А она никуда не идет. Она едва-едва устояла на месте. Такое мнение появилось на основании услышанного, ну и, конечно, благодаря собственному взгляду на происходящее журналистов "Делового".
Конечно, можно радоваться, что наша коммуналка хотя бы перестала "падать", что минули самые тяжелые времена. Два года назад специалисты областного ЖКХ то и дело выезжали из Владимира в наш округ - для героического решения возникавших проблем, чтобы погасить крайнее недовольство жильцов. После того времени положение существенно изменилось в лучшую сторону. Но ведь в то время жить было вообще невозможно. Вот-вот мог грянуть какой-нибудь социальный взрыв. В Александрове не объявляли голодовку, не перекрывали автомобильные и железнодорожные магистрали замерзающие жильцы, однако всем известно: до края оставался буквально один шажок…
Каково же было истинное положение вещей в то критическое время, если даже сейчас, когда в коммуналку, по оценке специалистов, вложены большие средства, изношенность основных фондов этой сферы (поясним: основные фонды - это котельные, насосные станции, бойлерные, трубопроводы и прочее дорогостоящее оборудование) составляет 60-80 процентов?!
Бич нынешнего александровского ЖКХ - утечки. "В трубу" вылетают огромные деньги - вместе с горячей и даже с холодной водой. На этом совещании была названа совершенно жуткая цифра - 20 миллионов рублей - столько, по прикидкам коммунальщиков, потеряно средств по названной причине в только что закончившемся отопительном сезоне!
Очень страшные, но зато правдивые цифры все-таки позволяли увидеть реальную картину. В городе Струнино еще недавно тепловые сети были изношены на 92%. За цифрами - реальные проблемы жильцов. Жалобы отсюда поступали не только в областную администрацию и не только в виде писем. Измученные бесперспективностью своего существования струнинцы посылали в Москву видеофильмы о своих мытарствах. Впрочем, есть тут дома (по Вокзальному переулку), в которых и до сих пор люди живут, словно на передовой. Да только ли тут?!
И, слава Богу, что в последнее время этому населенному пункту оказана серьезная помощь. Здесь за зиму удалось устранить 5 крупных утечек на теплосетях. Благодаря этому в иных домах почти сразу же повысилась температура теплоносителя, а вместе с этим - и температура в квартирах.
И еще одно. По предложению администрации округа Александров, теплоснабжение многих объектов (их было особенно много в городе Струнино) передано из "Теплогаза" (многие помнят о том, что его деятельность отличалась очень низкой эффективностью) в муниципальное ведение. Глава администрации В.Коркин особенно благодарил за это организационное решение губернатора Н.Виноградова и его заместителя Е.Карпова. Благодаря ему удалось существенно поправить экономику округа Александров, поскольку долги за использованный не по-хозяйски газ буквально тянули нас всех вниз.
Еще один адрес давнишней отопительной проблемы - деревня Лисавы Краснопламенской сельской администрации. В угольной котельной из трех котлов в рабочем состоянии был только один. Тепла не хватало катастрофически. Жильцы перешли на "самообслуживание" - ставили "буржуйки" кустарного изготовления. О том, что это опасно, никто, наверное, и не думал, когда на дворе лютый мороз. Но самое удивительное, что и сейчас в сельской администрации нет решения, которое могло бы исправить положение вещей.
В Большом Каринском некогда было около тысячи коров. И всем хватало воды - и животным, и, конечно, людям. Известно, что сейчас тут общественного животноводства практически нет. Но и воды в конце главной улицы - недостаточно. Говорят, надо поднимать водонапорную башню. А может есть способ попроще, и по затратам, и по техническому исполнению?!
Умелой работе многим специалистам ЖКХ еще учиться и учиться. А кое-где кадров коммунальщиков вообще нет, или крайний дефицит, поскольку уровень оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве оставляет желать лучшего. Поэтому, наверное, приходится слышать о том, что в поселке Искра, например, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения не пересматривались в течение трех лет. А ведь это основа основ экономики коммуналки.
