Прежде чем окунуться в этот шик, следовало самому разобраться в предмете. И занятие это весьма нелегкое, учитывая специфику доперестроечной жизни, когда элементарная водка на всем пространстве, называемом СССР, была дефицитом. Дикие мы были. Такими, наверное, и остаемся до сих пор. Хотя, все чаще можно слышать от друзей и знакомых, ранее совершенно неведомые названия, вроде текилы, а виски, джин, мартини, вероятно, уже попробовал каждый, кто к этому стремился.
Словом, нужна была минимальная теоретическая подготовка. Благо, александровские библиотеки содержат, пусть и небольшой, но достаточный для первых шагов, набор литературы об основных этапах получения и дегустации вин. В этих книжках мне удалось кое-что вычитать, чтобы не ударить лицом в грязь на презентации настоящего французского шампанского. Хотя: теория, мой друг, суха, а древо жизни пышно зеленеет, написал классик.
…Прежде чем коротко рассказать о том, что представляет французская компания по производству шампанского, обратим внимание на следующее немаловажное обстоятельство: российский рынок для западных виноделов считается очень и очень соблазнительным ввиду огромного потенциала. Во Франции еще хорошо помнят, что дореволюционная Россия была одним из главных закупщиков шампанского. Есть надежды, что сохранились и традиции потребления шампанского, по крайней мере, они не до конца утрачены, их еще можно возродить.
Проводилась презентация, главным образом, для московских журналистов. И мне довелось присутствовать на коротком интервью представителя агентства Интерфакс, которое состоялось еще до начала самого действа. Как и полагается, одно из ведущих информационных агентств России интересовало не столько само вино, сколько обстоятельства вокруг его поставок российскому потребителю. Отвечала на вопросы директор по экспорту компании «Шарль дё Казанов» Мария Ферре.
До настоящего момента шампанское дома «Шарль дё Казанов» в Россию не поставлялось. Пока оно главным образом продается в Западной Европе (77 %) и в Азии (10,5 %). Мария Ферре перечислила страны, где любят шампанское дома «Шарль дё Казанов»: Франция, Италия, Англия, Германия, Испания, Португалия, все страны Скандинавии, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, США, Япония… В Восточную Европу поставляется примерно полтора процента общего объема – главным образом, в Польшу. Это, конечно, мало и, по мнению менеджеров, требует корректировки.
Первая партия для России составила 900 бутылок, и поступило вино, главным образом, в рестораны Москвы (небольшая часть – в регионы, но тоже в рестораны). Во Франции такое шампанское очень хорошо продается в супермаркетах (в октябре прошлого года оно покупалось чаще любых других видов). Расчеты французских менеджеров сводятся к тому, что со временем их шампанское появится и в крупных московских магазинах.
«Шарль дё Казанов» - один из старейших домов шампанского, основанный в Эпернэе (Шампань) еще в 1811 году (в истории России и Франции для русских наиболее запомнившаяся из близких дат – 1812 год – Бородинская битва). Всего в Шампани существует 261 так называемый согласованный дом шампанского. «Шарль дё Казанов» занимает среди них 13-е место по объему производства (возможность годового производства компании составляет 3,5 миллиона бутылок шампанского, в 2002 году произведено 2,8 миллиона бутылок, получен доход в 44 миллиона евро). В Россию такого шампанского предполагается поставлять до одного миллиона бутылок в год. В страны СНГ пока такое вино не поставляется, но в планы компании подобные поставки также входят.
…Перед тем как приступить к презентации, организаторы вручили журналистам и специалистам заранее приготовленные пресс-папки. В них – краткое описание преимуществ виноградников Шампани, расположенной на севере Франции. Здесь же - описание технологии производства шампанского (оно должно состоять из трех сортов винограда и дважды сбраживаться – во второй раз это происходит уже в бутылках, которые приходится непрерывно поворачивать вручную, чтобы затем изъять опустившийся к пробке осадок).
Применяется три сорта винограда – Черный пино, Пино мёнье и Шардоне. Если Черный пино способствует силе и твердости, то Пино мёнье наполняет вино основой, Шардоне же придает ему изящество, свежесть и элегантность. В виноделии, как и в любой сфере сельского хозяйства, многое зависит от погоды. Существует понятие «миллезим», которое обозначает благоприятный для урожая год. В такие годы закладываются престижные марки вина (например, шампанское «Страдивариус» изготавливается только из винограда высшего сбора). Если же год - «не миллезим», то производится непристижное вино – диапазон его видов широк.
Проводили презентацию представители компании «Шарль дё Казанов» уже известная нам Мария Ферри, Клод Брюнель и Жак Моно, а так же генеральный директор российской компании «Алианта Групп» Армен Гришкян. Как водится, они коротко рассказали о цели задуманного действия, и тут же перешли к весьма приятному делу – непосредственно дегустации.
В этот день гостям ресторана «Nostalgie» предлагалось 5 видов шампанского: Брют классический (не миллезим), Брют Азюр Премьер Крю не миллезим и такое же вино высшего сбора - Гранд Аппара («большое торжество») - это шампанское, главным образом, покупается для свадебных вечеров. Кульминацией же стало шампанское Страдивариус (оно изготавливается только из урожая наиболее благоприятных лет, в нашем случае – из высшего сбора 1995 года). И, наконец, было представлено полусухое шампанское.
Что тут сказать?!
Еще до начала дегустации автор осмотрел интерьер ресторана. Мраморные полы с вкрапленными в них бронзовыми «следами» знаменитостей: Ролан Быков, Марк Захаров, Олег Табаков, Донатас Банионис… Театральные деятели часто посещают его, видимо, благодаря соседству со знаменитым «Современником», который расположен на другой стороне Чистопрудного бульвара. И оформлен зал с театральным шиком и вкусом. Так что можно представить, что сообразно условиям, в которых подавалось настоящее французское шампанское, был и его вкус. Такого блеска вина, такой игры мельчайших пузырьков, свежего аромата и гармоничного вкуса мне, скажу откровенно, видеть и пробовать не доводилось. Лишь однажды, на пятом бокале, мне послышались родные российские привкусы – это было полусухое шампанское, в которое, как известно, на заключительной стадии добавляется так называемый экспедиционный ликер, который определяет его крепость и сладость.
На столе стояли 5 бокалов для вина и поднос с маленькими бутербродами с черной икрой и …такими же небольшими теплыми оладьями. Во второй части дегустации были поданы пирожные и фрукты в шоколаде. Стоял и бокал воды. Как известно из теории, которую мне удалось проштудировать накануне, дегустаторы иногда пользуются теплой (около 40 градусов) водой, наполовину разбавляя вино, чтобы лучше ощутить аромат. Откровенно скажу, мне такой способ показался, как бы это выразить, мало эффективным.
Больше не скажу ничего. Описывать впечатления от пяти изысканных видов шампанского дело неблагодарное. Да и стоит заинтриговать читателя, подтолкнуть, чтобы он и сам попробовал элитные вина, которые будут представлены во время мастер-класса 12 и 13 июля (их будет шесть!) Сомелье Роман Семенов, спортивно-оздоровительный комплекс «Плай» и редакция газеты «Деловой Александров» постараются хотя бы чуть-чуть поднять культуру потребления вина в нашем городе – ведь к нам в Александров все чаще и чаще едут туристы, порой они представляют весьма развитые в гастрономическом отношении страны.
С. МИРНЫЙ.