Как известно, воспитание подрастающего поколения - залог будущего. Однако несмотря на то, что это неоспоримая истина, порой дети растут, как трава на обочине, а потом удивляемся, откуда взялось так много чертополоха. Впрочем, сегодня всем понятно, что после того как в обществе сменились нравственные ориентиры, в детской среде появилось много "недетских" проблем. Справиться с ними можно только в том случае, если детьми заниматься неустанно и кропотливо - в семье, в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях, в общественных организациях. Как говорится, чему научишь - то и получишь.
Справедливости ради надо отметить, что в последние 2-3 года в нашем округе делаются большие усилия по организации молодежного движения. Большую роль сыграло в этом создание при администрации округа Комитета по культуре и молодежной политике, в котором молодежными вопросами занимается Г.Ф. Истомина, имеющая богатый опыт комсомольского лидера прежних лет. Вокруг Комитета сложилась группа педагогов-единомышленников из управления образования, школ, техникума, училищ, вузов, под руководством которых удалось провести регистрацию детских и молодежных общественных организаций, собрать их на слет, главной идеей которого стала идея объединения. В итоге был создан реестр детских и молодежных общественных организаций, а также Совет молодежных организаций при главе округа Александров.
Призывы не прошли даром - и примерно год назад в округе развернулось настоящее лидерское движение. Лидерские качества развивает в детях заведующая отделом образования и педагогических инноваций Управления образования администрации округа Александров, педагог-психолог высшей категории, победитель Всероссийского конкурса "Лидер в образовании" М.А. Горская (объединение ЛОСК). Прошлым летом в оздоровительном лагере "Солнечный" совместными усилиями Комитета по молодежной политике, Управления образования (этими вопросами успешно занимается главный специалист Т.Ю. Колесникова), а также активистами из студенческой и школьной среды была впервые организована лидерская смена. В осенние каникулы в оздоровительном лагере "Берендей" прошла еще одна. В настоящее время готовится новая летняя лидерская смена, которая тоже будет проходить там же. Словом, кропотливая работа с детьми и молодежью начала давать свои плоды.
В начале прошлого учебного года по инициативе администрации округа в Александрове впервые открылась "Школа молодого лидера", работавшая под патронажем Московского гуманитарного университета и под руководством кандидата педагогических наук, психолога, доцента кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций вышеназванного университета, автора книги "Основы делового общения" О.В. Дивненко.
Программа обучения была рассчитана на подготовку лидеров из школьной и студенческой среды округа. Цель педагогов - повысить активность молодежи, направить инициативу ребят на созидательную деятельность, способствующую развитию округа. Занятия проводились раз в месяц на базе школы № 14. Было создано две группы: младшая - до 16 лет, старшая - от 16. В основном с ребятами занимались преподаватели московских вузов, но были и александровские педагоги (младшую группу вела М.А. Горская).
Год прошел настолько успешно, что к выпуску ребята подготовили и защитили шесть общественно значимых проектов, о чем они сами и рассказали, придя в редакцию газеты вместе со своими педагогами - М.А. Горской и О.В. Коркиной.
Мария МАЛОВА (шк.9.):
- В "Школе лидера" мы очень многое узнали и многому научились. Мы разбирали разные критические ситуации. Нам объясняли, как надо себя вести, как одеваться, как общаться с людьми, что и как говорить, чтобы убедить людей пойти за собой во имя какого-либо благого дела.
Недавно в киноконцертном зале "Южный" в торжественной обстановке мы защищали свои проекты. Лучшим проектом по двум номинациям был признан проект по восстановлению стадиона в городе Карабаново. Два проекта посвящены реставрации клуба "Искож", разработаны также проекты по восстановлению александровского парка культуры и отдыха, по созданию на Советской площади молодежного сквера, еще один проект называется "Молодой семье - доступное жилье".
Главное, что дала нам "Школа лидера", - это уверенность в себе и осознание того, что, объединившись, мы многое сможем сделать для округа. Мы ведь все из разных мест, из разных школ, но мы сплотились, стали одной семьей и делали все вместе на общее благо. Я считаю, что лидеры очень нужны обществу. Они смогут убедить людей без принуждения сделать какое-то общественно полезное дело.