Приведем и абсолютно негативный факт: на прием к главе администрации В.Коркину приходят люди, которые требуют исполнения обещаний директора "Жилищного треста" (руководителем этого предприятия в то время был А.Зайцев) данные им …в 1999 году.
Есть и продолжение этой "серии": по документам прежних лет деньги ЖКХ истрачены на откачивание воды из подвалов даже в тех домах, которые …не имеют подвалов. Но это, пожалуй, уже вопрос правоохранительных органов, а не совещаний в администрации.
В выступлениях главы администрации В.Коркина, его первого заместителя В.Савельева, было много сказано о положительных изменениях в конкретных домах, на конкретных улицах. Однако мы не будем все это перечислять. Пусть жители сами подумают и оценят, почувствовали они по своей квартире улучшение или нет. Наша газета по-прежнему будет публиковать материалы о недостатках коммунального хозяйства округа Александров под рубрикой "Репортера вызывали?" Так же, впрочем, как и о положительном опыте ЖКХ.
Сейчас опять говорят: руководство александровского "Водоканала" сумело так поставить дело с применением полиэтиленовых труб вместо быстро выходящих из строя металлических, что существенно сократилось число аварий на трубопроводах холодной воды. Теперь стоит задача сократить использование устаревших технологий и на тех сетях, благодаря которым подается горячая вода. Хорошо бы опыт В.Лебедева распространить и на другие предприятия.
Запомнилось выступление председателя Совета народных депутатов А.Акимова. Опытный коммунальщик, он задался таким вопросом. Нет ли смысла объединить два учреждения образования в Бакшееве? В полупустом детском саду вряд ли быстро появятся еще несколько групп. А в старой деревенской школе та же история с комплектацией школьников. Но обоим учреждениям нужны тепло, приходится тратиться на их содержание. Подобные примеры есть и в других сельских населенных пунктах. Пока над этим работают плохо.
Отдельно говорили о долгах населения за полученные услуги ЖКХ и потребленные тепло, газ, электричество. Они составляют 10 миллионов рублей, огромная сумма! Если бы жители платили вовремя, удалось решить многие вопросы. Впрочем, В.Козырев приводил примеры других городов и районов Владимирской области. Там коммунальщики первыми идут навстречу квартиросъемщикам - например, ставят вентили на стояках, чтобы при необходимости быстро перекрывать воду. Если жильцы чувствуют, что к ним поворачиваются лицом, они готовы даже потерпеть, пока коммунальщики не устранят все проблемы. В некоторых случаях обслуживать дома доверяют даже частным предпринимателям. И взаимоотношения ЖКХ с жильцами начинают походить на цивилизованные, жалобы прекращаются.
Многое будет зависеть от того, как в нашем округе пройдут собрания жильцов (часть квартир уже приватизирована и новые собственники должны определиться, кому они могут доверить обслуживание принадлежащего им имущества). Пора, наконец, собственникам жилья понять, что они могут нанять любое предприятие, которое сумеет эффективно работать.
В соответствие с новым Жилищным кодексом такие собрания должны состояться в ближайшее время. Не обязательно даже, чтобы они проводились в виде собраний. Мнение жильцов может быть определено заочным опросом. Главное, сделать правильный выбор. Чтобы, например, после проведенного ремонта не оказалось, как в совершенно удручающем примере, который привел В.Козырев: в некоторых домах нашего округа кровля была отремонтирована, деньги истрачены, но работа выполнена настолько плохо, что, например, по Ленина, 26 и в Карабановском тупике, 20 снова обнаружились сквозные (!) дыры.
…И все-таки коммуналка нашего округа, достигнув дна, начинает выходить из этого крайне неприятного положения. Если в обсуждении ее проблем будут активней принимать участие жители, то выйдет она из пике быстрее и с меньшими потерями, а деньги собственников квартир будут расходоваться экономней.