ШЕБОЛДИНА Л.Н., заведующая дошкольным учреждением.
- Когда мы спрашиваем родителей, часто ли они хвалят своих детей, то практически всегда получаем отрицательный и полуотрицательный ответ: «Нет, не часто. Хвалим, но в меру. Только за дело». Интересно, что на следующий наш вопрос: «Как ребенок на это реагирует?» - почти неизменно следует ответ: «Очень любит. Радуется. Счастлив, когда его хвалят».
То есть, получается, что родители знают, видят, как ребенок жаждет похвалы, но в боязни «захвалишь – нос задерет», не спешат удовлетворить эту жажду.
Для успешного обучения в школе надо чаще хвалить детей. Если вы желаете добра своему ребенку, помогите ему построить свой положительный образ, защитную маску. Пусть она будет из его достоинств, иначе он эту маску слепит сам, и уж тогда не взыщите, если она будет из чего попало.
Так, природную застенчивость он замаскирует грубостью и неумением обаятельно улыбаться (чему вы его можете научить, говоря, что у него красивые зубы и очаровательные ямочки на щеках). Пусть это будут «лавры в кредит», но вы увидите, как они помогут ребенку в процессе обучения.
РОМАНОВА О.В., старшая медсестра.
- Безусловно, успешно обучаться в школе может только здоровый ребенок. Такой будущий первоклассник должен весить 17,6 – 21,4 кг (мальчик) и 17,9 – 21,5 кг (девочка). Рост ребенка должен составлять 112-122 см у мальчиков и 113-122 см у девочек, окружность грудной клетки должна быть 53,7 – 58,9 см. В течение года у ребенка должен быть низкий процент заболеваемости, хорошее качество сна (быстрое засыпание, хороший сон днем и ночью), должен вести активный образ жизни, быть доброжелательным.
УШКО Н.А., логопед.
- Одним из главных компонентов готовности детей к школьному обучению является речевое развитие. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Речевое развитие рассматривается, как развитие умения понимать и пользоваться языком. Развитие фонематического слуха и звукового анализа, осознание состава слова, формирование грамматических категорий, связной речи.
Оценивается характер общения детей, инициативность, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли. Конечно, квалифицированное обследование речевого развития может сделать только логопед, но для развития речи родителям можно порекомендовать совместное чтение книг, использование специальных игр, прописей с игровыми заданиями, которые сейчас можно приобрести в любом киоске и книжном магазине.
ЛЯШЕНКО М.И., физкультурный руководитель.
- Физически подготовленный к школе ребенок может быстро пробежать 60-100м, бегать на выносливость (непрерывно в течение 1,5-2минут), энергично подпрыгивать на месте, прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, спрыгивать с высоты в определенное место. Также ребенок должен уметь лазать по гимнастической скамейке, подлезать под предметы высотой 40 см, стоять на одной ноге. Кроме того, он должен уметь бросать мяч вверх и ловить двумя руками, отбивать его о землю и бросать в горизонтальную цель.
Обычно все дети справляются с основными видами движений, затрудняются только в упражнениях на равновесие и в играх с мячом.
Родителям рекомендуется приобретать спортивные пособия и игры для занятий с детьми, почаще ходить на стадион, не забывать заниматься с детьми летом на дачных участках.
ОЛЕЙНИК Т.Г., музыкальный руководитель.
- Считается, что ребенок готов к музыкальным занятиям в школе, если он может внимательно слушать музыку, различать ее характер, жанры (песня, танец, марш), некоторые особенности ее звучания (темп, динамика, тембр, регистры, звуковысотность), различать части в музыкальных произведениях. Кроме того, дети могут владеть элементарными способами игры на музыкальных инструментах, усвоить простейшие сведения из нотной грамоты. Должны быть развиты и творческие способности детей – они могут импровизировать в игре на музыкальных инструментах, придумывать различные композиции танцев, собственные варианты попевок.
Для подготовки детей в этом направлении родителям рекомендуется приобретать различные детские музыкальные инструменты, музыкальные игры. Конечно, в семье это может доставлять определенные сложности, так как нарушит ваш покой. Потерпите – может быть, ваш ребенок, который не выпускает из рук барабана, - будущий знаменитый музыкант.
