Прежде всего хотелось бы обозначить особенности экономики развития малых городов, к которым относятся Александров, Карабаново, Струнино, Балакирево. Проблемы, которые типичны сегодня для малых городов России, выросли из развала и разбалансированности экономики.
Это демографическая катастрофа: “Теряющий население теряет экономический потенциал своего государства, ставит под угрозу национальную безопасность”. Это один из выводов, который прозвучал на совещании в Совете Федерации по проблемам малых городов России.
Статистика нашего округа неумолима. Смертность по-прежнему почти в два раза превышает рождаемость. В первом полугодии в округе родилось 604 человека, а умерло 1116. А в целом ежегодно население страны сокращается почти на 900 тысяч человек уже 10 лет подряд. Примерно вдвое упал внутренний валовой продукт России к ВВП бывшей РСФСР.
МЫ НА НЕФТЯНОЙ ИГЛЕ
С 60-Х ГОДОВ
Коэффициент использования национального богатства страны устойчиво снижался с 1960 года. Уже в те годы премьер СССР А.Н.Косыгин выражал обеспокоенность и необходимость реформирования экономики, так как она прочно села на нефтяную иглу, утопив в нефтепродуктах скрытый перекос более чем на 30% превышение спроса над предложением. Анализ развала экономики в цифрах, приведенных на совещании, говорит о том, что она рухнула вследствие бессмысленного наращивания сектора материального производства и падения доли материальных оборотных средств, из-за чего начала резко снижаться фондоотдача.
Включение рыночного механизма привело к практически полному уничтожению оборотного капитала. Разбалансированность экономики по макроэкономическим показателям началась с 1954 года. Экономические пропорции до этого года стимулировали наивысшие темпы прироста производства, адекватные ему темпы прироста населения, а так же продолжительность жизни. Так, для возвращения темпов прироста населения, к количеству 10 человек на 1000 проживающих, необходимо увеличить ВВП в 1,9 раза, то есть, речь идет как раз о том удвоении, как о стратегической задаче выживания страны, которую поставил Президент Владимир Путин.
НЕРЕАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Но когда речь идет о реальном приросте, обязательно надо учитывать реальную инфляцию, а не те непонятным образом выведенные цифры, которые правительство доводит до нас в конце года. Как можно говорить о планировании инфляции на 10,6% в 2006 году, если только за первое полугодие бензин подорожал на 27%, электроэнергия на 13,9%, а удорожание теплоэнергии ожидается на 21,5%. Даже стоимость минимального набора продуктов питания, который ежемесячно обобщается по округу и передается в областной департамент цен, за первое полугодие подорожал на 22% (с 1170,65 руб. до 1429,57 руб.).
На основе официальной статистики строятся все прогнозы и формируются все бюджеты, в том числе местные. И к ней очень много вопросов. Первый, как уже сказано, — это коэффициент инфляции, который влияет на все плановые назначения по финансированию из бюджета.
Второй вопрос — это определение объемов производства по регионам с переходом на новую методику. По округу Александров мы до сих пор не получили ответа, каким образом мы с удвоенным ВП (за счет выхода ООО “Вестел” на плановую мощность) по данным статистики имеем заниженные объемы почти на 1 млрд. руб. Эта необъяснимая потеря существенна для области в целом.
БЮДЖЕТЫ МАЛЫХ ГОРОДОВ ПУСТЕЮТ
Что касается бюджетной обеспеченности муниципальных образований, — налицо ее снижение с учетом всех перечисленных факторов. Анализ финансирования только одной статьи бюджета округа — благоустройство — показывает, что относительное снижение за три последних года только по “Спецавтобазе” составило почти 3 млн. руб. Это же соответственно сказывается и на финансировании бюджетных сфер образования, здравоохранения, поддержки многодетных и малообеспеченных слоев населения. А при убыли доли бюджета в доходах семьи, последняя компенсирует недостаток финансирования из собственных доходов или исключает определенные виды расходов в силу невозможности их оплаты. Так сталкиваются интересы населения и предприятий жизнеобеспечения при их предбанкротном состоянии.
Главы муниципалитетов малых российских городов констатируют, что с 2000 года, когда органы государственной власти, ликвидировав большинство льгот населения, перешли от согласительного к уведомительному принципу формирования доходной части бюджетов. Происходит неуклонное относительное снижение финансовой составляющей местных бюджетов. При такой тенденции к 2007 году малые города могут остаться без финансовой поддержки вообще.
В свете Федерального закона № 131 от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” и др. постановлений Правительства до нас доведены основные направления бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2006 год. О том, что легче не будет, говорит следующий абзац. “Переход к новой системе межбюджетных отношений, основанной на подушевом выравнивании бюджетной обеспеченности, неизбежно выявит существующие неравномерности в распределении финансовых ресурсов между местными бюджетами. Инерционное развитие бюджетной сети, планирование от факта прошлых лет и сложившихся контингентов бюджетных учреждений, обусловят возникновение потерь для некоторых групп местных бюджетов”. Кто попадет в эту группу, покажет будущий финансовый год.
В настоящее время, до утверждения бюджета мы постараемся определить реальную расходную часть предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность округа (коммунальные службы) и социальной сферы в части лимитов на содержание здравоохранения и образования.
УВЕЛИЧИВАТЬ ТАРИФЫ НЕЛЬЗЯ!
Доходная часть коммунальных служб — это тарифы. На июльском совещании в Совете Федерации представители администраций малых городов приняли резолюцию, что дальнейшее увеличение тарифов для населения невозможно в силу низкого уровня доходов. Значит, разницу должны принять на себя бюджеты, т.е. в доходную часть необходимо передать достаточное количество налогов и дотаций субъекта федерации, а в субъект, соответственно, из федерального бюджета. Сегодня это самый важный вопрос, над которым должны работать и администрация, и Совет народных депутатов.
ИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ
МОМЕНТОВ — ЛИЗИНГ
можно отметить то, что найден оптимальный вариант обновления основных средств для муниципальных предприятий округа. Толчком послужило совещание в администрации области с лизинговыми компаниями. Плюсы приобретения техники в лизинг очевидны: после взноса в 10% стоимости техника начинает работать на предприятие, уже окупая себя. Если принять во внимание, что удорожание по году составляет в среднем 25-30%, а на ремонт старой техники уходят колоссальные средства, то становится понятным, что предприятия, посчитав, выстроились у нас в очередь. Рамочное соглашение подписано главой округа с ЗАО “Владимирская лизинговая компания”.
На предыдущем Совете мы получили разрешение на приобретение техники спецавтобазе (21 июля был пригнан новый мусоровоз) и предприятию “Тепловодоканал” п. Балакирево. На августовском Совете будет решаться вопрос о приобретении по этой схеме для тепловодоканала и МТС управления сельского хозяйства два кормораздаточных механизма. Реестр открыт для всех, кто посчитал свои возможности и потребности, независимо от форм собственности. Уже поступила заявка от Горэлектросети г. Струнино. Это настоящий прорыв в обновлении основных средств муниципальных предприятий. Поэтому в помощь им очень важно предусмотреть инвестиционную составляющую и создать на местном бюджете фонд муниципального развития по аналогии с областным.
За счет скудных средств, заложенных по остаточному принципу в тарифах предприятий на ремонт, приходится приобретать технику. Но это не решит накопившихся проблем обслуживания жилого фонда и социальной сферы. Чтобы кардинально изменить ситуацию, в резолюцию совещания внесено предложение направить часть стабилизационного фонда на снижение тарифов населения. Но с компенсацией всей разницы в доходах (прошедших экспертизу) для предприятий жизнеобеспечения через местные бюджеты путем их дотаций.