– Василий, для начала скажите, есть что-нибудь новенькое кроме черного пиара, скелетов в шкафу?
– Для начала скажу, что черный пиар сейчас, мягко говоря, не в моде. Но им пользуется большинство команд политтехнологов, поскольку грамотных политтехнологов в стране раз два и обчелся. Он востребован в разговоре политтехнолога и заказчика. Приходит политтехнолог к заказчику и начинает ему впаривать способы расходования предвыборного бюджета. Давайте я с удовольствием потрачу ваши деньги – на что? – ну как же, надо облить соперников грязью. Если б политтехнолог был относительно грамотным, он бы нашел массу и других методов освоения предвыборного бюджета. То есть, главная причина появления черного пиара – это низкий уровень политтехнологов. Как показывает практика последних лет, на результаты выборов черный пиар влияет крайне мало. И избирателям надо делать скидку на то, что сегодня уже примерно половина черного пиара, это "самострел", когда грязью обливается собственный кандидат, а потом его представляют как невинную жертву негодяев.
– А что, политтехнологи не могут предложить ничего новенького?
– Они, как правило, предлагают комплекс меро-приятий. Существует стандартный набор провальных команд: придумывается генеральный слоган кампании, что-то типа "Сильным – работу, слабым – заботу" и начинают звенеть по всем СМИ, рассказывая о том, что этот кандидат каким-то образом оказался самым лучшим, самым замечательным. Сами знаете – он вышел из народа, он честный, держит свое слово, построил свой бизнес с нуля, платит все налоги, построил десятка три детских домов, подарил тридцать три ириски неимущим школьникам и так далее и тому подобное. И параллельно идут мероприятия по обливанию грязью противников. Если противник – действующий мэр, например, то ему начинают припоминать все его грехи исключительно с негативной точки зрения, опуская все его реальные достижения.
Как говорится – сила в правде. Если правды нет, то нет эффекта в кампании. Правды нет, когда оценка производится однобоко, только с одной стороны, абсолютно не учитывая никакой ситуации. Если вы собираетесь валить "врага", то надо давать полную и правдивую картину его сильных и слабых сторон. Во-первых, – это правда, которая вызывает доверие, во-вторых, полное и правдивое описание современного "грешного" человека, как правило, вызывает естественное отвращение, и в третьих, валить имеет смысл врагов, у которых рейтинг известности превышает 80%, чтобы за свои же деньги не наращивать им известность. Мало того, что огульная грязь – это неправильно с морально-этических, нравственных позиций, это просто неэффективно с точки зрения достижения результата и плюс к тому, это уже немодно.
– Наверное, когда у кандидата много денег, ему проще. Он и за статеечки заплатит, и авторам, и политтехнологам, и плакатики развесит вдоль дорог, и подарки какие-то раздаст. А есть эффективные технологии для малобюджетных предвыборных кампаний?
– Исходя из практики, кандидаты из народа, малобюджетные кандидаты проходят довольно часто. Все зависит от самого кандидата. Я знаю большое количество примеров, когда были вложены страшные деньги в кампанию, а результат был настолько ничтожным, что я даже не знаю, как потом политтехнологи смотрели в глаза своим заказчикам. Дело в том, что народ в последнее время серьезно поумнел. Есть какое-то влияние подавляющего грохота в СМИ, в этих плакатах, мелькании лиц на телеэкране, но, во-первых, по оценкам социологов, это дает плюс-минус 2 процента, а во-вторых, это уже не мотивация для голосования. Когда человек идет и видит распрекрасный баннер на улице с распрекрасным кандидатом и лозунгом под ним, для него это просто очередной рекламный щит, к которым он уже привык. Наш избиратель стал более опытным и такое на него действует слабо, приелось, что называется.
– Лучше всего походить по квартирам, раздать по бутылке водки или по батону колбасы. Потом человек пойдет и проголосует. Насколько эффективна такая тактика?
