В Суздале состоялся очередной семинар Владимирской школы публичной политики (проект РОО "Открытая Россия"). Сегодня мы предлагаем интервью с одним их экспертов школы публичной политики, бывшим главным редактором газеты "Известия", первым вице-президентом "Компании развития общественных связей" Михаилом КОЖОКИНЫМ.
***- Михаил Михайлович, как, по вашему мнению, будут развиваться средства массовой информации в ближайшие пять лет?
- На мой взгляд, картина будет примерно такой же, как сейчас. Количество СМИ немного увеличится, причем, как и сейчас, примерно треть из них будет существовать только на бумаге, в виде регистрации. Уверен, что успешно и динамично будут развиваться Интернет, радио, кабельное телевидение. Печатные СМИ будут активно развиваться в регионах. Убежден, что будут сформированы общероссийские медийные холдинги, стоит ожидать активного прихода зарубежного, в основном западного, капитала.
***- Влиятельность СМИ повысится?
- Это будет зависеть от настроения в обществе. Если будет нарастать погруженность в свои проблемы, проблемы семьи (что, кстати, абсолютно нормально), то влиятельность СМИ на умы не будет нарастать. Если же мы быстро пройдем эту стадию и осознаем, что личное благополучие зависит от ситуации в стране, тогда возникнет нарастающий интерес к общероссийским проблемам, к пониманию своей роли в мире.
***- Возьмем проблему взаимоотношения власти и региональных СМИ. Как известно, между оппозиционными средствами массовой информации и администрациями различных уровней очень часто бывают конфликты. Ваш прогноз на дальнейшее развитие этих взаимоотношений.
- Число конфликтов будет возрастать. Власти будут стараться задавить, задушить, приструнить, построить региональные СМИ, журналисты будут отбиваться и отвечать. Это постоянный процесс. Но учитывая, что СМИ более изобретательны, они выживут.
***- Что будет, если в регионе закроется последнее оппозиционное СМИ?
- Неизбежно появится другое. В российском обществе есть потребность в альтернативной точке зрения, потому оппозиционные СМИ будут обязательно.
***- Выборы в Законодательное Собрание Владимирской области, состоявшиеся 20 марта нынешнего года, показали, что подавляющее большинство населения апатично. В связи с этим возникает вопрос о роли СМИ.
- СМИ должны информировать. Вопрос - о чем и для кого. Правильный ответ на эти два вопроса - ключ к успеху любого издания. Если у тебя есть целевая аудитория, то тебя будут читать.
***- Во Владимирской области, где проживает более миллиона человек, самый большой тираж общественно-политической газеты - около 10 тысяч. Следовательно, народ аполитичен.
- А что в этом плохого? Ситуация отражает действительность.
***- Существует мнение, что народ, не участвующий в политике, - это народ без будущего и без истории. Вы согласны с этим?
- Нет, не согласен. Человек стремится к некой стабильности. Известный принцип Чан Кай Ши: "В юности почти каждый коммунист, в старости почти каждый консерватор". В молодости человек хочет изменить весь мир и Че Гевара по-прежнему популярен. Потом идут заботы о семье, затем - о вечном. Аналогичная ситуация и в обществе: мы хотели все изменить, сломали систему, сейчас идет процесс освоения завоеванного, приспособления. Ломка тяжелейшая. Многие не смогли приспособиться. В настоящее время повышено внимание к своим личным проблемам, где политика оказывается на периферии. Это объективный процесс. И в этом не власть виновата. В 1991 году мы раскрепостили индивидуальное "я", то, что коммунисты из нас 70 лет истребляли. Мы с ужасом обнаружили, что "я" направлено не на созидание, а на воровство, грабеж, бандитизм, махинации. Сейчас каждый стал задумываться, что делать с индивидуальным "я". Каждый выбирает: торговать или вернуться в НИИ, уехать в Европу или остаться в России, поменять Москву на деревеньку под Суздалем. Политика - удел тех, кто смотрит на несколько шагов вперед. И это тоже нормально.
***- Рынок СМИ, по Вашему мнению, ждет жесткая сегментация. Это будет связано с формированием гражданского общества?
- В том числе. Но это не значит, что "зеленые" будут читать только о животных, а политически активные только о политике. Они будут читать об огороде, и об изобретениях, о здоровье. Перекрещивание аудиторий неизбежно. Главное, чтобы потребителю было интересно. СМИ, как и любой бизнес, нуждается в постоянном развитии. Иначе - гибель.
А. КАМСКИЙ
(по материалам ИА "REGNUM").