Босоножки, купленные в магазине "Галерея" (недешевые, кстати), начали разваливаться сразу. Когда с каблука слетела пластмассовая набойка, оказалось, что она просто приклеена. Вместе с молоденькой покупательницей мы отправились в магазин, будучи согласны на любые условия, предусмотренные Законом по защите прав потребителей: ремонт за счет торгующей организации, обмен или возврат денег. Но торговые работники стояли насмерть, доказывая, что закон нарушен не был. Чтобы облапошивать покупателей, они обзавелись даже якобы выпиской из закона, в которой написано, что брак фурнитуры никак не влияет на качество товара в целом. То есть если на ботинках порваны шнурки, сломалась заклепка или отлетела набойка - это значит, что на самом деле ботинки отличные и претензий у покупателя не должно быть.
Так ничего и не добившись, мы отправились в отдел потребительского рынка, ценовой политики и защите прав потребителей администрации округа Александров. По настоянию ведущего специалиста отдела В.В. Погостновой деньги за бракованные босоножки покупательнице вернули. Однако, как нам стало известно позднее, в числе пострадавших оказались и другие покупательницы обуви в вышеозначенном магазине. Снова возникла конфликтная ситуация. Если она не будет разрешена мирно, сотрудники отдела помогут обманутым покупателям подготовить документы для подачи в суд. А суд, как показала практика, строго стоит на страже Закона по защите прав потребителей и наказывает виновных.
Больше всего в этой ситуации мне запомнилась радость девушки, потерпевшей от нечестного торговца. Получив назад деньги, она долго удивлялась, что, оказывается, есть такой хороший закон, который защищает права покупателей, а главное, что он реально работает. Поэтому нужно всегда отстаивать свои права, обращаясь за помощью к специалистам.
Обо всем этом беседуем с исполняющей обязанности заведующей вышеназванным отделом О.В. УТКИНОЙ.
***- Ольга Владимировна, как часто обращаются к вам жители округа, если нарушаются их права потребителей?
- За прошедшие полгода от жителей округа поступило 313 обращений. Это в два раза больше, чем за тот же период прошлого года. Из них в 278 случаях закон был нарушен. Потребителям было возвращено за некачественные товары и услуги 280 тысяч рублей. В суд было подано 9 исковых заявлений.
***- По каким вопросам люди обращаются к вам чаще всего?
- В основном, по коммунальным делам и по торговле. Часто возникают вопросы по дорогостоящим некачественным товарам - по мебели, электробытовым приборам, изготовлению металлических дверей и пр. Много обращений от населения по текущим крышам, по отоплению.
***- С какими предприятиями чаще всего у потребителей происходят конфликты?
- Несколько исков в суд подано на МУП "Тепловые сети". Большие претензии также к Центру металлических дверей. Из торговых предприятий уже назывался магазин "Галерея". Есть претензии по обслуживанию и качеству товаров к магазину "Евросеть". Тоже составлено несколько исковых заявлений в суд. Поступают жалобы на торговый центр "Милена", магазины фирмы "Эльдорадо", мебельные магазины и др.
Что касается торговли продуктами, то больше всего нареканий связано с просроченными сроками годности, с неправильным хранением. Это касается очень многих торговых точек.
***- Помнится, в разгар так называемой перестройки, когда один за другим начали появляться магазины, считалось хорошим тоном брать на работу продавцами только тех, кто никогда в торговле не работал. Считалось, что так можно улучшить качество обслуживания. Однако это привело к обратным результатам. Непрофессионализм обернулся еще большими проблемами...
- Да, это так. Предпринимателем быть непросто. Но по закону они должны отвечать за качество товаров той фирмы, с которой они сотрудничают. Поэтому работа нашего отдела строится таким образом, чтобы помочь предприятиям (а значит, и потребителям), а не просто применить к ним карательные меры. Проверки проводятся так, чтобы разъяснить коллективу ошибки, помочь понять новые требования, дополнения в законе о "Защите прав потребителей".
Если руководители внимательно относятся к своей работе, то проблем не возникает. К примеру, новый магазин "Рекорд" фирмы ООО "Экран-К" по продаже бытовой техники (рук. А.Т. Куприков). Они работают очень грамотно. У них прекрасные продавцы-консультанты, введены дополнительные услуги по ремонту, продумана система скидок для пенсионеров.
***- А есть еще в городе магазины, на которые нет жалоб?
- Да, это муниципальные предприятия, в которых работают профессионалы, наши старые опытные кадры: "Звездочка" (директор Т.И. Афанасьева), "Меркурий" (Л.В. Сорокина), "Сударушка" (Г.Г. Земскова), "Подарки" (Ф.С. Якимочкова), "Славянский" (Л.Л. Гаврилов). Здесь жалоб нет, потому что все вопросы решаются на уровне руководства.
Беседу вела
О. СЕМЕНОВА.