Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
ВОЕННЫЕ ДОРОГИ ВАСИЛИЯ КЛИМОВА
06.03.2005 17:49
СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ
В первый день войны немецко-фашистская авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, на которых базировалось 65 процентов самолетов западных приграничных военных округов, надолго, до лета 1943 года, захватила господство в воздухе.
Василий Семенович Климов служил кадровую в Киевском особом военном округе, рядом с границей, в г. Стрий. В их 111-ой авиабазе насчитывалось 62 истребителя, в основном И-16. Василий Семенович был водителем заправщика БЗ-35.
22 июня 1941 года. Едва рассвело, как раздался гул самолетов над головами, они стали пикировать на аэродром. Василий Семенович, находившийся в ту ночь на дежурстве, стоял в оцепенении. Аэродром пришел в беспорядочное движение, и уже стало понятно, что произошло.
На аэродроме была оборудована гауптвахта, в ней, под солдатской охраной, сидел в ночь на 22 июня "хулиган" летчик Фоменко. Хулиганство его было чисто летным: выполнял рискованные фигуры пилотажа, чем вызвал неудовольствие начальства.
- Беги, скажи, чтобы выпустили, - кричал он охраннику.
Наконец, выпустили.
С аэродрома поднялась тройка И-16. На землю истребители не вернулись: по летным качествам они уступали вражеским самолетам.
- Прощайте, я не вернусь, - сказал Фоменко, готовясь к вылету.
Он, на глазах боевых товарищей, совершил таран "Юнкерса". Это был один из первых таранов Великой Отечественной войны, еще до Н.Ф. Гастелло.
Авиабаза потеряла в первые дни на земле и в воздухе 56 самолетов из 62. У заправщика Василия Семеновича был разбит радиатор, простреляны лобовые стекла.
Через несколько дней был создан Юго-Западный фронт, он даже нанес контрудар, но с 30 июня, по приказу Сталина, войска начали отступление на рубежи старой государственной границы. Встало на ней и подразделение Василия Семеновича Климова.
Киевская оборонительная операция, бои под Харьковом, Сталинградская битва.
Самое тяжелое для Василия Семеновича сталинградское воспоминание, можно сказать, личное. Родился он в небольшой, о семи домов, деревеньке Бурковка, недалеко от Федоровской сторожки (сейчас на месте этой деревни законсервированный бывший пионерский лагерь комбината "Искож" "Тимуровец"). Было у отца-матери Климовых четверо сынов. Все ушли на войну. Старший, Матвей, израненный, вернулся с фронта. Сергей и Петр погибли, (их имена в "Книге Памяти"). Гвардии старший лейтенант Петр Семенович Климов, командир пулеметной роты, погиб в бою в орловской области, похоронен в пос. Рыбинский. Василий Семенович выезжал в Болхов, чтобы поклониться праху брата. Из встречи с местными жителями - очевидцами боя в июле 1943 года выяснил обстоятельства гибели брата.
Рядовой Сергей Семенович Климов, как указано в "Книге Памяти", пропал без вести. Но Василий-то Семенович знает, как все было на самом деле.
28 июля 1942 года появился приказ Сталина №227, известный своим главным девизом - "Ни шагу назад". За этот приказ все расписывались лично. Василий Семенович, например, ставил подпись ночью, при свете фонарика.
Это было под Сталинградом. Находясь в движении, Василий Семенович увидел необычную картину: с машины стаскивают человека, с завязанными руками и толкают дулами автоматов. "Сергей!" - узнал брата, который был семью годами старше, с 1913 года, рванулся из кабины своего БЗ-35. Подойти ему не дали - "Назад, назад!". Сергея расстреляли на его глазах, у свежевырытой могилы. Ясно, что он нарушил приказ №227. Как? Струсил, допустил какую-то оплошность? Этого Василий Семенович не знает. Знает только, что на фронте бывает всякое.
А почему пропал без вести? Война живет по законам войны, тыл - по законам тыла. И военные люди не жестокосердны, чтобы извещать родителей, сообщаю всю правду об их детях. Да и что есть правда?
Сам он находился на Сталинградском фронте до 31 декабря 1942 года.
На левом берегу Волги, в Средней Ахтубе, где располагался крупный аэродром, на нем базировалось до семи авиационных полков - истребительные, штурмовые, бомбардировочные. Погодные условия были не из легких: лето - очень жаркое, зима - очень холодная. И ежедневная боевая работа. Василий Семенович прошел войну на нескольких фронтах - Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-ом и 3-ем Украинских, 3-ем Белорусском. Заправлял многие типы самолетов, видел, как на смену устаревшим истребителям поступали Як-7, Як-9 или Ла-7, новые штурмовики - Илы, бомбардировщики - Пе-2, Пе-3. Заправлял ленд-лизовские американские "Эркобры", "Томогауки", английские "Харрикейны", которых, правда, было не столь много, а советские летчики их не любили.
