Вдруг чудища срываются с места и принимаются валтузить друг друга. В промежутках между ударами они танцуют под тревожную дискотечную музыку брейк и хип-хоп. Спустя несколько секунд, осознав бесперспективность борьбы, один из монстров предпочитает бесследно испариться. Его напарник по шаманству в замешательном гневе хватает совершающую рядом случайный променад черепашку-ниндзя за ворот и, подняв бедное животное в воздух, систематично нарушает ее конституционное право на неприкосновенность. Вскоре это действо наскучивает мучителю, и в целях разнообразия он машет черепашкой над головой. Не рассчитав вращательной инерции, упускает ниндзю из рук, и она улетает в заросли...
Это не кадры из фильма линии “Арт-хаус” или “Другое кино”. Это эпизоды из отечественного мультфильма, снятого впрочем, не в столично-организованных студиях. Шальные аниматоры живут от нас неподалеку, в городе Карабаново. Слухи о том, что в этом городе кто-то в обычных домашних условиях снимает пластилиновые мультики, мне доводилось слышать не раз. И вот, наконец, я вижу подтверждение этому собственными глазами. “Убийство лысого в подвале 3” – первый и пока последний мультик сделанный руками карабановца Михаила Морозова. Человек этот, надо заметить, в андеграундских кругах города небезызвестный. Прославился еще в школе, когда на тему стихов Пушкина нарисовал железнодорожное полотно, паровоз и электролинию. С этим рисунком чуть было не выиграл районный конкурс, уступив только тем конкурсантам, чьи работы рисовали родители-художники. Были и другие мероприятия, которые доказали его несомненные художественные способности. Однако следующий творческий всплеск Михаила был связан с музыкой. Вместе с ударником барабанного труда Эдуардом Новиком он выпустил небезызвестный альбом “Аленка”, о котором много писали, в том числе и в местной прессе. Позднее, после духовной связи с местными хип-хопперами, Мики Мор (именно так его называют в музыкальном обществе) “сострейчил” несколько композиций для глобальной One-Touch компиляции “Молсушки и Пасочки”, посвященной альтернативной сцене александровского района и разошедшейся по всей нашей необъятной стране. И вот выясняется, что где-то в промежутках Михаил Морозов еще занимается и мультиками.
Сюжет у мультика отсутствует напрочь. Фабула здесь не нужна по жанровым причинам. Стиль “файтинг” в конце девяностых годов прошлого века имел колоссальный успех. Многочисленные “денди”, “плей стейшен”, “Сеги”, культовая кинолента “Mortal Combat” — все это вселяло в души молодых людей благоговейный трепет. Даже в советские времена одним из самых популярных мультиков, если вы помните, считался пластилиновый боксерский поединок под названием “Брек”. Был период, когда жанр драки потерял массовую популярность. Тем не менее, и сейчас “файтинг” жив, перейдя в разряд элитарно-андеграундных зрелищ. Весь Интернет, к примеру, завален мультяшками со схематично нарисованными человечками черного и серого цвета, избивающими друг друга с помощью всеразличных стилей восточных единоборств. Причем жанр этот не стоит путать с так называемыми “боевиками”. Здесь насилие не потому, что несправедливость в мире, а потому, что это также легко, как почистить зубы. Достаточно припомнить гениальный фильм “Бойцовский клуб”, где комсомольско-искренняя бесшабашность удивительно сочеталась с насильственным зомбизмом. На всем этом фоне, мультик Морозова “Убийство лысого...” смотрится весьма неплохо. Искусственность в искусстве всегда имеет обратный эффект, точно также как минус на минус всегда дает плюс. А если учесть, что снят он был в 2000 году, при отсутствии какой бы то ни было мало-мальски приличной техники, то сам этот факт без сомнений уже заслуживает всеобщего внимания и одобрения. Некоторые, конечно, скажут, что насилия и без того хватает в нашей жизни, и, дескать, зачем же еще и мультики про это снимать. Понять таких людей можно и нужно, но наверняка, это те же самые люди, кто всерьез относится к клеточной игре в морской бой.
Встретиться с автором мультика оказалось делом непростым. Битый час, простояв у двери в попытках перезвонить дико орущую нонстопом музыку, я успокаивался только понимающими улыбками проходящих мимо соседей. Наконец, удача. И заспанный аниматор, уже через несколько минут превратившись в импозантного молодого человека, рассказывает мне о своем творении. Четыре дня напролет, отвлекаясь только на кратковременный сон, Михаил трудился над “Убийством лысого в подвале 3” (название, по словам автора, выбрано специально, поскольку никакого отношения к происходящему в мультике или вообще к чему-либо не имеет). Сначала необходимо было спаять железные скелеты, и только потом облепить их пластилином. Видеокамера оказалась старой и каждые полчаса нуждалась в подзарядке аккумулятора. Но трудности не имеют никакого значения, если человек испытывает чувство вдохновения. Пожалуй, это самое пьянящее ощущение из всех патологических зависимостей человека (чего и всем желаю). После того, как был отснят основной материал, пришло время монтажа. Выглядело это примерно так: видеомагнитофон ставился на убыстренный режим проигрывания. Получаемую картинку с телевизора Михаил вновь переснимал на камеру, второй же, единственно свободной рукой, озвучивал драки при помощи советских электронных барабанов. Словом, сюжет сшивался в боксерских перчатках, а роль иголки выполнял нестерилизованный многоразовый шприц. Меры, тонкости и последовательности от зрелища ждать не приходится, зато какой драйв.
...Киберроботы, составленные из перочинного ножика, часов, слухового аппарата и старого микрофона от катушечника “Астра” занимаются привычными для себя вещами. Роботобоязнь времен Азимова охватывает зрителя. В помощь ему появляется голый ведущий “Музыкального обоза”. Жестоко и неразборчиво он расправляется сначала с одним роботом (его киберноги еще долго будут хаотично и непонимающе носиться по экрану, желая отыскать обидчика), а затем и с другим. Благодарный зритель через выдох выпускает негативную энергию и, чтя заветы Майкрософта, откидывается на спинку кресла. Мультик заканчивается. Это хеппи-энд...
Долгое время единственными зрителями сего творения были близкие и друзья. Позднее Михаил веселил им однополчан. Успех был огромным. В настоящий момент фильм оцифровывается. Сам автор мечтает отослать его в известную теле-программу “Сам себе режиссер”. Помех для этого лично я не вижу. Ответом на законный вопрос: “Почему не последовало никаких продолжений?” — автор в очередной раз меня удивил. Оказывается, вдобавок ко всему, Мики Мор снял еще и игровой краткометражный фильм. Стилистика та же – по мотивам “Смертельной битвы”. Только вместо пластилиновых фигурок там были задействованы настоящие люди, облаченные в специально сшитые Михаилом костюмы. Была идея снять и целую киноэпопею про поиски алмазов в городе Карабаново. Был готов сценарий, артефакты. Но непредвиденное обстоятельство нарушило планы. Первого мая сего года, из детской коляски возле больницы злоумышленники, сами того не подозревая, похитили теперь уже легендарную видеокамеру Михаила Морозова. Ту самую, с отвратительным аккумулятором. Карабановская киноиндустрия оборвалась на взлете, не успев родиться. Печально, но хэппи-энды случаются, пожалуй, только на экранах.