная столица видела посольства Швеции, Дании, Англии. О самом крупном из них - датском посольстве 1578 г., рассказывают экспонаты, любезно переданные музею-заповеднику датской стороной: портрет посланника Якоба Ульфельдта и переговорная грамота.
Парадоксально, но жестокое время опричнины вызвало расцвет Александровской Слободы. Здесь работала первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Великолепные сооружения, шедевры монументального искусства, многотомная иллюстрированная история России - Лицевой летописный свод, лучшие образцы печатного дела - то, что по праву станет славой русской культуры, создано в опричной Слободе и демонстрируется на "Государевом дворе".
Музей-заповедник "Александровская Слобода", как и другие музеи России, посвященные средневековью, испытывает острую потребность в исторических предметах того времени. К сожалению, они, большей частью безвозвратно потеряны: погибли во время многочисленных пожаров XVI-XVII вв., смуты или просто не дожили до двадцать первого столетия. По сохранившимся описаниям, изображениям, аналогам в музее мастерски реконструированы особо значимые из них. Таковы огромные средневековые часы с вращающимся циферблатом, украшенные солнцем и звездами. Вынесенные за пределы традиционных для музейного показа витрин, они воспринимаются не только как диковинная реалия грозненской эпохи, а и символ времени, с которого в России начался новый отсчет - власти самодержца.
Благодаря деликатному вхождению в исторический интерьер ощущение средневекового пространства сохраняется на всех экспозициях. В царских палатах экспозиции "Сенник постельный" и "Столовая палата царя Ивана Грозного" составляют единое целое с историческим памятником. В них реконструированы те интерьеры и предметы царского быта, которые, судя по описаниям, и могли находиться при Иване IV.
Подчеркивая государственное значение выдающихся памятников грозненской резиденции, музей рассказывает в них о событиях, которые не могут быть представлены нигде кроме, как в Александровской Слободе, удивительном историческом месте. Как заповедный остров памяти, стараниями музейщиков, ученых, государственных и общественных деятелей, краеведов и жителей Александрова он бережно сохраняется и живет, объединяя людей сознанием причастности к великой истории и культуре России.
Софья ГЛЕБОВА.