Прошел войну на нескольких фронтах, но Сталинградский - особый по напряжению борьбы. Боевые самолеты уходили в небо из Средней Ахтубы ежедневно, возвращались на аэродром не все, а если возвращались - часто с мертвыми стрелками-радистами, меньше летчиков защищенных броней. Вообще стрелков-радистов не хватало. И, между прочим, был приказ, опять же сталинский: если кто пожелает пойти в стрелки-радисты, не препятствовать. Чуть позднее, в Ростове-на-Дону, Василий Семенович такое желание высказал. Командир батальона его аккуратно "замял", не желая терять одного из лучших заправщиков.
Однажды, зимой, Климов сидел на аэродроме, принимал пищу: в котелке - первое, в крышке - каша.
И вдруг - Жуков. Василий Семенович поставил котелок на снег и встал руки по швам. Георгий Константинович (тогда он был первым заместителем Наркома обороны, заместителем Верховного Главнокомандующего, координировал действия фронтов под Сталинградом) посмотрел на Василия Семеновича и сказал:
- Боец, не дело - каша остывает. Продолжайте.
Но Василий Семенович к еде больше не притронулся. Скоро подогнал заправщик к "Дугласу" Георгия Константиновича.
Из Средней Ахтубы взлетал командир 16-го гвардейского истребительного полка Александр Покрышкин, тогда еще не трижды, и даже не единожды Герой Советского Союза, но слава о летчиках-гвардейцах и самом асе уже шла. Под Сталинградом советская авиация, впервые владела стратегическим господством в воздухе. Снабжение окруженной немецкой группировки с воздуха не приносило желаемых результатов и, случалось, предназначенные немцам грузы падали в расположения советских войск.
Чудеса храбрости и находчивости показывал женский авиаполк. Женщины взлетали по ночам, выходили на вражеские позиции на бреющем полете и наносили ощутимый урон. Как-то Василий Семенович встретил летчицу Татьяну Фомину, с которой был знаком до войны. Дело в том, что в тридцатых годах его родители из Бурковки перебрались на южную окраину Александрова. В солдатской книжке Климова так и записано: призван с хутора близ Красной Горы (Слесарево). Так назывались выселки под д. Холопово. А Татьяна Фомина (Татьяна Ивановна) родом холоповская.
В Среднем Ахтубе часть Василия Семеновича базировалась до тех пор, пока не определился исход Сталинградской битвы. Далее - переброска на Южный фронт, в Ростов-на-Дону. Самолеты перебрасывать проще, сложнее со службами аэродромного обслуживания. Заправщики, в частности, две недели шли по большой дуге, через Сальские степи к Ростову.
Наиболее значительной наступательной операцией, в которой участвовал Василий Семенович, здесь была Миусская, знаменитый "Миус-фронт" - сильно укрепленная линия немецкой обороны по р. Миус. Сходу оборону взломать не удалось, и советские войска отступили на исходные позиции.
Потом участие в Крымской операции, вплоть до 16 мая - дня освобождения Крыма. Опять юг: Измаил - Тульга.
Переброска на 3-ий Белорусский. Там заправлял Яки 1-го истребительного авиаполка "Нормандия" (позднее, в ноябре 1944 года, после операции на Немане полк получил наименование "Нормандия-Неман").
И снова на юг, по сути в те места, где Василий Семенович встретил войну. Пересекли государственную границу, Югославия, Румыния, Венгрия, Австрия...
Весть о победе застала Василия Семеновича в 12 километрах от Вены, в местечке Минхельдорф. В местечке работало частное предприятие по выпуску шелка. Однажды Василий Семенович увидел стоявший на железнодорожных путях состав. На вагоне надпись мелом: "Киржач". Ясно, вывозили оборудование шелкопредприятия в до боли знакомый город. Еще подумалось: "Эх, сесть бы на этот поезд, и домой с песнями".
Но демобилизовался только в сентябре 1945-го.
В Александров возвратился с медалями "За боевые заслуги", за оборону советских городов, за взятие зарубежных.
Мать умерла до войны. Отец, Семен Семенович, жил на хуторе Слесарево. Имел свою лошадь и, пока сыновья воевали, обслуживал госпиталь в Александрове, находившийся в педагогическом училище на Военной улице. Воевала, кстати, и сестра Анастасия. Ушла добровольно, победу встретила в Праге. Так что воевали все Климовы.
Стал Василий Семенович жить своим домом, вместе с женой Серафимой Семеновной, тоже участницей Великой Отечественной.
С баранкой не расстался. Работал шофером на мясокомбинате, в автотранспортном предприятии - водил автобус по городу, а, если какая неустойка, снимали его и на районные маршруты.
Сейчас, в свои 85, живет один. Сын Николай - тоже шофер: работает там же, где начинал отец, - на фабрике Калинина. Там же дочь Нина. Еще одна дочь в Москве.
Недавно, во время благотворительного марафона "Патриоты Отечества: равнение на Победу" Василий Семенович стоял на сцене Дома культуры "Юбилейный" среди десяти участников Сталинградской битвы. С таким же основанием он мог стоять с участниками других сражений Великой Отечественной: война у Василия Семеновича Климова была большая - от первого до последнего дня.
В. АЛЕШИН.
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.175 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------