– Она эффективна в местах массового поселения алкоголиков. Но их не везде подавляющее большинство населения. Ну если есть район, в нем районный центр и несколько деревень. Вот в некоторых из них за бутылку водки спокойно могут проголосовать. Таким вливанием надо заниматься в момент голосования, иначе если ты придешь раньше, то человек напьется и забудет, за кого ему надо голосовать. Или вообще не придет. Хотя, как правило, алкаши ходят на голосование. Существует такой незамысловатый прием под названием "вертушка". Когда стоит какая-нибудь "Газелька" около избирательного участка, и отлавливает непрезентабельного вида избирателя. Его заманивают в машину и инструктируют: идешь на избирательный участок, получаешь бюллетень, имитируешь, что ты его бросил в урну, на самом деле ты его кладешь в карман и приносишь нам, после этого получаешь стакан. Мужик приносит чистый бюллетень, честно получает свой стакан. Дальше все вообще просто – ловят следующего, дают ему бюллетень, в котором уже галочка поставлена где надо, и говорят – мужик, приходишь на избирательный участок, получаешь чистый бюллетень, приносишь его нам, а вот этот бюллетень кидаешь в урну. И так далее, вертушка пошла. В урну кидаются отмеченные бюллетени, а с избирательного участка выносятся чистые, они отмечаются так, как надо и следующий их относит. Все участники вертушки получают свой стакан водки или бутылку пива.
– Вы сами видели, как это делается?
– Да это настолько распространено, что отдельно инструктируется и избирком, и милиция, что если вы видите машину, которая стоит долго у участка и у нее происходит непонятное шевеление, то надо подойти и разогнать. "Вертушки" можно эффективно разогнать, если административный ресурс сам не занимается ее организацией.
– А чего свеженького?
– Что вас интересует? Как подтасовать результаты выборов, или как пудрить мозги гражданам?
– Про подтасовку. На последних выборах в ЗС области в нашем избирательном округе не было явки. Многие думали – на самом деле люди не пришли или можно было как-то эту неявку обеспечить манипуляцией с бюллетенями?
– Ну сначала про то, как обеспечить неявку. Нужно провести специальную агитацию, чтобы ее сорвать. В последнее время очень часто используется пиар кандидата "против всех". Команда политтехнологов получает задание сорвать выборы, пиаря именно этого кандидата. Или призывая не приходить на выборы. При этом все кандидаты в полной мере получают негатив.
– Неужели кандидат "против всех" может иметь свою команду, как реальный человек?
– Может, и его кампании проплачиваются не хуже кампаний реальных кандидатов.
– А кому он может быть нужен?
– Вот, к примеру, на мэрских выборах прошел первый тур. Во второй выходят два кандидата: действующий мэр и его сильнейший оппонент. Но был еще кандидат, у которого был хороший рост, перспективы на будущее и т.д. Но не хватило известности до такого уровня, чтобы вызвать доверие. То есть, ему просто не хватило времени. Тогда имеет смысл завалить второй тур. В этом случае, если побеждает кандидат "против всех", тогда выборы считаются несостоявшимися, и кандидатам, вышедшим во второй тур, лидерам общественного мнения, запрещено принимать участие в следующих выборах. Политическая обойма сокращается сразу на двух человек и темная лошадушка выходит в мэры.
Пример из мировой практики. В Италии недавно был референдум по поводу того, разрешать аборты или нет. Католическая церковь призывала всех сорвать референдум именно неявкой. Так оно и получилось.
– А что насчет того, чтобы подтасовать результаты?
– Результаты выборов очень сильно зависят от порядочности избиркомов. Там, где хороший избирком, невозможно различными операциями, вроде изъятия бюллетеней, подтасовать результаты, особенно с явкой. Вот, у вас тут не хватило около 200 голосов. При плохом избиркоме их можно было просто взять и выбросить. Не проблема. Но это легко проверяется при серьезном подходе к делу. Надо просто проверить количество выданных бюллетеней, погашенных бюллетеней. Ведь как происходит голосование? Вы пришли, расписались за бюллетень. Все выданные бюллетени запротоколированы. Если каких-то протоколов не существует, то никакого признания выборов действительными быть не может. После того, как все бюллетени выданы, они находятся в урнах, остальные бюллетени гасят, при этом тщательно пересчитывают. Простые арифметические действия показывают, все ли сходится. То есть, если избирком неподкупен, то результат выборов всегда объективен.