ЕВСТРАТОВА Т.С., воспитатель, руководитель кружка по изо-деятельности «Веселая палитра».
- Готовность детей к изобразительной деятельности – это сформированное чувство цвета, пространственных представлений об эстетических качествах окружающего, желание изобразить их в рисунках. Для одаренных детей это, кроме названного, еще и способность видеть объемность и умение изобразить ее в рисунке (чувство светотени, незакрашивание бликов).
Для подготовки детей в этом направлении рекомендуется совместное с родителями творчество. Кроме того, более сложно для ребенка рисование карандашом, поэтому рекомендуется чаще рисовать карандашами, а не красками, фломастерами или маркерами.
ПАЛЬШИНА В.В., воспитатель логопедической группы.
- Математическая готовность к школе означает, что к моменту поступления будущий первоклассник должен писать цифры от 0 до 10, из неравенства делать равенство, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте? Кроме того, ребенок должен решать математические задачи на сложение и вычитание, знать геометрические фигуры, последовательно называть дни недели.
Родителям рекомендуется совместное с ребенком решение задач и упражнения дома. Хорошо тренироваться, например, счету на прогулке, решать на любых окружающих предметах элементарные математические примеры.
ЕГОРОВА О.А., воспитатель подготовительной группы, руководитель кружка по художественному ручному труду «Поиск».
- Ребенок, поступающий в школу, должен иметь основы трудовой общетехнической подготовки, что означает интерес к миру техники, достаточно широкий запас представлений о машинах и профессиях людей, их обслуживающих. У него должен быть сформирован комплекс умений и навыков самообслуживания, обращения с некоторыми орудиями ручного труда, приспособлениями, доступной и безопасной бытовой техникой.
Родителям рекомендуется давать детям больше самостоятельности и не препятствовать в разумных пределах, когда ребенок говорит: « Я сам»!
РАЗВИНОВА Е.Г., воспитатель подготовительной группы.
- У детей шести лет должны быть сформированы система знаний о живой и неживой природе, о факторах внешней среды и влиянии их на жизнь живых существ, о существовании растений и животных в условиях экосистемы (лес, поле, луг).
Родителям рекомендую больше бывать с детьми на природе, рассказывать о том, что вокруг нас. Дома надо учить ребенка ухаживать за животными и растениями.
СТАШКОВА Т.Н., педагог-психолог.
- Часто бывает так: ребенок с определенным багажом знаний, который умеет хорошо читать, считает до 100, справляется с головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, приходит в школу, начинает успешно учиться, а через 2-3 месяца возникают проблемы. Ребенок оказывается не готов к школе психологически – у него не сформирована эмоционально-личностная сфера и учебно-познавательная мотивация.
Что же ждут наши маленькие ученики от школы? Данные нашего опроса показывают, что от школы они ждут возможности «приобрести новых друзей», «надеть красивый рюкзачок», «не спать днем». Детям нравятся перемены, где бегают, «тетрадки с котенком на обложке», «что все вещи новые». Но эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы у детей еще далеко оттого, что от них ожидают взрослые и по сути своей они еще дошколята.
Социальная и эмоциональная готовность – это умение контактировать с другими людьми, соблюдать общепринятые правила поведения, уметь играть в игры с правилами и самому их соблюдать. Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Такой ребенок не будет безутешно плакать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
К 6-6,5 годам возможно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения» (например, уговаривать самого себя - все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится…»). Родителям при вспышках гнева ребенка необходимо помочь ребенку, а не впадать в панику или в ярость вместе с ним. Ведь всем известно, что может происходить взаимозаражение негативными эмоциями (так, дети начинают плакать, глядя друг на друга).
Требуйте от ребенка лишь того, что он может в силу своих данных. Не зря говорится: «Не проси у осин апельсин». Если вашему ребенку не дается, скажем, математика, а у вас самих или у вашего мужа математика в школе всегда оценивалась не выше «3», не стоит требовать и от вашего ребенка, чтобы он стал Лобачевским.
А в целом, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечивать ему эмоциональный комфорт в себе.
Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.