Приятно, что администрация округа помогает нам. Сам глава В.П. Коркин был на наших занятиях. Обещал, что будут выделены средства на реализацию наших проектов, а мы обещаем во всем помогать. Можем организовать благотворительные акции, благотворительный концерт для сбора средств. Думаю, жители округа поддержат наши начинания.
Часто молодежь либо инертна, либо чего-то требует, не считаясь с возможностями. Мы же предлагаем администрации сотрудничество и помощь в решении тех или иных проблем. Мы хотим активно участвовать в жизни молодежи нашего округа.
Катя БЕГУНОВА (шк.13):
- Мне очень понравилось, что в "Школе лидера" не было строгих взаимоотношений: ученик - учитель. Между ребятами и педагогами сложились дружеские, доверительные отношения. Было очень легко общаться. Очень важно и то, что мы поверили в себя, поняли, на что мы способны, что многое зависит от нас самих.
Мы очень рады обещанию, что здание клуба "Искож" будет занесено в перечень федеральных памятников архитектуры. Сами сотрудники клуба очень надеются на реализацию нашего проекта по его реставрации.
Света ПОРОХНЯ (гимн.2):
- Мне кажется, одно из главных достижений "Школы лидера" заключается в том, что администрация округа впервые задумалась над тем, что нужно готовить смену - управленческие кадры. Так что, может быть, это наши первые шаги к победе.
Анна ЯКУНИНА (Российский новый университет, председатель "Молодежного единства"):
- Я пришла в "Школу лидера" из любопытства, чтобы посмотреть, каковы интересы у молодых людей, чему и как они будут обучаться. Жаль, что студенчество было представлено мало. Видимо, сказывается то, что в школьном возрасте у них не было "Школы лидера", поэтому они более инертны. А вот у школьников глаза горели. Хороший костяк сложился, замечательные проекты создали.
Было бы здорово, если бы "Школа лидера" продолжила свое существование. Лично для меня, как лидера, это был хороший опыт по работе с молодежью.
Оля СТЕПАНОВА (шк.4):
- В школе к нам теперь стали относиться по-другому - и сами ребята, и учителя, и родители. К нам теперь прислушивается даже директор. Мы много интересных мероприятий организовали.
Оля ПОЛИКАРПОВА (шк.7):
- То, чему мы сами научились в "Школе лидера", проводим теперь на классных часах. Раньше у нас класс был недружный, было много группировок, а теперь мы сплотились. Проводим игры, ходим в походы. И другие классы начали за нами тянуться.
Мне кажется, у каждого человека есть лидерские качества, надо их только развивать. Чем дурака валять, лучше общественной работой заниматься.
Надо обязательно продолжить в следующем году занятия в "Школе лидера". Даже если там будут те же самые занятия, я еще раз буду на них ходить. Главное, чтобы быть всем вместе, общаться, совершать полезные дела.
Света ПОРОХНЯ:
- Кстати, в июле откроется лидерская смена в оздоровительном лагере "Берендей", и мы будем работать там помощниками вожатых. Вот где нам пригодится полученный опыт.
О.В. КОРКИНА (преподаватель "Школы лидера"):
- Хочу добавить, что занятия в "Школе лидера" проводились по личной методике руководителя этого проекта О.В. Дивненко. Вообще в России было создано три таких школы, одна из них - в Александрове.
Основной целью работы с молодежью было создание при главе администрации Совета молодежи - не номинального, а реального.
М.А. ГОРСКАЯ:
- Я думаю, нам удалось заинтересовать ребят, пробудить их инициативу к созидательным делам, сформировать у них гражданскую позицию. И все это не через лекционную работу, а через интерактивные формы - деловые игры, тренинги. В итоге ребята стали увереннее в себе, поняли, что они нужны своему округу и могут быть ему полезными. Все хотят продолжить обучение.
Чему они реально научились? Видеть проблемы в общественной жизни и искать пути их решения через конкретные дела.
Что ж, остается надеяться, что ожидания ребят не будут обмануты и они будут востребованы в своем коллективе, в своей школе, в своих городах, в своем округе и что их проекты будут реализованы. Хорошо уже то, что им надоело жить бесцельно и сгорать от скуки, они хотят быть вместе и заниматься общим полезным делом. Первые шаги по этому пути сделаны. Будем ждать следующих.
О. СЕМЕНОВА.